Трусовой Галины Николаевны учителя начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Орск
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 1 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 2 класс («Программа Занкова») Свиридова В. Ю
Тема урока: «Стихи и загадки: что можно обнаружить в поэтических текстах Д. Хармс «Я проснусь», К.И.Чуковкий «Мойдодыр» отрывок
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: формирование познавательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 1 класса в предметной области литературное чтение
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –нравственной отзывчивости.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
4) Развитие творческих способностей.
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению (УМК «Программа Занкова»);
2)карточки с текстами;
3)проектор-компьютер,
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
1. | Эмоциональное начало урока. | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. - Встанем лицом друг к другу. - Улыбнитесь, протяните друг другу руки. Скажите слова приветствия. _ Повернитесь к другому соседу и сделайте то же самое. - Пусть хорошее настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе нашего урока. | Учащиеся встают лицом друг к другу и произносят слова приветствия: Настраиваются на работу. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. | Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися а) работа с загадками б) диалог, основанный на предположениях детей | Слайд 1 Учитель предлагает прослушать и отгадать загадки Что за чудо? Что за Ящик? Сам певец и сам рассказчик, И к тому же заодно Может показать кино. (телевизор) Не куст, а с листочками, Не рубашка, сшита, Не человек, а рассказывает. (книга) Не птица, а поет, Не человек, а разговаривает. (радио) Говорит она беззвучно, Но понятно и нескучно, Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (книга) Слайд 2 Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: - Какие загадки относятся к чтению? Почему Вы так решили. -А какие загадки касаются слушателя? - Чему же мы сегодня будем учиться на уроке? Почему? - Какая же тема нашего урока? -Какие учебные задачи предстоит решить? | Учащиеся прослушивают загадки и дают ответы Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока. | Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
3. | Организация взаимодействия с учащимися по теме урока Д.Хармс «Я проснулся» и К.И.Чуковского отрывок «Мойдодыр» а)выразительное чтение учителем стихотворения Д. Хармса б) Чтение стихотворения голосами разных героев. в) чтение отрывка К.И.Чуковского «Мойдодыр» г)Словарная работа д) Работа над литературоведческими понятиями ж) постановка проблемы | - Мы с вами каждый день превращаемся из слушателя и зрителя в читателя и наоборот Стихотворение Я проснусь… Я сегодня лягу раньше, Раньше лампу погашу, Но зато меня пораньше Разбудить я попрошу. Это просто удивленье Как легко меня будить! Ты поставь на стол варенье, - Я проснусь в одно мгновенье, Я проснусь в одно мгновенье, Чтобы чай с вареньем пить Учитель предлагает учащимся определить - Кто из сказочных героев мог такое сказать? Свой ответ обосновать. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: - Почему герой стихотворения лег рано вечером спать? - Нужно ли долго будить героя? - Что больше всего любит наш герой? Слайд 3 Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, Купаться нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани,- В реке, в ручейке, в океане,- И в ванне, и в бане, Всегда и везде – Вечная слава воде! - Из какого произведения эти стихи. Учитель предлагает взять на столе карточки, на которых записаны отдельно названия сказок на других герои из этих сказок. Передвигаясь по классу, ищем участников своей команды. Слайд 4 - Найдите в тексте устаревшие слова (ушат, корыто, лохань) - Давайте попробуем дать им определение и сравним с современными видами емкости. - Легко ли вам было читать эти произведения? - А почему?(они складные) - Да, действительно у этих произведения есть рифма. А что это такое? Слайд 5 - Найдите в тексте слова, которые рифмуются Слайд 6 - Мы уже изучали данный вид литературы? - А с какими жанрами мы уже работали (сказка, проза) - Что же это за жанр? (поэзия) - Давайте попробуем это произведение рассказать прозой? - Какой вариант текста ярче, интереснее, лучше запоминается? | Учащиеся в группах пробуют читать голосами сказочных героев. Лучшего чтеца выдвигают на конкурс чтецов. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся взаимодействуют в парах сменного состава. Каждый ученик по сигналу берёт одну карточку, вспоминает название произведения и начинает искать другие части. Дети передвигаются по классу, заглядывают в другие карточки. Объединяются в группы. Дети самостоятельно ищут пары рифмующихся срок Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом. осуществляют исследовательскую работу: анализируя тексты,. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе: -коллективного обсуждения; -самоанализа. | Познавательные: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона. Личностные: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Познавательные: Развитие навыка чтения, умения. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. . Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения Познавательные: развитие операций мышления. Регулятивные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Познавательные: Осуществлять анализ объектов литературного произведения. Коммуникативные: Умение взаимодействовать в парах сменного состава на основе сочетательного диалога. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
4. | Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане беседа | Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: - Я узнал.. - Я научился - Я запомнил.. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, систематизируют знания по теме, рефлексируют. | Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. Коммуникативные: Согласовывать усилия по решению учебной задачи. договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Учитывать другие мнения Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки |