Политическая деятельность экстракласса: в главной роли – брэнды




Я сижу в переполненной классной комнате в калифорнийском городе Бер­кли, и кто-то отворачивает ворот моей блузки, чтобы посмотреть ярлык. На мгновение мне представляется, будто я снова у себя в школе, а Роми, член школьного «комитета бдительности», выявляет поддельные лейблы. Но нет: это 1997 год, и проверяет мой воротник Лора-Йо Фуу, президент «Группы наблюдения за потогонной системой» (Sweatshop Watch). Она ведет семи­нар под названием «Положить конец потогонной системе дома и за грани­цей» в рамках конференции по глобализации. Каждый раз, проводя семинар по проблемам потогонного производства, Фуу достает ножницы и просит присутствующих срезать фабричные ярлыки со своей одежды. Затем она разворачивает карту мира, напечатанную на белой материи. Наши лейблы, отпущенные на свободу, пришиваются на карту, которая после множества подобных семинаров в разных странах выглядит как сумасшедшее лоскутное одеяло из логотипов Liz Claiborne, Banana Republic, Victoria's Secret, Gap, Jones New York, Calvin Klein и Ralph Lauren. Наиболее густо эти маленькие прямоугольные заплатки концентрируются в Азии и Латинской Америке. Затем Фуу прослеживает траекторию глобальных «перелетов» компании: она начинает с момента, когда товары еще производились в Северной Аме­рике (на этой части карты сохранилось только несколько этикеток), затем перемещается в Японию и Южную Корею, дальше в Индонезию и на Фи­липпины, потом в Китай и Вьетнам. По словам Фуу, марки производите­лей одежды представляют собой прекрасное учебное пособие: они берут да­лекую, сложную проблему и приносят ее к нам домой, делают близкой к телу, как своя рубашка.

Надо сказать, что никого так сильно не удивила действенность и притя­гательность направленной против брэндов общественной деятельности, как тех, кто сам и инициировал этот тип кампаний протеста. Многие лидеры движения против практики использования тяжелого ручного труда давно уже выступают в защиту бедных и отверженных в странах «третьего мира».

В 80-х годах их постигло почти полное забвение, потому что они были на стороне повстанцев-сандинистов[27] в Никарагуа и оппозиционной партии FMLN[28] в Сальвадоре. Когда войны закончились и темпы глобализации выросли, активисты движения поняли: новой зоной боевых действий во имя центрально-американской бедноты стали потогонные фабрики, запертые внутри охраняемых военными зон экспортного производства. Но чего они никак не ожидали, так это того, насколько отзывчивой к этой проблеме ока­жется широкая публика. «Что делает этот вопрос столь актуальным для ши­рокой публики, гораздо более реальным для нее, чем были латиноамерикан­ские войны? То, что людям видна его непосредственная связь с их собственной жизнью; это уже не «что-то непонятное где-то там, далеко», – говорит Трим Бисселл из базирующейся в Вашингтоне «Кампании за права трудящихся». – Если они ужинают в ресторане одной из этих сетей, они с большой вероятно­стью могут поглощать те продукты питания, которые прямо или косвенно обязаны своим существованием угнетению человека человеком. Если они по­купают своим детям игрушки, эти игрушки вполне могут быть сделаны деть­ми, лишенными детства. Это действует настолько непосредственно, настоль­ко эмоционально, настолько по-человечески, что люди сами находят нас и спрашивают, чем могут помочь. Нам не приходится говорить «эй, есть вот такая проблема», а чаще: «Вот куда именно вы можете конструктивно напра­вить свое негодование...»[29].

Американка Лорейн Даски в газете USA Today описывает механизм этой личной заинтересованности. Увидев по телевизору репортаж о беспорядках в Индонезии в мае 1998 года, она задала себе вопрос: не имеет ли ее фирмен­ная одежда какого-либо отношения к индонезийской девочке, рыдающей над трупом жертвы пожара? «Нет ли в этом вины моих найковских кроссовок? – пишет она. – Ведь у этой осиротевшей девочки мог бы по-прежнему быть отец, если бы Nike настаивала, чтобы рабочим лучше платили. А если бы настаивала Nike, другие владельцы потогонных цехов тоже вынуждены были бы платить больше». Странно, конечно, винить пару своих кроссовок в гибели человека в Индонезии, – но эта мысль стала недостающим связующим звеном, пишет Даски, позволяющим увидеть, что «глобализация значит боль­ше, чем беспрепятственное перемещение капиталов и товаров; она значит, что все мы – сторожа братьям и сестрам своим[30]»[31].

Да, эффективность антибрэндовых кампаний может быть обусловлена их не­посредственной актуальностью для нашей жизни, заполненной брэндами, но есть и еще один фактор, придающий им привлекательность, особенно в глазах молодежи. Антикорпоративная деятельность имеет бесценное преимущество заимствованной крутизны и тусовочности – заимствованной, как это ни смеш­но, у самих брэндов. Логотипы, впечатанные в наше сознание благодаря са­мым блестящим кампаниям по формированию имиджа, какие только можно купить за деньги, и вознесенные еще ближе к солнцу благодаря спонсируемым ими популярным событиям культуры, просто купаются в непреходящем сия­нии, как голливудские звезды, – это, как сказал писатель-фантаст Нил Сти­венсон[32], «лоскотипы»[33]. Как предсказывал Алекс де Токевилль, именно эти фантастические создания обладают властью заставить нас «сожалеть о мире реальности». Но никакая другая реальность не может выглядеть более достой­ной сожаления, чем та, где люди в дальних странах страдают от нищеты и угнетения. Поэтому в конце 70-х годов, когда «лоскотипы» засияли совсем ярко, движение за социальную справедливость стало менее активным; его «неком­мерческая», неподходящая для рынка тактика уже не слишком привлекала энер­гичную молодежь и СМИ, одержимые эстетикой глянца.

Но сегодня, когда так много антикорпоративных активистов берут на вооружение эстетику и юмор «глушения культуры» и беспардонность «возвращения себе улиц», дело начинает принимать другой оборот. Присасываясь, словно пиявки, к телам крупных корпораций, борцы с брэндами с неожиданной стороны используют в своих целях сами брэнды. «Лоскотип» настолько ярок, что они и сами получают удовольствие от этого света даже в тот самый миг, когда его атакуют. Это загребание жара чужими руками мо­жет показаться утерей политической чистоты, но такими методами, несомненно, легко привлечь на свою сторону немало рядовых воинов. Как и хорошая «заглушка» рекламы, антикорпоративные кампании черпают энергию из мощи и массовой привлекательности маркетинга, направляя ее обратно на брэнды, так безапелляционно заполонившие нашу повседневную жизнь.

Эту стратегию джиу-джитсу можно увидеть в акциях, ставших гвоздем многих антикорпоративных кампаний: рабочего одной из стран «третьего мира» приглашают посетить супермагазин в стране мира «первого» – а вок­руг работает множество телекамер. Мало какая программа новостей устоит против такого, прямо-таки созданного для прямого эфира момента, когда юная работница с индонезийской фабрики Nike теряет дар речи, узнав, что кроссовки, которые она штампует за зарплату два доллара в день, продаются в Nike Town города Сан-Франциско за 120 долларов. С 1994 года было про­ведено не меньше пяти турне индонезийских работниц Nike по Северной Аме­рике и Европе. Коалиции защитников прав трудящихся, церковных и школь­ных организаций профинансировали четыре поездки Сисих Сукаесих, потерявшей работу за попытку организовать профсоюз на фабрике Nike. В августе 1995 года две швеи с фабрик Gap – семнадцатилетняя Клаудиа-Ле-тиция Молина из Гондураса и восемнадцатилетняя Юдифь-Янира Вьера из Сальвадора – совершили подобные поездки с выступлениями перед людь­ми, собравшимися у магазинов компании Gap в Северной Америке. Самым, может быть, ярким моментом, когда американские покупатели могли убедиться в незаконном использовании детского труда воочию, было выступле­ние пятнадцатилетней Венди Диаз перед Конгрессом США. Она работала на гондурасской фабрике – шила брюки марки Kathie Lee Gilford – с три­надцати лет. Диаз свидетельствовала о присутствии на фабрике «около ста таких же несовершеннолетних, как я: им по 13, 14, 15 лет, есть даже 12-лет­ние... Часто они заставляют нас работать всю ночь... Надсмотрщики кричат, чтобы мы работали быстрее. Иногда они бросают сшитую одежду прямо в лицо, иногда толкают тебя... Нередко менеджеры хватают девочек. Делают вид, что шутят, а сами хватают нас за ноги. Многие из нас хотели бы учиться в вечерней школе, но мы не можем, потому что нас постоянно заставляют работать сверхурочно»[34].

Ни одна из организаций не смогла использовать в своих целях проколы и трещины в экономике брэндинга с такой прицельной точностью, как Наци­ональный комитет труда (National Labor Committee, NLC) под руководством Чарлза Кернагена. За пять лет работы – с 1994 по 1999 год – нью-йоркс­кий офис NLC в составе трех человек, действуя через СМИ в эпатажном стиле, позаимствованном у Greenpeace, привлек к ужасающему положению рабочих в потогонных цехах больше общественного внимания, чем много-миллионнодолларовые кампании международных профсоюзов почти за целый век. Газета Women's Wear Daily, самое авторитетное издание швей­ной промышленности, пишет: «Чарлз Кернаген и его «антипотогонная» ба­талия привлекают внимание к вопросу о нарушении прав трудящихся в швейной промышленности, как никто другой, со времен пожара на фабрике Triangle Shirtwaist»[35].

NLC достиг таких замечательных высот не тем, что оказывал давление на правительство, и даже не тем, что организовывал рабочих в профсоюз. Он добился этого тем, что принялся клеймить позором самые блестящие логоти­пы на «брэндшафте». Метод Кернагена достаточно прост. Сначала выбери са­мые карикатурные символы Америки – от «мультяшных», например Микки Мауса, до виртуальных – например Kathie Lee Gilford. Затем столкни имидж и реальность лоб в лоб. «Они либо живут своим имиджем, либо умирают от него, – говорит Кернаген о своих корпоративных противниках. – Это дает тебе власть над ними... их можно брать голыми руками»[36].

Как и у лучших «глушителей культуры», у Кернагена естественное чутье на броскую рекламную фразу. Он знал, что сумеет «продать» заморские по­тогонные цеха американским СМИ, печально известным своим равно­душием к трудящимся и их проблемам в тех частях мира, где не говорят по-английски. Но для этого ему надо было держаться подальше от никому не ведомых законов о труде и от тайных торговых договоров, а сосредоточить свое внимание на брэндах, стоящих за нарушениями. Это и есть та тактика, что привела историю о потогонной системе производства «под колпак» те­лепрограмм «60 Minutes» и «20/20» и газеты New York Times. Даже редак­ция Hard Copy отрядила бригаду журналистов сопровождать Кернагена в его турне по никарагуанским потогонным цехам осенью 1997 года.

Новостная программа для невзыскательных зрителей и неустраши­мая группа защитников прав трудящихся оказались не такими уж несов­местимыми сотоварищами, как можно было подумать. Мы – культура, помешанная на знаменитостях, а такого рода культура никогда не бывает в более блестящей форме, чем в те моменты, когда ее самые возлюбленные идолы оказываются вовлеченными в скандал. Кернаген очень точно ухватил, что фанатичная одержимость брэндами может быть направлена не только на их поддержку, но и на разрушение. Хотя и в совершенно другом масштабе, но потогонные цеха Nike для журналистов – то же самое, что процесс Симпсона[37] для юристов: грязь экстракласса. И NLC, хорошо уж это или плохо (недоброжелатели говорят, что ничего хорошего), – это аналог Hard Copy в движении за права трудящихся: он вечно выискивает эту точку пересечения между слепящей стратосферой знаменитости и ре­альной жизнью на убогой земной улице.

Так Кернаген выкладывает цифры и факты глобальной экономики – пижам Disney, кроссовок Nike, торговых рядов Wal-Mart и личного богатства отдельных персонажей – и перемалывает данные в самодельные ста­тистические сводки, которыми потом размахивает, как боевым молотом. Например: 50 000 рабочих найковской фабрики Yue Yen в Китае должны были бы работать 19 лет, чтобы заработать столько, сколько Nike тратит на рекла­му в год[38]. Годовая выручка Wal-Mart в 120 раз больше, чем годовой бюджет Гаити; CEO Disney Майкл Айзнер получает в час 9783 доллара, а гаитян­ский рабочий – 28 центов, и последнему понадобилось бы 16,8 лет, чтобы получить часовой доход Айзнера; 181 миллион долларов, за которые Айзнер продал в 1996 году свой пакет акций компании, обеспечили бы жизнь 19 000 гаитянских рабочих и их семей на 14 лет[39].

Типичный пример «кернагенизма» – сравнить и противопоставить ши­карные жилищные условия собак на съемочной площадке фильма «101 дал­матинец» с лачугами, в которых живут гаитянские рабочие... которые шьют диснеевские пижамы... на которых красуются персонажи фильма. Живот­ных, говорит он, содержат в «собачьем кооперативе», оборудованном мягки­ми постелями и обогревательными лампами, за ними следят дежурные вете­ринары, а кормят их говядиной и курятиной. Гаитянские рабочие живут в зараженных малярией и дизентерией хибарах, спят на нарах и очень редко могут позволить себе купить мясо или обратиться к врачу[40]. Вот на таких противоречиях между жизнью брэнда и реальностью производства Керна­ген и творит свои собственные маркетинговые чудеса.

Акции NLC, ничуть не похожие на обычные унылые митинги, сполна используют те преимущества, которые может создать лишь сила брэндов. Хороший пример – демонстрация 1997 года в Нью-Йорке: она началась на Таймс-сквер, напротив флагманского супермагазина Disney, прошла по 7-й авеню мимо витрины Tommy Hilfiger в универмаге Macy's, мимо Barnes&Noble и универмага Stern's. В качестве завязки «Праздничного сезона совести» де­монстрация использовала для скандирования и речей визуальный фон самых больших логотипов на Манхэттене: гигантскую загогулину над головой, пар­ня со щита Maxell, уносимого прямо в своем кресле мощным потоком цифрово­го звука, стереоскопический экран на Бродвее с кадрами из диснеевского муль­тфильма «Король-лев». Когда президент UNITE Джей Мазур объявил, что «потогонные цеха вернулись в нашу жизнь, и мы знаем почему», возвышающа­яся над ним неоновая фигура диснеевской Русалочки образовала ореол вок­руг его головы. Во время другой организованной NLC демонстрации про­теста, в марте 1999 года, участники припарковали гигантскую резиновую крысу близ магазина Disney. И поскольку кернагеновская тактика не тре­бует культурного аскетизма в качестве платы за участие в акции, то она оказалась чрезвычайно привлекательной для учащейся молодежи: многие из них стали приходить на демонстрации в виде ходячих «культуроглуши-лок». Вторя карикатурной эстетике рейва, старшеклассники и студенты на­тягивают на себя костюмы мохнатых животных – тут и двухметровый ро­зовый поросенок с плакатом «Поросята против алчности», и Куки-Монстр (Cookie Monster) из «Улицы Сезам» с плакатом «Не будет справедливос­ти – не будет печенья».

Брэнды для NLC – и мишень, и реквизит. Вот почему Кернаген, когда выступает перед публикой – на университетских кампусах, на демонстрациях или международных конференциях, – никогда не появляется без своей неиз­менной хозяйственной сумки, из которой торчат пижамы Disney, брюки Kathie Lee Gifford и прочие предметы фирменной одежды. Во время своих презента­ций он демонстрирует платежные ведомости и ценники, чтобы показать ог­ромную разницу между тем, что платят рабочим за изготовление этих предме­тов, и тем, что платим мы, их покупая. Он также берет с собой свою сумку, когда посещает зоны экспортного производства на Гаити и в Сальвадоре, и вынима­ет из нее предметы, как фокусник из своего волшебного мешка, чтобы показать рабочим реальные ценники на вещах, которые они шьют. Вот как описывает он типичную реакцию рабочих в своем письме Майклу Айзнеру:

Перед тем как отправиться на Гаити, я заехал в Wal-Mart на Лонг-Айленде и купил кое-какую одежду от Disney, сделанную на Гаити. Я по­казывал ее собиравшимся на встречу со мной рабочим, и они немедленно узнавали вещи, которые сами производили... Я вынул футболку с ярким рисунком из мультфильма Pocahontas и показал им ценник Wal-Mart – 10 долларов 97 центов. И когда я перевел эти 10,97 доллара на их день­ги – 172,26 гурдов, все они в один голос издали вопль потрясения, недове­рия, гнева, страдания и горя и все взоры были устремлены на эту фут­болку... Через их руки проходят сотни футболок для Disney в день. И вот – продажная цена только одной из них в США равняется их зара­ботку почти за пять дней!

Момент, когда гаитянские работницы закричали в один голос, не веря своим глазам, был заснят на видео одним из сотрудников Кернагена и включен в продюсированный NLC документальный фильм «Микки Маус едет на Гаи­ти». С тех пор фильм демонстрировался в сотнях учебных заведений и куль­турных центров в Северной Америке и Европе, и многие молодые активисты говорят, что эта сцена заставила их принять решение присоединиться к все­мирной борьбе с потогонной системой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: