НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ И ЖЕРТВЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ.




Задача 1. Прочтите описание преступления. Проанализируйте причины совершения преступления несовершеннолетними. Проведите виктимологический анализ:

- совершил ли потерпевший какие-либо ошибки, которые повысили его виктимность?

- какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?

Крыловы установили железную дверь с двумя сейфовыми замками. Каково же было их удивление и горе, когда уже через два месяца квартиру обокрали. Милиционеры провели осмотр, сняли отпечатки пальцев, где смогли. Однако, следствие затянулось.

Лишь через два года из милиции пришла повестка. Теперь были удивление и радость – жулика поймали. Им оказался некто Сайрулин. В какой-то квартире его задержали на месте преступления. Проверяли отпечатки пальцев и сразу же нашли виновника сорока восьми нераскрытых краж.

На допросе Сайрулин рассказал, что он работал с малолетками. Поговорит с ними по-мужски, даст закурить, а иной раз и выпить. Что еще пацану надо? Он уже готов на все. Задание было несложным. Высмотреть одноклассника побогаче, узнать его адрес, выкрасть у него ключи от дома и вынести их Сайрулину. Прямо возле школы он делал с них слепок и через 15 минут ключи вновь возвращались к однокласснику. Через несколько дней Сайрулин изготавливал ключи и по установленному адресу совершал кражу[1].

Задача 2. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность преступников и мотивацию преступного поведения. Какой механизм агрессии имеет место в данном случае у несовершеннолетних? Раскройте причины и условия преступления.

Проведите виктимологический анализ ситуации. Как следует вести себя с данной ситуации очевидцам случившегося?

Проанализируйте феномен конформизима и психологического заражения.

Что такое психология толпы? Чем отличается поведение человека в толпе от поведения одиночки?

- Димон, мы сегодня вечером пойдем аннинских бить. Ты с нами?

- А как же! Где и во сколько встречаемся?

- Да часов в семь около леса.

В семь часов возле леса собралось около двадцати подростков. В основном школьники. Некоторые уже работали. Скука, избыток энергии, жажда приключений, желание выместить на ком то накопившуюся злобу, неуемная агрессивность – все это объединило двадцать молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет. Объединились они по принципу: один микрорайон против другого. Били всех, кто попадался под руку. Если аннинские сумеют объединиться, тогда стенка на стенку. Если не сумеют – им же хуже.

В компании своих сверстников Дима чувствовал себя другим человеком. Он чрезмерно возбужден, не в меру задирист. Оно и понятно – сейчас это позволительно. Во-первых, можно безнаказанно избить кого угодно (в случае чего друзья в обиду не дадут). Даже милиция их побаивается – это приятно. Во-вторых, тренировка: иногда все-таки приходится драться по-настоящему, к этому надо быть готовым, надо быть в форме. В-третьих, об авторитете среди сверстников тоже подумать нелишне.

На пути им встречаются два школьника 11 класса. Прилично одеты, с портфелями. Идут и ведут какие-то умные разговоры. Дима первый подскочил к ним. Сильный удар в подбородок. Первый уже лежит. Надо успеть завалить и второго – ребята это оценят: один справился с двумя. Ногами лежачих били уже все. Прохожие испуганно шарахались в сторону. Появилась милиция. Мигалки, сирены – это для слабонервных. Ребята с достоинством отошли. Избитых забрала скорая.

- Да на нас у них ни наручников, ни камер не хватит. Даже патронов в пистолетах у них меньше, чем нас. Когда мы вместе, мы непобедимы!

Задача 3. По материалам средств массовой информации подготовьте ситуацию, в которой бы были отражены виктимологические аспекты преступности несовершеннолетних, влияние различных факторов на преступное поведение несовершеннолетних.

Задача 4. Прочитайте описание криминальной ситуации. Проанализируйте истоки агрессивного поведения Вани. Что такое цепная реакция зла? Можно ли считать отца Вани убийцей Максима? Какую роль в преступлениях детей играют родители?

У шестилетнего Вани большое горе. Отец избил мать и выгнал из дома, а потом запер дверь и сделал с ним такое, что Ваня не знает, как ему жить теперь дальше. Во время насильственных действий сексуального характера отец, находясь в состоянии опьянения, сильно избил сына. Ване ужасно больно, но он никому об этом не скажет. Что такое эта боль по сравнению с тем, что у него в душе.

Ваня выходит на улицу из подъезда. В коляске спит маленький Максим из первой квартиры. Его мама готовит обед на кухне и время от времени посматривает в окно: всё ли в порядке, как там малыш. «Почему ему так хорошо, а мне так плохо? Почему он во сне улыбается? Почему у него красивая коляска, а у меня её не было вообще?» Ваня берет Максима и таит его в подвал. Там он кидает малыша изо всех сил на пол, бьёт его ногами, а затем толкает в большую лужу – канализационную протечку, убивая его.

Задача 5. Прочтите описание преступления. Проанализируйте личность Вани и механизм совершенного им преступления. Можно ли удержать Ваню от преступления?

Мама послала Ваню в магазин за хлебом. У магазина он встретил друзей.

- Иван, ты куда?

- Да, вот хлеба надо купить.

- Брось ты. Пошли с нами. Купи лучше сигарет. Мы на трубопровод. Там такие девчонки собираются.

Купить сигареты вместо хлеба? Ване даже страшно от этой мысли. Но он помнит, как ему не сладко приходилось в роли маменькиного сынка. Почти каждый вечер его били по дороге из школы. Отца у них не было, защитить некому. И если бы не Серый с друзьями, его били бы до сих пор.

Ваня покупает сигареты, и они идут на трубопровод. Трубопровод – уединенное место на пустыре. Под газовыми трубами стихийно образовалось место отдыха молодежи. Конечно, приличных ребят и девушек вы здесь не увидите. Но, как говорится, они тут некому и не нужны.

Ирка сегодня пришла с подругой. Молоденькая, свеженькая, симпатичная. Но чего-то сопротивляется.

- А ты зачем сюда пришла?

- А что эти трубы твои?- Ребята, она что-то много разговаривает. Валите ее на землю! Ванька, а ты что стоишь в стороне? Помогай.

Ване было стыдно и страшно. Но все таки он помогал держать Иркину подругу за ногу, когда его друзья насиловали ее[2].

Задание 6. Семнадцатилетний Серов изнасиловал свою 60-летнюю соседку.

1. Составьте план изучения его личности на предварительном следствии.

2. В учебной ситуации в роли следователя проведите изучение личности обвиняемого по уголовному делу.

 

 


[1] Иншаков С.М. Криминология: Практикум. – М.: Юриспруденция, 2001. – С. 186.

[2] Иншаков С.М. Криминология: Практикум. – М.: Юриспруденция, 2001. – С. 184.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: