Б) внутренняя и внешняя политика Песистрата.




Статус Писистрата опирался на два фактора: благородное происхождение и военные успехи будущего тирана. Уже по рождению Писистрат был самой подходящей фигурой для тиранической власти: он происходил из рода древних афинских царей Кодридов и приходился родственником Солону.

Военную славу Писистрат стяжал себе во время очередной войны с Мегарами, во время которой ему удалось захватить важную для афинян гавань Нисею. Датировка этой войны весьма затруднительна, особенно из-за путаницы, внесенной Плутархом, который подвиги Писистрата приписал к войне Солона за Саламин. Геродот сообщает, что Писистрат был полководцем в этой войне и прославился еще другими замечательными подвигами.

Примеры некоторых греческих тиранов показывают, что должность военачальника часто служила для них трамплином для захвата власти, а также иногда их официальным статусом. Поэтому Писистрат благодаря своему происхождению и блестящим полководческим успехам был уже почти готовым царем-тираном. Ему оставалось только сделать решающий шаг, чтобы взять власть в свои руки.

По античному преданию, с воцарением Писистрата в Афинах началось смятение: народ с самого начала поддержал тирана, а аристократия пришла в панику.

Придя к власти, Писистрат первым делом позаботился о своей безопасности. Геродот говорит, что он взял в заложники детей своих политических противников, которые не успели бежать из страны вместе с Алкмеонидами, и отправил их на Наксос к своему другу Лигдамиду.

Писистрат пользовался поддержкой народа и ему не надо было его разоружать. В качестве своей охраны он имел при себе наемников.

Все источники единодушны в том, что Писистрат оставил в силе все действующие законы и ничего в них не менял.

Поскольку Писистрат правил в мирное время, на первый план для него как для царя выдвигалась культовая сфера.

Естественно, что первым делом тиран должен был позаботиться о культе главной богини города, ведь это она ≪собственноручно≫ привела его к власти. Поэтому культу Афины он уделял особое внимание. В Афинах уже существовал праздник Великих Панафиней в честь богини, и Писистрат постарался придать ему как можно больше блеска и пышности. В числе прочего он учредил и спортивные состязания в честь Афины, что сделало этот праздник заметным явлением в жизни всей Греции.

Благодарный тиран этим не ограничился и построил своей богине-покровительнице храм на Акрополе, а также сделал целый ряд других культовых посвящений в ее честь.

Тем самым он возвеличил культ Афины и придал ему общегосударственный характер.

Следовательно, тиран воплощал в своей персоне саму афинскую государственность, а также легитимную, определенную божественным промыслом власть.

Большие почести он оказал также и Дионису — ему было посвящено святилище на склоне Акрополя и учрежден праздник городских, или великих, Дионисий, на котором тогда впервые появилась драма, положившая начало греческому театру.

Почтил тиран также олимпийского бога Аполлона, построив ему святилище и произведя религиозное очищение посвященного ему острова Делос.

Таким образом, культовая деятельность Писистрата показывает, что в религиозной сфере он просто блестяще проявил себя в качестве харизматического богобоязненного царя.

Престиж Писистрата укрепляла также широкая строительная деятельность, украсившая город не только культовыми, но и величественными общественными постройками.

Теперь обратимся к следующей царской функции, которую должен был выполнять Писистрат, — к судейству. Из-за лаконичности наших источников нам очень мало что известно об этом. Только Аристотель сообщает, что Писистрат учредил судей по демам, т. е. установил областные суды, и сам ездил по стране, наблюдая за ходом дел и примиряя тяжущихся.

Аристотель пишет, что Писистрат давал беднякам ссуды, чтобы они могли прокормить себя, занимаясь земледелием.

Развитие же денежной системы благотворно влияло на создание внутреннего рынка и было выгодно для торговцев и ремесленников. Источники ничего не говорят об отношении Писистрата к этим группам населения, но есть основания полагать, что он проводил по отношению к ним протекционистскую политику.

В итоге античное предание создало позитивный образ Писистрата, изображая его как справедливого и доброго правителя. Такой имидж прекрасно подходил для роли царя, которую тиран брал на себя. В то же время он мог сложиться только как результат эффективной социальной политики тирана, обеспечившей ему признание современников. Очевидно, что особой популярностью Писистрат пользовался у простого народа, лучше всего ощущавшего его благотворную политику. Поэтому, по словам Аристотеля, уже тогда часто можно было слышать выражение, что «тирания Писистрата — это жизнь при Кроносе» (золотой век).

в) правление Песистратидов, причины падения тирании.

Всего у Писистрата было несколько сыновей от разных жен и их генеалогические линии, равно как и судьба, прослеживаются весьма неясно.

Достоверно известно, что власть в Афинах унаследовали двое — Гиппарх и Гиппий, а их брат Гегесистрат был тираном в Сигее.

Реально делами управлял Гиппий, в то время как Гиппарх, по словам Аристотеля, был человеком легкомысленным, влюбчивым и большим поклонником Муз.

О правлении Писистратидов нам известно очень мало: античные авторы обходят этот вопрос стороной и концентрируют внимание на истории убийства Гиппарха. Только Фукидид в нескольких фразах дает скупое описание их власти. Из его слов видно, что тираны продолжали политику своего отца и ничего не меняли в государственном устройстве. Он пишет, что они правили мирно, без применения насилия, старались избегать недовольства и проявить ≪больше всего доблести и благоразумия≫.

Далее Фукидид говорит, что при тиранах по-прежнему оставались в силе все прежние законы и что тираны заботились только о том, чтобы кто-то из их семьи всегда занимал должность архонта. Писистратиды продолжали дружественную политику отца по отношению к аристократии и даже превзошли его в этом, коль скоро при них даже Алкмеониды смогли вернуться из изгнания.

Писистратиды выпустили новую монету с изображением Афины и ее символа — совы. Следовательно, товарно-денежные отношения в Аттике продолжали успешно развиваться.

Во внешней политике тираны поддерживали дружественные отношения с союзниками. Вот и все, что можно сказать о политике Писистратидов.

Зато довольно неплохое представление мы имеем об их культурной политике. Аристотель говорит, что из-за своей склонности к Музам Гиппарх приглашал в Афины поэтов.

Это повышало престиж тиранов, которые играли роль покровителей Искусств.

Писистратиды увлекались изречениями оракулов и при них имелись целые сборники пророчеств.

Они поддерживали и элевсинский культ, завершив начатое там при их отце строительство внушительного зала для посвящений.

Писистратиды продолжали вести активную строительную деятельность: они достроили или перестроили храм Афины на Акрополе, завершили строительство в Элевсине, возвели алтарь двенадцати богам на агоре.

Они провели водопровод, посвятили еще один алтарь Аполлону и начали сооружение громадного храма Зевса Олимпийского.

Эти мероприятия дали работу многим афинянам и способствовали развитию ремесла, о чем свидетельствует большое количество найденных на Акрополе посвящений ремесленников.

Все факты говорят о том, что достигнутое при Писистрате процветание Афин продолжалось и при его детях.

Как всегда, беда нагрянула внезапно. Причиной тому была порочная наклонность и необузданность одного из братьев-тиранов. Согласно древнейшей версии, Гиппарх воспылал гомосексуальной страстью к юноше Гармодию, а когда его притязания были отвергнуты, он отомстил непокорному юноше, нанеся обиду его сестре. У Гармодия уже был свой любовник по имени Аристогитон. Они оба сочли себя оскорбленными и решили в отместку убить обоих тиранов. С этой целью был составлен заговор, в который были вовлечены их некоторые друзья. Свой замысел они должны были осуществить во время праздника Великих Панафиней, когда в Афинах особенно много народа и можно легко затеряться в толпе. Но, как это часто бывает в подобных ситуациях, вмешался случай и расстроил их планы. Во время праздничной процессии Гармодий с Аристогитоном вдруг увидели, что один из участников заговора любезно беседует с Гиппием. Они подумали, что он их выдает и решили действовать без промедления, пока их не арестовали. С кинжалами в руках они внезапно напали на стоявшего отдельно Гиппарха и убили его. Подбежавшие телохранители тут же на месте расправились с Гармодием, а Аристогитону удалось скрыться в толпе. Вскоре он был пойман, подвергнут пыткам и казнен.

После убийства брата Гиппий правил в Афинах еще четыре года. Трагическое происшествие вызвало коренной перелом в его правлении: опасаясь новых заговоров, он стал подозрительным, начались акты мести, аресты и казни.

Положение Гиппия становилось все более шатким и благодаря угрозам извне. Могущественный род Алкмеонидов так и не смог прижиться при тиранах и отправился в повторное изгнание либо еще до убийства Гиппарха, либо сразу после.

За границей Алкмеониды собрали вооруженный отряд и вскоре вторглись в Аттику, пытаясь захватить власть в Афинах, но потерпели сокрушительное поражение на поле боя. Тем не менее, они не оставили своих попыток и через некоторое время снова появились в Аттике с оружием в руках и укрепились в местечке Лепсидрии в гористом районе на севере Аттики. Но и на этот раз им не повезло: они были выбиты оттуда войсками Гиппия и понесли тяжелые потери.

Убедившись, что собственными силами они справиться не могут, Алкмеониды изменили тактику: пользуясь своим давним влиянием в Дельфах, они взяли у амфиктионии подряд на восстановление недавно сгоревшего храма Апполона. Располагая большими денежными ресурсами, они вложили в постройку немало собственных средств и отстроили храм гораздо красивее, чем это предполагалось по замыслу. При этом они не только увеличили свой престиж, но и подкупили Пифию, которая теперь каждый раз, как к ней обращались спартанцы, на любой их вопрос отвечала, что божество велит им освободить Афины.

В конце концов спартанцы, несмотря на свои дружеские отношения с тиранами, были вынуждены подчиниться ≪воле божества≫ и послали в Афины военный отряд на кораблях. Этот отряд был встречен пришедшей на помощь Гиппию фессалийской конницей, которая стремительно атаковала спартанцев, разбила их и обратила в бегство.

Спустя некоторое время спартанцы отправили в Аттику по суше многочисленное войско во главе с царем Клеоменом. Это была уже настоящая фаланга, которой без труда удалось обратить в бегство фессалийскую конницу. Затем Клеомен вместе с афинянами, т. е. с Алкмеонидами и их сторонниками, принялся осаждать Гиппия на Акрополе. Гиппий был хорошо подготовлен к обороне и имел у себя достаточно провианта, чтобы выдержать долгую осаду. Спартанцы же не имели достаточносредств для осады и ушли бы в скором времени, ничего не добившись, если бы не случайность.

В их руки попали дети Гиппия, которых отец хотел тайно переправить в безопасное место. Это вынудило Гиппия сдаться, в обмен за что он получил возможность беспрепятственно покинуть Афины вместе с детьми и имуществом. Изгнанники отправились в Сигей, где правил брат Гиппия Гегесистрат. Так наши источники описывают падение тирании в Афинах, случившееся в 511/10 г. до н. э.

Несмотря на отдельные неясности и сомнительные моменты, эта история со всей очевидностью показывает, что тирания была свергнута не народным восстанием, а вторжением извне, и что главную здесь роль сыграло не народное возмущение, а соперничество конкурирующих кланов.

Таким образом, тирания в Афинах погибла так же, как и возникла, в ходе конкурентной борьбы за власть среди аристократии. Народ отнесся к происходящему совершенно безучастно.

5 вопрос. Законодательство Клисфена:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: