Принципы управления персоналом




Лаврентьева М. Н.

 

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

 

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования профессий:

120703«Информационное обеспечение градостроительной деятельности»,
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

 

Владивосток 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

1. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 7

1.1. Персонал. 7

1.2. Содержание дисциплины, ее задача и связь с другими дисциплинами. 7

1.3. Принципы управления персоналом.. 8

1.4. Функции управления персоналом.. 9

1.5. Структура персонала. 10

1.6. Система признаков классификации персонала организации. 12

1.7. Роль менеджера в системе управления персоналом.. 13

2. ЭВОЛЮЦИЯ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 14

2.1. Эволюция взглядов на управление персоналом.. 14

2.2. Этапы развития науки о персонале. 15

2.3. Основные концепции управления персоналом.. 16

3. СИСТЕМА РАБОТЫС ПЕРСОНАЛОМ... 19

3.1. Система управления персоналом.. 19

3.2. Методы управления персоналом.. 21

3.3. Сущность, причины и классификация конфликтов. Методы управления. Стрессы.. 25

4. СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ... 27

4.1. Кадровая стратегия. 27

4.2. Кадровая политика. 29

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ... 32

5.1. Основные направления деятельности современных кадровых служб. 32

5.2. Организационные структуры системы управления персоналом. 33

5.3. Кадровое обеспечение. 35

6. НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 37

6.1. Документационное обеспечение. 37

6.2. Информационное обеспечение. 37

6.3. Техническое обеспечение. 38

6.4. Правовое обеспечение. 39

7. КАДРОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 41

7.1. Цели, задачи и виды кадрового планирования. 41

7.2. Этапы планирования. Выбор метода планирования и прогнозирования. 42

7.3. Оперативный план работы с персоналом.. 42

8. УПРАВЛЕНИЕ НАЙМОМ ПЕРСОНАЛА НА РАБОТУ.. 46

8.1. Основные понятия, технология. 46

8.2. Расчёт потребности в персонале. 46

8.3. Определение критериев. 47

8.4. Источники набора. 48

8.5. Выбор методов оценки и отбора кадров. Требования к проведению собеседования. 49

8.6. Оформление на работу. Требования трудового кодекса РФ при приёме на работу. 51

9. РАССТАНОВКА И АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.. 54

9.1. Расстановка персонала. 54

9.2. Основные направления организации труда. 55

9.3. Формы разделения труда и кооперация. 55

9.4. Организация рабочего места. 55

9.5. Движение персонала. 56

9.6. Адаптация: понятие, задачи, факторы, влияющие на адаптацию, классификация. 56

9.7. Первичная адаптация. 58

9.8. Вторичная адаптация. 59

9.9. Социальная адаптация. 59

10. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА.. 61

10.1. Оценка труда: понятие, функции, условия, этапы, требования. 61

10.2. Роль оценки персонала. Критерии. 62

10.3. Методы оценки. 63

10.4. Показатели эффективной работы подразделений и организации в целом.. 64

10.5. Оценка работы кадровой службы.. 65

10.6. Критерии оценки деловых качеств менеджера. 65

11. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ.. 68

11.1. Понятие, факторы, влияющие на карьеру. 68

11.2. Виды карьеры.. 68

11.3. Этапы формирования карьеры.. 69

11.4. Планирование и контроль деловой карьеры.. 70

11.5. Управление карьерой. 70

11.6. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала (СППП) 71

11.7.Кадровый резерв. 71

11.8. Аттестация: понятие, виды. Содержание работы с кадровым резервом.. 72

12. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА.. 76

12.1. Виды профориентации и их содержание. 76

12.2. Профессиональное образование и обучение персонала. 77

12.3. Виды обучения персонала. 77

12.4. Концепции обучения. 77

12.5. Предмет обучения: знания, умения, навыки. Внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение и их содержание. 78

13. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА.. 82

13.1. Организация труда: понятие, основные направления. 82

13.2. Нормирование труда. 83

13.3. Совершенствование организации труда: мотивация и стимулирование. 85

13.4. Социальный аспект совершенствования организации труда. 88

13.5. Текучесть кадров оценка и меры по снижению ее уровня. 90

13.6. Роль и задачи менеджера по персоналу в работе с увольняющимися работниками. 92

ЛИТЕРАТУРА.. 94

Приложении 1. 95

Приложение 2. 96

Приложение 3. 97

Приложение 4. 99

Приложение 5. 102

Приложение 6. 103

Приложение 7. 105

Приложение 8. 107

Приложение 9. 109

Приложение 10. 113

Приложение 11. 115

Приложение 12. 117

Приложение 13. 118

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703«Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Цели учебного пособия – познакомить студентов с основными понятиями и терминами дисциплины, дать пояснение в изучении основных функций в управлении персоналом организации.

Проведение занятий в курсе дисциплины: «Управление персоналом» осуществляется в виде лекционных, семинарских форм, практических с обсуждением ситуаций, с применением современных технологий – в компьютерном классе с программами Роwer Point. Целью преподавания является привитие навыков самостоятельности, умений анализировать материал и делать выводы, а также работать с учебной литературой и справочным материалом.

Тематический план дисциплины включает следующие темы:

Тема 1. Роль и место управления персоналом в системе управления организацией.

Тема 2. Эволюция и современные концепции управления персоналом.

Тема 3. Управление персоналом как система.

Тема 4. Стратегия управления персоналом.

Тема 5. Организация управления персоналом.

Тема 6. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.

Тема 7. Кадровое планирование.

Тема 8. Тема 8. Управление наймом персонала на работу

Тема 9. Расстановка и адаптация персонала.

Тема 10. Оценка персонала.

Тема 11. Управление деловой карьерой.

Тема 12. Профессиональная ориентация и обучение персонала

Тема 13. Совершенствование организации труда

В результате изучения дисциплины студент должен:

уметь:

· осуществлять кадровую политику организации;

· оценивать кадровый потенциал сотрудников;

· выполнять кадровые установки руководства;

· учитывать профессиональную ориентацию и возможности социальной адаптации сотрудников;

· оценивать способности сотрудников на соответствие степени трудоемкости предлагаемого вида работы;

· проводить инструктаж сотрудников;

· составлять проекты должностных инструкций, приказов, распоряжений и пр.;

· устанавливать степень ответственности каждого работника;

· организовывать деловое сотрудничество в коллективе;

· создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

· создавать и поддерживать условия для раскрытия и рационального использования потенциала сотрудника;

· создавать условия для роста и развития сотрудника;

· повышать уровень трудовой мотивации,

· приверженности работников своей организации и включенности в ее дела;

· понимать особенности делового общения, разрешать конфликты, возникшие в коллективе;

· участвовать в устранении причин возникновения конфликтов;

· улучшать отношения между сотрудниками;

· предупреждать конфликты;

· преодолевать последствия конфликтов;

· определять состав мотивационных мероприятий внутри структурного подразделения;

· находить и поддерживать баланс материальных интересов сотрудника и работодателя;

· определять готовность сотрудника к получению новых знаний;

· защищать права работников в соответствии с трудовым законодательством;

знать:

· принципы и методы кадровой политики организации;

· методы определения производительности труда сотрудников;

· формы и системы оплаты труда;

· кадровое планирование;

· принципы отбора и найма персонала;

· основы профессиональной ориентации и социальной адаптации;

· критерии поиска и отбора новых сотрудников;

· социально-психологические методы управления;

· методы управления деловой карьерой;

· основы совершенствования организации труда;

· построение эффективной системы мотивации персонала,

· методы повышение отдачи от сотрудников при выполнении поставленных задач;

· объем, структуру полномочий и ответственности каждого сотрудника;

· процесс оценки результатов деятельности сотрудников;

· разделение ответственности, делегирование полномочий, алгоритм делегирования;

· современные формы делового и управленческого общения в коллективе;

· информацию об организационной культуре, нормах, ценностях и образцах рабочего поведения;

· методы управления конфликтами в коллективе;

· классификацию конфликтов и их уровней;

· организационные и индивидуальные методы управления стрессом;

· регулирование и разрешение конфликтов в трудовом коллективе;

· навыки поведения в конфликтных ситуациях;

· основы внутрифирменного обучения персонала;

· порядок систематизации передового опыта отдельных сотрудников и передачи его другим сотрудникам;

· законодательные и нормативно-правовые акты в области кадрового обеспечения управления.

 

Данный электронный учебник может быть использован студентами для подготовки к семинарам, самостоятельным и контрольным работам, к итоговому тесту и зачету.

Текущий контроль осуществляется в виде устных опросов студентов, оценки выступлений на семинарских и практических занятиях, отчётов по деловой игре и другими видами самостоятельной работы студентов.

Итоговый контроль по дисциплине проводится по результатам сдачи зачёта.


1. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1. Персонал: понятие, факторы, влияющие на управление персоналом.

2. Содержание дисциплины, ее задача и связь с другими дисциплинами.

3. Принципы управления персоналом.

4. Функции управления персоналом.

5. Структура персонала.

6. Классификация персонала.

7. Роль менеджера в системе управления персоналом.

Персонал

Персонал – это совокупность работников, объединённых целями хозяйственной деятельности, технологией, средствами производства

Факторы, влияющие на управление персоналом:

Ø внешняя среда: политическая обстановка, экономическая среда, демографическая среда, нтп (научно-технический прогресс), социокультурная среда;

Ø внутренняя среда организации: вид деятельности, форма собственности, организационная структура, размер, корпоративная культура, роль профсоюза;

Ø стиль руководства: стиль руководства, тип руководства, статус руководства;

Ø личные характеристики работников: пол, образование, возраст, психологические особенности, мотивация.

Содержание дисциплины, ее задача и связь с другими дисциплинами

Управление персоналом – направленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.

Управление персоналом связано с дисциплинами «Менеджмент», «Управленческая психология», «Экономика организации», «Экономика и социология труда», «Налоги и налогообложение», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Цели управления персоналом:

Ø повышение конкурентоспособности организации в рыночных условиях;

Ø повышение эффективности производства и труда, в частности достижения максимальной прибыли;

Ø обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива

Задачи управления персоналом:

Ø обеспечение потребности организации в рабочей силе в необходимых объёмах и требуемой квалификации;

Ø достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала.

Ø полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом.

Ø обеспечение условий для высокопроизводительного труда, соответствующий уровень его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработку у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

Ø закрепление работника в организации, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала)

Ø обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения;

Ø согласование производственной и социальных задач (сбалансированность интересов организации и работников, экономической и социальной эффективности)

Ø повышение эффективности управления персоналом, достижение целей упрвления при сокращении издержек на рабочую силу.

Концепция управления персоналом –система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.

Надо знать о миссии управления персоналом

Миссия – это чётко выраженная причина существования организации. С точки зрения управления персонала – это может быть наиболее полное удовлетворение всех жизненно важных потребностей сотрудников

Принципы управления персоналом

Под принципами понимают научное начало (основание, правило), которое при решении надо учитывать и соблюдать в работе с персоналом.

Принципы управления персоналом следующие:

Ø гибкость – означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.

Ø децентрализация – в любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни.

Ø дисциплинированность – все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а менеджеры применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.

Ø единоначалие – концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитываются перед одним непосредственным начальником («директор всегда прав»).

Ø коллегиальность – менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвую в выработке наиболее важных решений.

Ø кооперация – система управления персоналом должна обеспечивать максимальное разделение и специализацию процессов выработки, принятие и реализации решения человеком.

Ø оперативность – своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих и оперативно устраняющих отклонения и конфликт («не ждать»).

Ø специализация – разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.

Ø справедливое вознаграждение – базируется на оплате по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы.

Ø эффективность – предполагает экономическую организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: