(1-ый год обучения)
№ урока | Дата | Тема | Кол-во ч. | Содержание | ||
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, соревнования и в спортивном зале. Шахматы - мои друзья. | 1ч. | Беседа о ТБ Знакомство детей с понятием «Шахматная игра», с историей возникновения данного понятия и шахматной игры в целом | |||
2. | Шахматная доска. | 1ч. | Знакомство детей с новыми понятием «Шахматнаядос- ка», белыми и черными по- лями на шахматной доске, уг- ловыми и центральными по- лями, правильным располо- жение шахматной доски в на- чале партии, закрепление по- лученных знаний в динами- ческих шахматных играх | |||
3. | Горизонталь. | 1ч. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
4. | Вертикаль. | 1ч. | Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
5. | Диагональ. | 1ч. | Повтор понятий «горизонталь» и «вертикаль», знакомство с новым понятием «диагональ», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
6. | Волшебная шахматная доска. | 1ч. | Повтор понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ» Знакомство с новым понятием «шахматная нотация», определение «адреса» шахматных полей, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
7. | Ладья. | 1ч. | Знакомство обучающихся с шахматной фигурой «ладья», местом ладей в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие, понятием «ход фигуры», «невозможный ход», закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
8. | Слон. | 1ч. | Повторить ходы и взятие ладьей, знакомство обучающихся с новой шахматной фигурой «слон», местом слонов в начальной позиции, объяснить способы передвижения слона по доске: ход и взятие. Ввести новые понятия «белопольный» слон, «чернопольный» слон, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
9. | Ферзь | 1ч. | Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», местом ферзя в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие, закрепление полученных знаний в динамических шахматных играх. | |||
10. | Конь. | 1ч. | Знакомство с шахматной фигурой «конь», месторасположением коня в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие, закрепление . | |||
11. | Пешка. | 1ч. | Знакомство с пешкой, место- расположением пешки в начальной позиции, спосо- бом передвижения пешки по доске: ход и взятие, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
12. | Король. | 1ч. | Знакомство с шахматной фи- гурой королем, местораспо- ложением короля в на- чальной позиции, спосо- бом передвижения короля по доске: ход и взятие, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
13. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1ч. | Знакомство расстановкой шахматных фигур в началь- ной позиции, местораспо- ложением короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки в начальной позиции, пра- вило «ферзь любит свой цвет», закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
14. | Ценность фигур. | 1ч. | Знакомство с ценность шах- матных фигур, сравнительная сила фигур: короля, ферзя, ладьи, слона, коня, пешки, с единицей измерения, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матных играх, полная но- тация, закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
15. | Шахматная нотация. | 1ч. | Знакомство с обозначением вертикалей, горизонталей, шахматных полей, шахмат- ных фигур, закрепить полу- ченные знания в динами- ческих шахматных играх. | |||
16. | Шах и защита от шаха. | 1ч. | Знакомство с постановкой шаха всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, способы защиты шаха, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
17. | Мат. | 1ч. | Знакомство с целью шахмат- ной партии, с постановкой мата всеми фигурами: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
18. | Пат, ничья. | 1ч | Знакомство с ничьей, с патом, с условиями возникновения пата, закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
19. | Рокировка. | 1ч. | Знакомство с особым ходом короля и ладь: с рокировкой, короткая и длинная рокиров- ки, с условия при которых рокировка возможна, закре- пить полученные знания в динамических шахматныхиграх. | |||
20. | Взятие на проходе. | 1ч. | Знакомство с особым ходом пешки: взятием на проходе, с названием вертикалей, за- крепить полученные зна- ния в динамических шах- матныхиграх. | |||
21. | Превращение пешки. | 1ч. | Знакомство с превращением пешки во все фигуры: ферзь, ладья, слон, конь, пешка, с понятием проходная пеш- ка, закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
22. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1ч. | Знакомство с техника мато- вания одинокого короля дву- мя ладьями, с методом «ле- сенка», закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
23. | Мат ферзём и ладьями одинокому королю. | 1ч. | Знакомство с техника мато- вания одинокого короля фер- зем и ладьей, закрепление с метода «лесенка», закрепить полученные знания в ди- намических шахматных играх. | |||
24. | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1ч. | Знакомство с техника мато- вания одинокого короля фер- зем и королем, закрепить полученные знания в ди- намических шахматных играх. | |||
25. | Как начинать партию: дебют. | 1ч. | Знакомство с общимиприн- ципы игры в начале шахмат- ной партии, с центром, с ана- лизом шахматной партии, за- крепить полученные зна- . | |||
26. | Ошибочные ходы в начале партии. | 1ч. | Знакомство с ошибочными ходами в начале партии и их последствия, «детский мат», закрепить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
27. | Тактические приёмы. | 1ч. | Знакомство с тактическими приемами: связка и двойной удар, с понятием материаль- ное преимущество, закре- пить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
28. | Правила поведения соперников во время игры. | 1ч. | Знакомство с правилами по- ведения шахматиста во время партии, закрепить получен- ные знания в динамиче- ских шахматных играх. | |||
29. | История шахмат. | 1ч. | Знакомство с историей воз- никновения шахмат, закре- пить полученные знания в динамических шахматных играх. | |||
30. | Три стадии шахматной партии. | 1ч. | Знакомство с общимиприн- ципы игры в начале шахмат- ной партии, в середине шах- матной партии, в конце шах- матной партии, закрепить полученные знания в ди- намических шахматных играх. | |||
31. | Шахматный турнир. | 1ч. | Игровая практика. | |||
32. | Шахматный турнир. | 1ч. | Игровая практика. | |||
33. | Шахматный турнир. | 1ч. | Решение заданий, игровая практика | |||
34. | Спортивно - шахматный праздник. | 1ч. | Решение заданий, игровая практика | |||