Анализ организации потребительского рынка в сфере розничной торговли в Дмитровском районе города Москвы




Динамичному развитию рынка розничной торговли за последние годы способствовали стабилизация экономического положения, увеличение реальных денежных доходов населения, подъем промышленности и, как следствие, повышение емкости потребительского рынка и услуг.

В силу своих особенностей сфера потребительского рынка и услуг наиболее быстро реагирует на изменение социально-экономических условий в общегородском хозяйстве.

Инвестиции в основной капитал увеличились на 106,2% (2009 г. – 104,5%). Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения за 2010 г. составили 22269 рублей.

Номинальные денежные доходы населения за 2010 год увеличились по сравнению с 2009 годом.

Рисунок 6 - Соотношение реальных денежных доходов, розничного товарооборота и сводного индекса потребительских цен на товары в 2010 году по сравнению с 2009 годом» (по темпам роста в сопоставимых ценах) Москвы

Из диаграммы, представленной выше, видно, что реальные денежные расходы на протяжении всего года превышали розничный товарооборот.

Ежедневно жителям и гостям столицы продавалось товаров на 3275,0 млн. руб. оказывалось услуг общественного питания на 113,6 млн. руб., бытовых услуг на 81,1 млн. руб.

Для всего населения продовольственная корзина рассчитана на 2240 килокалорий (белок 74 г., в т. ч. животного происхождения — 21 г.). Эта калорийность далека от стандартов развитых стран (3300 килокалорий) и почти соответствует питанию в развивающихся странах (2100 килокалорий)на 46,6%.

За последние годы розничный рынок России и Москвы претерпел существенные изменения. Так, увеличилась доля организованной торговли в совокупном объеме розничных операций. Новые организационные структуры обеспечивают:

- повышение качества торгового сервиса;

- оптимизацию товарно-денежных потоков

На территории Дмитровского района г. Москвы расположено 265 ед. предприятий потребительского рынка и услуг – торговая площадь сост. 24,09 тыс.кв.

Из них:

- продовольственных магазинов – 40

- непродовольственных – 53

- общепита – 37

- бытовое обслуживание – 41

- 2 торговых центра

- 1 рынок (строительных материалов)

- 97 нестационарных объекта мелкорозничной сети (27 павильонов, 25 киосков, 12 автомагазинов, 4 автокафе, 8 ОТМ и прочие)

Из 40 продовольственных магазинов:

- 7 ед. сетевые структуры. Все эти предприятия относятся «высокотехнологическим» магазинам: к ним применяются новейшие принципы организации торгово-технологических процессов, внедряются современные типы торгового оборудования, процессы управления и учета автоматизированы.

Общий объем оборота розничной торговли за 2010 г. составил 1179,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах больше уровня соответствующего периода 2009 г. на 4,1%.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров – 42,6 на уровне предыдущего года, непродовольственных товаров – 57,4 %.

Оборот торгующих организаций за 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 4,2%.

Объем продажи продовольственных товаров увеличился на 3,6%, непродовольственных – на 4,4%.

Товарные запасы в торговых и неторговых организациях по состоянию на 31 декабря 2010 г. выросли по сравнению с запасами на 31 декабря 2009 г. на 1,8%. Обеспеченность оборота розничной торговли товарными запасами составила 29 дней.

Показателем, характеризующим объёмы и качество розничной торговли, является товарооборот. Рассмотрим данные по объему розничного товарооборота по Дмитровскому району за 2010 год (таблица 9).

Таблица 9 - Оперативные данные по общему объему розничного товарооборота (по каналам реализации) и обороту общественного питания по Дмитровскому району за 2010 год

Наименование показателя Объем продаж 2010г. Темпы роста в % 2010г. к 2009г. Темпы роста % 2010г. к 2009г.
  млрд.руб. в факт. ценах в сопост.ценах
Общий объём розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации: из него: 1830,2 233,4 212,0
Оборот розничной торговли, через все каналы реализации, в том числе: 1703,4 466,6 422,8
продовольственные товары 694,2 238,6 210,6
непродовольственные товары 1009,2 228,0 212,6
оборот розничной 1308,6 233,0 211,2
Продолжение таблицы 9
       
торговли торговых и неторговых организаций (без продажи неорганизованного рынка)      
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 448,8 230,2 212,8
Оборот общественного питания 73,4 258,6 222,2

Динамика объемов розничного товарооборота по кругу крупных и средних предприятий потребительского рынка САО по административным округам за отчетный период сложилась следующим образом:

- наибольший удельный вес приходится на Западное Дегунино – 46,8%;

- в пределах от 15 до 5%: Дмитровский – 10,7%; Восточное Дегунино – 13,7%, Западное Дегунино - 6,2%, Ховрино - 9,3%,

- с долей объема до 5%: Коптево – 3,9%, Бескудниковский – 2,8%

Показатели Дмитровского района находятся в пределах от 15 до 5%, что говорит о среднем объеме товарооборота.

В таблице 10 нами будет рассмотрена структура розничного товарооборота по Дмитровскому району за 2010 год.

Таблица 11 - Структура розничного товарооборота по Дмитровскому району за 2010 год (в % на душу населения)

Наименование показателя Объем продаж 2010г. На душу населения в год (в %)    
млрд. руб. (в %)  
Общий объём розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации: из него: 1830,2 1,83  
Продолжение таблицы 9  
     
Оборот розничной торговли, через все каналы реализации, в том числе: 1703,4 1,70
- продовольственные товары 694,2 0,69  
- непродовольственные товары 1009,2 1,0  
оборот розничной торговли торговых и неторговых организаций (без продажи неорганизованного рынка) 1308,6 1,31  
продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 448,8 0,44  
Оборот общественного питания 73,4 0,07  

Наибольший процент розничного товарооборота на душу населения в Дмитровском районе приходится на оборот розничной торговли торговых и неторговых организаций 1,31 %, затем продажа товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках 0,44% и наименьший процент от оборота предприятий общественного питания 0,07 %.

На рисунке 7 будет представлена динамика среднего объема товарооборота предприятий розничной торговли Дмитровского района с 2007 по 2010 гг.

Рисунок 7 – Динамика среднего объема товарооборота предприятий розничной торговли Дмитровского района с 2007 по 2010 гг., млрд. руб.

Из рисунка 7 видно, что с 2007 г. по 2010 г. объем товарооборота у предприятий «Продукты» и «Промтовары» начал увеличиваться, хотя изначально у магазинов «Продукты» он был выше и к 2009 году виден большой спрос на их продукцию (это повышение еще связано с большим иммиграционным потоком). Но с 2009 г. по 2010 г. товарооборот начал падать, что может быть связано закрытием нескольким магазинов и нерациональным использование земли.

За последнее время в районе активно развиваются сетевые торговые структуры. Их доля в общем объеме возросла с 5% в 2003 году до 32 % в 2010 году и продолжает расти. Обеспечено бесперебойное обеспечение населения различными товарами в достаточно широком ассортименте. В ведущих сетевых торговых компаниях ассортимент реализуемых товаров составляет до 30-35 тыс. наименований.

На территории района функционируют сетевые торговые предприятия такие как: ООО «Копейка-Москва» Клязьминская, д. 26, к. 2, ЗАО «Магнолия» ул. Учинская, д. 1, ООО «Агроаспект» «Пятерочка», ул. Ангарская, д. 61, ЗАО «Дисконт центр» «Дикси 25», Клязьминская, д. 21.

Специфика расположения района такова, что основной контингент покупателей в магазинах составляет местное население, миграционные потоки невелики.

На территории Дмитровского района в 2007 г. был открыт универсам ООО «Копейка-Москва» (Коровинское ш., д. 26 к. 2). Универсам оснащен высокотехнологичным оборудованием и программным обеспечением для оптимизации бизнес-процессов. Торговое оборудование отвечает всем современным требованиям к хранению товара. Современные кассовые модули позволяют обеспечить бесперебойное обслуживание покупателей и помогают вести оперативный учет, охранная система исключает любые инциденты.

ООО «Копейка-Москва» является магазином эконом-класса, где жители района могут купить продукты и продовольственные товары достаточно по низким ценам, что очень важно для малообеспеченных граждан.

В 2010 г. силами предприятий потребительского рынка района оказана денежная материальная помощь на 140,0 тыс. руб.

Так, по состоянию на 01.03.2011 г. в районе расположены 36 объектов стационарной сети (магазины), обеспечивающие жителей района социально-значимыми товарами, из них: в 34 магазинах есть отделы по реализации хлеба,

в 35 отделах реализуется молоко, в 30 отделах - плодоовощная продукция.

Также на территории района функционируют 25 отдельно стоящих павильонов «Продукты питания», которые находятся в жилых микрорайонах.

В 2008 г. на территории района был открыт специализированный магазин «Овощи-фрукты».

Особое внимание уделяется социальной направленности розничной торговли.

Управой района ведется еженедельный контроль за организацией в аккредитованных предприятиях торговли обслуживания ветеранов ВОВ и лиц льготной категории, а также за порядком формирования цен на реализуемые товары и услуги.

Во исполнение Постановления от 28 мая 2002 г. N 399-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов» аккредитованный магазин обязан соблюдать ассортиментный перечень товаров и цены на них [6].

На данный момент в Дмитровском районе города Москвы расположены 3 аккредитованных магазина:

- ЗАО «Дисконтцентр ДИКСИ 25 (Клязьминская ул., д. 21);

- ООО «Изобилие Баркад» (Яхромская ул., д. 2);

- ООО «Агроаспект» м-н «Пятерочка» (Ангарская ул., д. 61).

3 аккредитованных предприятий явно недостаточно, управе необходимо активизировать работу по аккредитации магазинов.

Для создания удобств населению реализуются мероприятия по открытию предприятий пешеходной (шаговой ) доступности.

В соответствии с распоряжением префекта САО г. Москвы № 5549 от 13.07.2009 г. были проведены расчеты потребностей площадей под объекты потребительского рынка и услуг шаговой доступности на территории САО, разработанные НИиПИ Генплана г. Москвы, в том числе в Дмитровском районе г. Москвы. Территория тогда была разбита на 5 зон (Приложение A).

По нормативам на каждую тысячу человек должно приходиться 120 кв. м. торговой площади продовольственных магазинов и 150 кв. м. – промтоварных магазинов [17].

На данный момент по каждой зоне также проведен расчет обеспеченности района потребительской площадью под объекты торговли для Дмитровского района города Москвы (Таблица 12).

Таблица 12 - Потребительские площади под объекты непродовольственной торговли

№ зоны шаг/доступ Адрес зоны Отрасль Кол-во жителей Кол-во предприят. /площадь (кв.м.) Дефицит в развитии объектов
           
I Долгопрудная ул., Карельский б-р, Клязьминская ул., Дмитровское ш., Вагоноремонтная ул. Непродовольственная торговля 21,235 8/2116   - 1034 кв.м.
II Клязьминская ул., Лобненская ул., Карельский б-р Лобненская ул., Дмитровское ш., Непродовольственная торговля 21,020 9/1574   - 1576 кв.м.  
III Яхромская ул., ул. С. Ковалевской, Учинская ул., Икшинская ул. Непродовольственная торговля 17,189 18/2565 + 15 кв. м.
  IV   Ангарская ул., Клязьминская ул, Коровинское ш Непродовольственная торговля 22,382 11/1266   - 2034 кв.м.
V Дмитровское ш., С. Ковалевской ул., Яхромская ул., 800-летия Москвы   Непродовольственная торговля 6,078 13/2412 + 1512 кв.м
             

Следует отметить, что в некоторых зонах района сложилась ситуация дефицита предприятий потребительского рынка по отраслям непродовольственной торговли.

Необходимо достичь нормативов по обеспеченности населения торговыми площадями непродовольственных магазинов, ведь недостаток торговой сети всегда вызывает рост цен, очереди, увеличение издержек потребления и иные негативные явления, способствующие снижению качества торгового обслуживания населения.

Иной раз компенсация нехватки торговых площадей производится путем насыщения территории района некапитальными объектами мелкорозничной сети (МРС) – автомагазинами и лотками.

При таком способе торговли предприниматели легко получают большую прибыль из-за возможностей уходить из-под реального налогообложения. Учитывая этот факт, по всей Москве появилось огромное количество объектов МРС, расположенных в хаотичном порядке, а стационарные магазины стали закрываться в силу нерентабельности и открытие новых стационарных магазинов стало редкостью.

Требуется упорядочивание мелкорозничной сети.

Управой района в целях реализации Программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007–2009 годы проводились мероприятия по формированию комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан [18].

В Дмитровском районе в целях интеграции инвалидов предприятия были комплексно адаптированы для колясочников и маломобильных жителей: ООО «ТД Перекресток», Лобненская ул., д. 4А, ЗАО «Седьмой континент», Коровинское ш., д. 24, к.1. Комплексно адаптированные предприятия для инвалидов делают поход в магазин не затруднительным занятием для таких людей. Стоит отметить, что адаптация предприятий потребительского рынка проводилась за счет денежных средств собственников.

Во исполнение Постановления Правительства Москвы
№ 692-ПП от 27 августа 2002 года «Об организации контроля и административной ответственности за нарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы» районные управы вправе провести проверку объекта потребительского рынка, если на него была жалоба гражданина [19].

Управа осуществляет взаимодействие на территории района с:

1. Роспотребнадзором по САО; Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора САО;

2. Окружным филиалом лицензионной палаты;

3. Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора САО;

4. АТИ по САО;

5. ОВД по Дмитровскому району города Москвы.

Совместно с федеральными контрольно-надзорными органами (ОВД, «Роспотребнадзор») проводятся рейды по выявлению и пресечению незаконной реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в объектах мелкорозничной торговли.

Совместно с ОВД проводятся рейды по ликвидации несанкционированной торговли и еженедельный мониторинг территории с целью недопущения и пресечения несанкционированной торговли на улицах города. За 2010 год было выявлено 127 фактов несанкционированной торговли на территории Дмитровского района г. Москвы.

В управу района поступают многочисленные обращения граждан по различным вопросам (таблица 13).

Таблица 13 - Сведения о результатах приема граждан в управе Дмитровского района по итогам работы 2010 г.

Показатели приема граждан Количество обратившихся граждан
Обратилось в приемную районной Управы  
Из них принято руководителями районной Управы  
Проведено приемов  
в т.ч. главой управы  
Основные вопросы на приемах:  
Жилищные вопросы  
Содержание и эксплуатация жилищного фонда, благоустройство  
Предприятия торговли и общественного питания  
Архитектура, реконструкция и строительство, гаражи и автостоянки  
Социальное обеспечение  
Как мы видим из таблицы 13, в управу за 2010 год поступило 48 обращений граждан по вопросам торговли, этот показатель достаточно высок и следует выяснить, по каким вопросам обращались жители.Для того чтобы узнать, чем в основном не довольны жители в сфере торговли, мною был проведен выборочный телефонный опрос. Опрошено 100 человек, проживающих в Дмитровском районе города Москвы.

Результаты опроса представлены в таблице 14.

Таблица 14 - Результаты телефонного опроса по вопросу организации розничной торговли

  Вопрос Ответы, %
Да Нет
  Довольны ли Вы организацией розничной торговли в Дмитровском районе?    
  Устраивает ли Вас расположение предприятий розничной торговли?    
  Встречались ли Вам случаи покупки продукции ненадлежащего качества или неудовлетворительного обслуживания на предприятиях розничной торговли?    

На вопрос «Если Вы не довольны организацией розничной торговли в Дмитровском районе, то, какие конкретно стороны Вас не устраивают?». Ответы респондентов представлены в таблице 15.

Таблица 15 – Варианты ответов респондентов на задаваемый вопрос

Вопрос Вариант ответа
 
Если Вы не довольны организацией розничной торговли в Дмитровском районе, то, что конкретно Вас не устраивает?     Высокие цены на продукты
Отсутствие магазинов "шаговой доступности"
Распространенность объектов мелкорозничной сети
Низкий уровень обслуживания и качества продуктов в объектах мелкорозничной сети

На рисунке 8 представлено процентное соотношение отрицательных черт розничной торговли Дмитровского района города Москвы, выявленных в ходе опроса населения.

Рисунок 8 – Отрицательные черты розничной торговли Дмитровского района в процентном соотношении

По результатам опроса был выявлен наиболее распространенный характер жалоб. Наибольшее количество недовольств (44% опрошенных) вызывают высокие цены на продукты, так как у малообеспеченных жителей района большая часть месячного дохода уходит на то, чтобы полноценно питаться.

29% опрошенных не довольны отсутствием магазинов «шаговой доступности», 21% не устраивает распространенность мелкорозничной торговли в районе, 6 % - низкий уровень обслуживания и качества реализуемых продуктов.

21 % людей, которые отвечали, что недовольны распространенностью мелкорозничной торговли в районе, им задавался дополнительный вопрос: «Что именно в мелкорозничной сети Вас не уcтраивает?». Ответы респондентов представлены в таблице 16.

Таблица 16 – Количество и варианты ответов респондентов на задаваемый вопрос

Вопрос Количество и варианты ответов
 
Чем именно в мелкорозничной сети Вы не довольны?   ОТМ реализуют лишь вредную продукцию, такую как сигареты, алкогольные напитки (10 человек)
Несоблюдение санитарных правил в таких объектах торговли (5 человек)
Реализация предпринимателями кур-гриль (3 человека)
Негативное влияние МРС на пешеходную и транспортную инфраструктуру (3 человека)

Из таблицы 16 видно, какие моменты в существовании мелкорозничной торговли беспокоят жителей района. Наибольшее количество людей, жалующихся на распространение мелкорозничной торговли – 10 человек, называют причиной тому - реализацию в ОТМ вредной для здоровья продукции. 5 респондентов считает, что в объектах мелкорозничной торговли не соблюдаются санитарные правила.3 – жалуются на продажу кур-гриль и 3 на негативное влияние мелкорозничной сети на пешеходную и транспортную инфраструктуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: