Вопрос 1. Свойства общественных благ.




 

В предыдущей теме мы рассматривали внешние эффекты, когда третьи лица, не являющиеся продавцами или покупателями, получали полезность или несли издержки от сделок. Сейчас рассмотрим случаи, когда внешние эффекты характерны для значительной части населения.

Весь предыдущий анализ мы строили на предположении, что потребности человека безграничны, а блага (ресурсы) для их удовлетворения, ограничены. Люди конкурируют между собой за доступ к ограниченным ресурсам. Однако не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их использование. С этой точки зрения все блага делятся на общественные и частные. Конкретизируем наши знания о частных и общественных благах, полученные в 1 семестре.

1. По характеру распределения полезности между потребителями в процессе потребления выделяют конкурентность и неконкурентность (соперничество и несоперничество, истощаемость и неистощаемость, избирательность и неизбирательность) блага. Частные блага конкурентны. Это означает, что получение определенных выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого. Потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Покупка частных благ приносит пользу только лицу, купившему такое благо, и не имеет внешних эффектов для третьих лиц. Пример. Если вы съедите яблоко или расходуете литр бензина, в мире будет меньше фруктов и топлива, которыми могут воспользоваться другие люди. Когда человек покупает хлеб, он получает исключительное право на его использование. Никто другой не получит пользу, когда человек ест хлеб, купленный им в булочной. Если вы приобретаете мебель, то тем самым лишаете других возможности купить ее.

Общественные блага неконкурентны в потреблении. Это означает, во-первых, что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Во-вторых, дополнительные потребители могут быть обеспечены этим благом без уменьшения выгод, получаемых уже существующими потребителями. В-третьих, предельные издержки получения такого блага для дополнительного потребителя равны нулю. МС1=МС2=МСп=0

Примеры. а) национальная оборона: благодаря армии, поддерживаемой в боевом порядке, все жители страны защищены от иностранной агрессии, независимо от того, платят они налоги на содержание армии или нет. Каждый новорожденный (дополнительный потребитель) данного блага так же защищен от нападения, как и все остальные.

б) когда построен и введен в эксплуатацию маяк, к издержкам его эксплуатации ничего не добавится, если по нему сориентируется еще один корабль.

в) Издержки использования общественного телевидения для дополнительного телезрителя равны нулю.

г) После того, как с улицы убрали снег, улучшившиеся условия для вождения становятся доступны каждому водителю, независимо от того, 10 или 1000 автомобилей проезжает по этой улице.

Таким образом, потребление общественных благ приводит к положительным внешним эффектам для всех, в случае, если они становятся полезными хотя бы для одного человека. Наоборот, потребление частных благ связано с конкуренцией. Конкурентные товары, таким образом, распределяются среди потребителей. Неконкурентные товары может получить каждый, и это не влияет на возможности других людей пользоваться ими.

2. По степени доступности блага бывают исключаемыми и неисключаемыми. Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других субъектов. Чистые частные блага исключаемы. Тот, кто не платит за них, не может быть допущен к выгодам, получаемым от этого блага. Пример. Если вы не заплатили за билет, вас никто не пустит на концерт. Если вы не заплатили за булочку в буфете, вам никто не даст ее бесплатно.

Наоборот, чистые общественные блага обладают свойством неисключаемости из потребления. Пример. а) национальная оборона. Тот, кто не платит за выгоды, получаемые от национальной обороны, не может быть лишен этих выгод. Даже если человек, отказавшийся платить, посажен в тюрьму, он все равно будет получать выгоды от национальной обороны, так как будет так же защищен, как и те, кто оплачивал это благо.

б) Свет маяка одинаково полезен и для одного и для 20 кораблей, независимо от того, участвовали их владельцы в строительстве этого сооружения, или нет.

в) Прогноз погоды одинаково полезен и для одного и для 10000 телезрителей общественного телевидения.

г) Когда улица очищается от снега, выгодами от этого пользуются все, независимо от того, платили они за уборочную машину или нет.

Неисключаемость общественных благ указывает на то, что а) чистые общественные блага неделимы; б) их нельзя выпускать порциями и продавать через кассовый аппарат; в) они потребляются сообща.

Итак, обладание чистым частным благом исключает его доступность для других лиц. Однако никого нельзя исключить из потребления общественного блага, даже если он отказывается платить за него.

С учетом вышесказанного можно дать определение анализируемых благ. Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, называется чистым частным благом. Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и предоставляемое сообща, является чистым общественным благом.

Мир благ, однако, не сводится только к чисто общественным или чисто частным благам. Он гораздо более многообразен. Так, свойства неконкурентности и неисключаемости в разной степени проявляются у разных общественных благ.

Блага, характеризующиеся высокой конкурентностью и неисключаемостью называются общими благами или благами совместного пользования. Их специфика состоит в том, что ограничение доступа к таким благам связано с большими издержками. Это общественные парки, пляжи.

Неконкурентные блага, но обладающие высокой исключаемостью, называются коллективными благами. Доступ к их потреблению может быть ограничен с небольшими издержками. Пример. Кабельное телевидение – его просмотр одним человеком не мешает просмотру всеми остальными. Однако человек, не уплативший взнос, легко может лишиться потребления данного блага.

Характеризующие блага признаки имеют разные комбинации: конкурентность – неисключаемость; неконкупентность – исключаемость. В этой связи различают перегружаемые (переполняемые) блага. Блага, неконкурентность которых в потреблении сохраняется только в рамках определенного числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Пример. Дороги, мосты, паромные переправы, библиотеки, музеи. По мере увеличения числа пользователей доступность данных благ для дополнительных потребителей уменьшается. Предельные общественные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти.

 

 

Из графика мы видим, что предельные общественные затраты начисто общественное благо равны нулю. На перезагруженное общественное благо такая ситуация распространяется только до момента перезагрузки, а затем будут расти на величину предельных внешних эффектов.

Блага, доступность к которым ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К ним относят охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: