Загогулина: борьба за рабочие места




CEO Nike Фил Найт давно уже стал национальным героем для студентов западных бизнес-школ. Престижные деловые издания (например, Harvard Business Review) превозносят его оригинальные маркетинговые технологии, его подход к брэндингу и его новаторские идеи систематического использова­ния аутсорсинга. Бесчисленные соискатели степени МВА и прочие студен­ты, изучающие маркетинг и массовые коммуникации, штудируют найковс-кую формулу «брэнды, а не товары». Поэтому, когда Фила Найта пригласили прочитать в мае 1997 года лекцию в Стэнфордской бизнес-школе – в его альма-матер, – все ожидали, что это будет очередной визит из длинной серии сборищ найковских фанатов. Вместо этого Найта приветствовала толпа сту­дентов-пикетчиков, а когда он подошел к микрофону, его встретили скандированием: «Эй, Фил, с трибуны вали! Плати рабочим, чтоб жить могли!» Так закончился найковский медовый месяц.

Нет повести, более наглядно иллюстрирующей рост недоверия к куль­туре корпоративного брэндинга, чем повесть о международном антинайков-ском движении, самой гласной и целеустремленной из всех кампаний проте­ста против глобальных брэндов. Скандалы по поводу практики использования потогонных цехов корпорации Nike стали темой более 1500 статей и комментариев. По азиатским фабрикам Nike рыщут объективы ка­мер едва ли не всех крупных медийных компаний, от CBS до диснеевского спортивного телеканала ESPN. Компания стала темой целой серии комик­сов и «мальчиком для битья» в документальном фильме Майкла Мура «Боль­шой» (The Big One). В результате в департаменте Nike по связям с обще­ственностью несколько человек занимаются теперь исключительно дискуссиями о практике использования полулегального потогонного труда при производстве кроссовок: отвечают на звонки, встречаются с представи­телями общественных организаций и подготавливают официальные ответы на жалобы. Кроме того, в компании введена новая руководящая должность – вице-президент по вопросам социальной ответственности корпорации. Nike получила сотни и тысячи писем протеста, против компании выступили сот­ни мелких и крупных демонстраций, а десяток враждебных сайтов в сети Интернет ведет против нее информационную войну.

На протяжении последних двух лет антинайковские силы Северной Америки и Европы делают попытки собрать всю энергию разрозненных ударов по загогулине и устроить компании общую порку в один день. Каж­дые полгода объявляется «Международный день активных действий про­тив Nike», и тогда требования справедливых ставок оплаты труда и неза­висимого мониторинга доносятся непосредственно до покупателей во флагманских супермагазинах Nike Town, находящихся в центральных го­родах, и в менее фешенебельных магазинах Foot Locker, расположенных в пригородных моллах. Согласно данным Кампании за права трудящихся, самое крупное антинайковское мероприятие имело место 18 октября 1997 года: в нем участвовали жители 85 городов в 13 странах. Не все демонст­рации привлекли много людей, но для такого децентрализованного дви­жения само число антинайковских выступлений впечатляет, и департа­менту по связям с общественностью пришлось крутиться волчком, чтобы успеть прокомментировать эти события в десятках местных информационных программ. Ведь даже такой вездесущий брэнд, как Nike, не может успеть везде одновременно.

Поскольку многие магазины, в которых продаются товары Nike, располо­жены в моллах, демонстрации часто заканчиваются тем, что охрана вытесняет участников на автомобильную стоянку. Джефф Смит, активист из города Гранд-Рапидс, штат Мичиган, рассказал, что «когда мы спросили, преоблада­ет ли право частной собственности над правом на свободу слова, охранник помялся, а затем решительно ответил «Да». (Впрочем, в экономически небла­гополучном городе Сент-Джонс, Ньюфаундленд, по рассказам антинайков­ских демонстрантов, после того, как их выбросили из молла, «к ним подошел охранник и попросил разрешения подписать их петицию»[57].) Но и на парковке у молла, и на тротуаре можно сделать немало.

Например, участники кампании, иронизируя над найковской практикой использования потогонных цехов, устроили несколько инсценировок: «По­каз образцов потогонной моды», «Аукцион по размещению транснациональ­ных капиталов: игра на выживание» (побеждает «подрядчик», предложивший наименьшую стоимость выполнения производственного контракта) и «Бе­гущую дорожку глобальной экономики» (беги быстро, чтобы оставаться на месте). В Австралии известны случаи, когда демонстранты ходили в холщо­вых мешках с надписью «Лучше ходить в мешке, чем в «найках». Студенты Университета штата Колорадо в Боулдер-сити наглядно представили разни­цу между официальной минимальной ставкой оплаты труда и реальным про­житочным минимумом с помощью сбора пожертвований: «Участники пла­тят за вход 1 доллар 60 центов (дневной заработок рабочего на фабрике Nike во Вьетнаме), а победитель получает 2 доллара 10 центов (стоимость трехра­зового питания во Вьетнаме)»[58]. Активисты в Остине, штат Техас, устроили игру в пиньату[59] с гигантской найковской кроссовкой из папье-маше, а на де­монстрации у молла в городе Реджина, Саскачеван, был предложен аттрак­цион «изуродуй загогулину». Это вообще излюбленная тема антинайковских выступлений: найковский логотип и слоган так часто «глушат» – на футбол­ках, наклейках, плакатах, транспарантах и значках, – что от бесконечных по­боев они теперь выглядят, как сплошной синяк.

Характерно, что антинайковское движение сильнее всего проявляется в родном штате компании – Орегоне, несмотря даже на то, что регион извлекает из успеха Nike ощутимую экономическую выгоду (Nike – крупнейший работо­датель в Портленде и хорошо известна там своей филантропической деятель­ностью). Соседи Фила Найта не бросились в час испытаний ему на выручку. Да что там – с момента публикации в журнале Life истории с футбольными мячами многие орегонцы прямо-таки жаждут крови. Демонстрации у порт­лендского Nike Town – самые многолюдные и воинственные в стране; иногда на них носят гигантскую страшную куклу Фила Найта со знаками доллара вместо глаз, иногда маленькие дети тащат по земле четырехметровую загогу­лину, символизируя эксплуатацию детского труда. И в нарушение принципов ненасилия, которыми руководствуется антинайковское движение, одна демон­страция протеста в орегонском городе Юджине вылилась в акт вандализма – демонстранты разрушили забор, окружавший стройку нового Nike Town, ски­нули товары с полок магазина и, по словам очевидца, «сбросили целую стойку с одеждой с балкона в расположенный под ним фонтан»[60].

Местная пресса в Орегоне агрессивно (и порой злорадно) следила за скандалами Найта с потогонными цехами, а ежедневная газета Oregonian направила в Юго-Восточную Азию собственного корреспондента для про­ведения на фабриках Nike журналистского расследования. Марк Зусман, ре­дактор орегонской газеты Willamette Week, публично журил Найта в 1996 году: «Право, Фил, пора уже научиться на горьком опыте этой медийной оргии... Орегонцам и так досталось от скандалов с их знаменитыми земля­ками Тони Хардинг, Бобом Пэквудом и Уэсом Кули.[61] Избавь уж нас еще и от унижения быть известными как родина самого жестокого в свободном мире капиталиста-эксплуататора»[62].

Даже благотворительные пожертвования Nike, и те вызывали споры. На пике критически важной кампании по сбору средств на покрытие 15-милли­онного дефицита портлендский отдел образования разрывали дебаты о том, принимать или не принимать пятисоттысячный дар от Nike в виде денег, спортивной одежды и обуви с загогулиной. Кончилось тем, что отдел принял пожертвование, но только после того, как публично посмотрел этому дареному коню в зубы. «Я задал себе вопрос, – сказал репортеру The Oregonian попечи­тель совета Джозеф Там. – Nike пожертвовала эти деньга, чтобы мои дети могли получить лучшее образование, но за чей счет? За счет детей, работаю­щих за 6 центов в час?.. Мне как иммигранту и азиату пришлось серьезно по­размышлять над этой нравственной и этической дилеммой»[63].

Спонсорские скандалы преследуют Nike далеко за пределами ее родного штата. В Эдмонтоне, провинция Альберта, учителя, родители и учащиеся сделали попытку не позволить Nike спонсировать программу поддержки дво­рового хоккея для детей, потому что «не годится, чтобы компания, наживаю­щаяся на труде детей в Пакистане, считалась героем среди детей Эдмонтона»[64]. Одна школа, участвовавшая в общегородской программе, даже вернула фирменный спортивный инвентарь с загогулиной обратно в штаб-квартиру компании. А когда Nike в марте 1998 года обратилась к городскому совету Оттавы с предложением оборудовать баскетбольную площадку с загогули­ной в спортзале одного из местных культурных центров, ей пришлось отве­чать на вопросы о «цене крови»[65]. Nike свое предложение отозвала и подарила площадку другому, менее щепетильному центру. Нравственная дилемма – принимать или не принимать спонсорские деньги Nike – остро стояла, как мы увидим в следующей главе, и на университетских кампусах.

Поначалу антинайковский гнев подогревало в немалой мере то обстоятель­ство, что, когда скандал с потогонными цехами был подхвачен прессой, по поведению Nike никак не было заметно, чтобы компания сожалела об этом. В то время как Kathie Lee Gifford и Gap хотя бы продемонстрировали раская­ние, когда их поймали на использовании потогонной системы, Фил Найт уперся: он отрицал свою ответственность, нападал на журналистов, обвинял во всем мошенников-подрядчиков и рассылал повсюду своих агентов, которые высту­пали в защиту компании. В то время как Кэти-Ли плакала в телевизоре, Майкл Джордан пожимал плечами и говорил, что его дело – бросать мяч в кольцо, а не играть в политику, в то время как компания Gap согласилась, чтобы группа по правам человека в Сальвадоре вела независимое наблюдение за ее особо скан­дальной местной фабрикой, – Nike лицемерно хвалила собственный кодекс корпоративного поведения, о котором азиатские рабочие, как выяснилось при расспросах, никогда не слышали.

Впрочем, между Nike и Gap на том этапе было одно существенное отличие. Nike не запаниковала, когда скандал достиг среднего американского молла, пото­му что, хотя именно там продается большинство товаров компании, имидж Nike формируется в других местах. В отличие от Gap, Nike тянула соки из городских трущоб, сливаясь, как мы видели, со стилем и модой бедной чернокожей и латино­американской молодежи, перенимая ее систему образов и жизненные ценности. Брэндинговая мощь Nike накрепко связана с афро-американскими героями, кото­рые с середины 80-х представляют ее товары – с Майклом Джорданом, Чарлзом Баркли, Скотта Пиппеном, Майклом Джонсоном, Спайком Ли, Тайгером Вуд­сом, Бо Джэксоном, не говоря уже о рэпперах, выступающих на сцене в одежде и обуви Nike. Фил Найт отлично понимал, что, пока стиль хип-хоп остается глав­ной модой для посетителей моллов, a Nike – королем среди брэндов для фанатов Джордана в Комптоне и Бронксе[66], его, Фила, можно пошевелить, но сдвинуть с места нельзя. Пусть их учителя, родители и церковные наставники цокают зубами по поводу потогонных цехов, но когда речь идет о важнейшей для Nike демографи­ческой группе – 13-17-летних подростках – загогулина неприкосновенна.

К1997 году критикам Nike стало очевидно: если в информационной войне с компанией они всерьез намерены наступать, им надо добраться до источника сво­еобразия этого брэнда, – а они, как написал летом того же года в журнале Third Force Ник Александер, еще к нему и не приближались. «Никто пока не при­думал, как заставить Nike сломаться и покаяться. Дело в том, что никто еще не вовлек в эту борьбу афро-американцев. Чтобы заручиться существенной поддер­жкой цветных общин, антикорпоративные движения должны установить связь между операциями Nike за границей и условиями жизни у себя дома»[67].

А связывать было что. Самая горькая ирония найковской формулы «брэнды, а не товары» заключается в том, что те самые люди, что наполнили загогулину ее могучим смыслом, больше всех и пострадали от раздутых цен и уничтожения отечественной производственной базы. Именно молодежь городских трущоб самым непосредственном образом ощутила на себе решение Nike производить свои товары за пределами США: и поднявшийся уровень безработицы, и снижение налоговых поступлений в местные бюджеты (что привело к ухудшению ситуации в государственных школах).

Вместо предоставления рабочих мест их родителям, Nike время от вре­мени посылает к подросткам из городских трущоб своих маркетологов и дизайнеров на «братские» паломничества. «Эй, брат, как тебе эти новые «джорданы» – не слабо, а?» Мы уже говорили о том, к чему приводят высо­кооплачиваемые «охотники за крутизной», раздувающие брэндовую лихо­радку на растрескавшемся асфальте баскетбольных площадок Гарлема, Бронкса и Комптона: брэнды становятся частью униформы, которую ребята надевают, собираясь в свои компании. Некоторые подростки так страстно желают этих фирменных «прикидов», что способны ради них торговать нар­котиками, воровать, грабить и даже убивать. Джесси Коллинз, исполнитель­ный директор культурного центра Edenwald-Gun Hill Neighborhood Center на северо-востоке Бронкса, рассказала мне, что иногда на эти сиюминутные символы «общественного положения» идут деньги, награбленные или выру­ченные продажей наркотиков, но чаще всего – из мизерной материнской зар­платы или пособия по бедности. Когда я спросила ее о газетных репортажах, повествующих, как подростки пыряют друг друга ножами за 150-долларо­вые кроссовки Air Jordan, она сухо ответила: «За такие деньги маму родную не пожалеешь... для них 150 долларов – это чертова прорва денег»[68].

Владелец обувного магазина Essex House of Fashion Стивен Рот, как и многие другие вроде него, часто чувствует себя неуютно от того, что так на­зываемая «уличная мода» постиндустриального Ньюарка в штате Нью-Джер­си, где расположен его магазин, играет нешуточную роль в реальной жизни.

Меня не оставляет гнетущая мысль, что я зарабатываю на бедняках. Приходит в магазин мать с подростком; он не умыт и плохо одет. Но подавай ему эту пару за 120 баксов, и эта дуреха их ему покупает. Я пря­мо чувствую у этого пацана глубинную внутреннюю потребность, стра­стное желание иметь именно эти вещи и ощущать себя соответствен­но–на все это просто больно смотреть [69].

Обвинять родителей в слабости легко, но эта «глубинная внутренняя по­требность» в стильных дизайнерских вещах стала настолько острой, что сбивает с толку всех, от городских властей до полиции. Все более или менее со­гласны, что такие брэнды, как Nike, играют в бедных городских кварталах роль всеобщего суррогата, подчиняя себе все – от чувства самоуважения до афро-американского культурного наследия и политической власти. Менее понятно, как эти потребности удовлетворить, как помочь детям осознать соб­ственную значимость, ощутить внутреннюю силу и уверенность в себе, кото­рые вовсе не обязательно связаны с обладанием фирменной вещью. Даже просто поднимать вопрос о брэндовом фетишизме при разговорах с ними, и то рискованно. В эти культовые предметы потребления уже вложено столько эмоций, что многие тинейджеры воспринимают критику Nike или Tommy Hilfiger как личную критику, как если бы кто-нибудь оскорбил их мать.

Неудивительно, что Nike совсем иначе объясняет свою популярность среди детей трущоб. Компания утверждает, что, поддерживая спортивные программы детских клубов, давая деньги на строительство городских бас­кетбольных площадок и превращая профессиональную спортивную одеж­ду и обувь в уличную моду, она выступает с вдохновляющим посланием: дети бедняков тоже могут «сделать это». В своих публикациях в прессе и в рекламных материалах Nike изображает себя чуть ли не мессией в той роли, которую играет в городских трущобах: у неблагополучных детей повысит­ся самооценка, уменьшится число случаев нежелательной беременности, у молодежи будет больше честолюбивых замыслов – и все потому, говорит Nike, что «мы видим в них спортсменов». С точки зрения компании 150-дол­ларовые Air Jordans – не просто обувь, но нечто вроде талисмана, с помощью которого дети бедняков смогут убежать из гетто и сделать свою жизнь счаст­ливее. Найковские «волшебные туфельки» помогут им летать – как они по­могли взлететь Майклу Джордану.

Благородные помыслы? Возможно. Но почему-то все время кажется: идея о том, что чернокожая городская молодежь якобы может вырваться из гетто только благодаря рэпу или метким броскам по кольцу, возникает из того, что Nike и другие транснациональные корпорации усиленно поддерживают этот стереотипный образ чернокожего молодого человека – и одновременно со­кращают рабочие места. Как сформулировали в своем письме в адрес компа­нии конгрессмены США Берни Сэндерс и Марси Кэптур, Nike сыграла пово­ротную роль в выводе производства из городских центров. «Никакая корпорация не бросила на произвол судьбы столько промышленных рабо­чих США и их семей, как Nike... Очевидно, компания считает, что рабочие в США вполне годятся для того, чтобы покупать вашу обувь, но более недо­стойны ее производить»[70].

Если брэндинговую стратегию компании в городах рассматривать в единстве с историей развития рынка труда, Nike перестает быть спасителем городских трущоб, а становится тем, кто крадет твою работу, а потом прода­ет тебе дорогие кроссовки и кричит: «Беги как сумасшедший! Эй, парень, это единственный путь из гетто. Просто сделай это!»

Во всяком случае, так видит все это Майк Гайтелсон, социальный работ­ник культурного центра Edenwald-Gun Hill в Бронксе. Гайтелсона ничуть не впечатлило, что загогулина может выступать в роли мудрого гуру в его проек­тах, и он «устал смотреть на ребят в кроссовках, которые не по карману ни им, ни их родителям»[71]. Тогда как противников Nike на университетских кампусах и в движении в защиту прав трудящихся подогревает в большой мере нрав­ственное негодование, Майк Гайтелсон и его коллеги просто ощущают себя ограбленными. И вместо того чтобы просвещать детей историями о достоин­ствах бережливости, они начинают рассказывать им, каким именно образом Nike произвела обувь, которую они так сильно хотят иметь. Гайтелсон расска­зывает им о рабочих в Индонезии, зарабатывающих два доллара в день; он рассказывает, что обувь, которую они покупают за 100-200 долларов, обхо­дится Nike всего лишь в пять; он рассказывает, что Nike не производит ни од­ной пары кроссовок в США – и это одна из причин того, почему их родителям так трудно найти работу. «Нас очень разозлило, – говорит Гайтелсон, – что они берут с нас так много денег, а потом отправляются в другие страны и там эксплуатируют людей еще сильнее... Мы хотим, чтобы наши дети видели, как все происходящее отражается здесь, на улице, но также и то, как ситуация на наших улицах отражается на людях в Юго-Восточной Азии». Его коллега, специалист по работе с детьми Лео Джонсон, объясняет детям проблему на их собственном жаргоне. «Слышь, чувак, – говорит он своим подопечным-тиней­джерам, – ты понял, за кого тебя держат? Правильно, за идиота, если тебе толкают за 100 баксов «шузы», которые в производстве стоят всего пять. Если тебя так кинут на тусовке, ты ведь знаешь, что делать, да?»[72]

Подростки в центре были расстроены, когда узнали о потогонных цехах, но больше всего их взбесило, что Фил Найт и Майкл Джордан «держат их за идиотов». Они послали Нашу сотни писем о том, сколько денег они потрати­ли за эти годы на найковские вещи, и что, как теперь выясняется, Nike, долж­на им по большому счету. «Я только что купил пару «найков» за 100 долларов, – написал один. – То, что вы делаете, нечестно. Справедливой ценой было бы 30 долларов. Прошу прислать мне 70 долларов обратно». Компания отве­тила детям циркулярной отпиской, и тогда, говорит Гайтелсон, «мы разозли­лись окончательно и решили организовать акцию протеста».

Они решили, что протест примет форму «обувной забастовки» в суперма­газине Nike Town на углу Пятой авеню и 57-й стрит[73]. Поскольку большинство подростков в центре были законченными фанатами Nike, их гардеробы бит­ком набиты старыми кроссовками Air Jordan и Air Carnivore, носить которые им уже «стремно». Чтобы как-то употребить эти неактуальные вещи, они ре­шили сложить их в мусорные пакеты и свалить у входа в Nike Town.

Когда найковское руководство услышало о том, что шайка чернокожих и ла­тиноамериканских подростков из Бронкса собирается публично глумиться над их компанией, формальные отписки неожиданно прекратились. До сих пор Nike на большую часть критики отвечала нападками на ее авторов как членов «экстремистских молодежных группировок», но теперь все было ина­че: если протест укоренится в трущобах, он может погубить брэнд в моллах. «Наши ребята – это именно те, от кого зависит поддержание моды на их кроссовки Nike, так чтобы вся страна их покупала. Пока с компанией воюют белые взрослые из среднего класса, это не особенно страшно. А вот когда против Nike начинают выступать цветные дети, она действительно начина­ет бояться»[74], – говорит Гайтелсон.

Начальство в Орегоне тоже, несомненно, понимало, что Edenwald-центр – только верхушка айсберга. Последние пару лет в хип-хоповой ту­совке ведутся дебаты, «почему это рэпперы продаются Nike и Tommy Hilfiger», вместо того чтобы поддерживать компании, принадлежащие черным, такие, как FUBU (For Us By Us – «Для нас – нами самими»).

А рэппер KRS-One (Лоренс Паркер) задумал проект «Храм хип-хопа» с целью отвоевать афро-американскую молодежную культуру у белых владель­цев звукозаписывающих и выпускающих одежду брэндов и вернуть тем, кто их создал и раскрутил. На этом-то фоне 10 сентября 1997 года, за две недели до намеченной «обувной демонстрации», директор Nike по связям с общественно­стью Вейда Менеджер совершил неслыханное: прилетел из Орегона с колле­гой, чтобы постараться убедить центр, что загогулина – его друг.

«Он трудился, как пчелка, пытаясь всучить нам свою стряпню», – гово­рит Гайтелсон. Не сработало. Во время переговоров центр выдвинул три совершенно конкретных требования:

1. Работающие на Nike за границей должны получать столько, чтобы этого хватало на жизнь, и за выполнением этого требования должен быть установлен независимый контроль.

2. Кроссовки Nike не должны стоить так дорого в Америке, причем не за счет использования иностранной рабочей силы и переноса производства за границу (никаких сокращений, увольнений и урезания пособий).

3. Nike должна реинвестировать значительную часть своих прибылей в повышение уровня жизни молодежи бедных городских кварталов Америки, особенно Нью-Йорка, потому что именно они были объектом столь массированной рекламы». [75]

 

Гайтелсон, возможно, понимал, что Nike напугана, – но все же не настолько. Сразу стало ясно, что переговоры зашли в тупик, и совещание превратилось в простую перепалку. Два высокопоставленных менеджера компании долж­ны были выслушивать, как директор Edenwald-центра Джесси Коллинз срав­нивала азиатские потогонные цеха компании со своим собственным личным опытом, когда она ребенком собирала хлопок на Юге. Там, в Алабаме, гово­рила она Менеджеру, ей платили 2 доллара в день, как сегодня платят индо­незийцам. «Может быть, многие американцы никак не связывают положение этих рабочих со своей собственной жизнью, но я-то связываю».[76]

Вейда Менеджер вернулся в Орегон ни с чем, и демонстрация состоялась согласно плану при участии двухсот человек из одиннадцати культурных цен­тров Нью-Йорка и окрестностей. Подростки – по большей части 11-13-лет­ние – свистели, кричали и вывалили несколько прозрачных мусорных мешков со старыми пропахшими «найками» у ног охранников, специально выставлен­ных в кордон для охраны священной собственности Nike. Вейда Менеджер снова прилетел в Нью-Йорк, чтобы взять под контроль аварийную ситуацию, но что он мог сделать? Событие освещали местные телеканалы, а также про­грамма новостей ABC и газета New York Times.

И так уж неудачно – для Nike – сложилось, что публикация в Times оказалась на соседней полосе с другим материалом о компании. Наглядно иллюстрируя актуальность протеста, статья рассказывала о 14-летнем мальчике из Бронкса, убитом другим мальчиком, 15-летним, который из­бил его и оставил лежать на рельсах подземки перед приближающимся по­ездом. Заголовок гласил: «По словам полиции, подросток погиб из-за своих кроссовок и пейджера». Марка кроссовок? Air Jordan. Приводились слова матери убийцы – ее сын связывался с разными шайками, потому что хотел «носить хорошие вещи». Друг убитого объяснил, что носить модную одежду и иметь пейджер стало для детей бедняков способом «почувствовать себя важным человеком».

Черные и латиноамериканские дети у дверей Nike Town на Пятой авеню чувствовали себя в окружении камер и любопытствующих зевак тоже «весь­ма важными». Встретиться с Nike «носком к носку», как они говорили, оказа­лось даже веселее, чем носить «найки». Один из юных активистов – 13-лет­ний мальчик из Бронкса, – уставившись в объектив направленной ему в лицо камеры телеканала Fox News, пригрозил Филу Найту: «Nike, мы тебя созда­ли, мы можем тебя и убить».

Самое, пожалуй, удивительное в этой антинайковской кампании протеста – ее устойчивость. После четырех лет пристального внимания обществен­ности история Nike все еще в ходу (как, разумеется, и брэнд Nike). Но пусть большинство корпоративных скандалов благополучно гасятся демонстраци­ей «раскаяния» и несколькими глянцевыми рекламными материалами с де­тишками, счастливо резвящимися под преступными логотипами, – с Nike все иначе. Число сообщений в новостях, расследований практики трудовых отно­шений и научных изысканий, свидетельствующих о проливаемом за загогули­ну поте, не собирается уменьшаться, и критики Nike не устают расчленять стабильный поток материалов, производимых пиаровской машиной компа­нии. Их никак не впечатлило участие Фила Найта в работе Особой комиссии Белого дома по проблемам использования потогонной системы труда, несмот­ря на бесценный снимок с президентом Клинтоном на пресс-конференции в Роуз-Гардене. Они кромсали и препарировали отчет об исследовании, кото­рое Nike заказала правозащитнику Эндрю Янгу, доказывая, что Янг увильнул от вопроса о том, являются ли ставки зарплаты на фабриках Nike бесчеловеч­но эксплуататорскими, и нападая на него за то, что при посещении фабрик в Индонезии и Вьетнаме он пользовался услугами переводчиков, которых пре­доставила ему сама компания. Что же касается еще одного заказного исследо­вания, на этот раз проведенного для Nike группой студентов бизнес-школы при Университете Дартмута, которые пришли к заключению, что рабочие во Вьетнаме на 2 доллара в день живут хорошо, – то это исследование проигно­рировали практически все.

Наконец, в мае 1998 года Фил Найт вышел из-за выстроенного его «спин-докторами»[77] кордона и созвал в Вашингтоне пресс-конференцию, чтобы обратиться к своим критикам напрямую. Первым делом Найт посе­товал на то, что его изображают «корпоративным плутом, образцово-пока­зательным корпоративным негодяем своего времени». Он признал, что его обувь «стала синонимом рабских ставок, насильственной сверхурочной работы и неконтролируемых злоупотреблений». Затем под шумные воз­гласы одобрения он обнародовал план улучшения условий труда на фабри­ках компании в Азии. Там были установлены новые, более жесткие требо­вания к качеству воздуха в рабочих помещениях и нормы использования химикатов на фабриках. Там было обещание проводить школьные занятия на территории некоторых индонезийских фабрик и не принимать на обув­ные предприятия работников моложе 18 лет. Но там не было сказано ниче­го существенного в отношении допуска на фабрики независимых инспекто­ров и не шла речь о повышении ставок заработной платы для рабочих. Впрочем, Найт пообещал, что подрядчики не будут больше обращаться к индонезийскому правительству, чтобы для них делали исключение в части соблюдения закона о минимальной оплате труда.

Этого оказалось недостаточно. В том же сентябре правозащитная группа Global Exchange, один из суровейших критиков компании, выпустила насто­раживающий отчет о положении индонезийских рабочих в условиях экономи­ческого и политического кризиса в стране. «Рабочие, производящие обувь для Nike, получали мало еще до того, как их валюта, рупия, начала в 1997 году стремительно падать, но теперь долларовый эквивалент их ставок упал с 2,47 доллара в 1997 году до 80 центов в день в 1998 году». Тем временем, говорится в отчете, при взлетающих ценах на товары рабочие «прикидывают, что их сто­имость жизни возросла на 100-300%»[78]. Global Exchange призвала Nike удво­ить ставки своим индонезийским работникам, что обошлось бы компании в 20 миллионов долларов в год – ровно столько, сколько она ежегодно платит Майклу Джордану за рекламу своей продукции.

Nike, естественно, ставок не удвоила, но три недели спустя повысила зарплату 30% индонезийских рабочих на 25%[79]. Но и это не смогло утихоми­рить толпу у дверей супермагазинов, и спустя пять месяцев Nike выступила снова, на этот раз с тем, что вице-президент по корпоративной ответственно­сти Мария Эйтел назвала «актуальной для компании повесткой дня в части социальной ответственности»[80]. Начиная с 1 апреля 1999 года рабочие полу­чат еще 6% прибавки к зарплате. Кроме того, компания открыла доступ на фабрику близ города Хошимина независимым инспекторам по охране труда, которые нашли, что условия там существенно улучшились. Дэра О'Рурк из Калифорнийского университета в Беркли написал в отчете, что на фабрике «за последние 18 месяцев произошли важные изменения, в том числе, насколь­ко можно судить, существенно снизился контакт рабочих с ядовитыми ра­створителями, клеями и прочими химикатами». Самое замечательное в этом отчете то, что исследование О'Рурка и вправду было независимым: ведь это он двумя годами раньше привел компанию в бешенство, когда сделал досто­янием гласности отчет о проведенном фирмой Ernst&Young исследовании, показавшем, что Nike игнорирует множество нарушений на этой же самой фабрике.

Не все обнаруженное О'Рурком было так благополучно. Никуда не делись проблемы с качеством воздуха, перегревом производственных помещений и техникой безопасности – а ведь он побывал только на одной фабрике[81]. Кроме того, 6-процентное повышение ставок индонезийским рабочим, о котором столько трубила Nike, тоже оставляло желать лучшего: оно вылилось в один лишний цент в час и с учетом инфляции и колебания курса местной валюты довело реальные доходы лишь до половины того, чего стоила найковская зар­плата до экономического кризиса. Но даже и это были знаменательные жесты со стороны компании, которая еще два года назад разыгрывала из себя беспо­мощного глобального потребителя на рынке труда, заявляя, что только под­рядчики имеют власть устанавливать правила и ставки.

Устойчивость антинайковской кампании перед лицом агрессивного корпо­ративного пиара служит убедительным свидетельством того, что агрессив­ный маркетинг в сочетании с сокращением местного производства пред­ставляется широкому кругу людей из самых разных слоев общества несправедливым и неоправданным. Более того, многие из этих людей ни­как не хотят отпустить корпоративную душу Nike на покаяние просто потому, что эта технология организации бизнеса стала эталоном для совре­менных корпораций. Наоборот, в обществе, похоже, есть такие люди, кото­рые испытывают удовольствие, пиная самую крутую, самую яркую и нео­рдинарную из компаний, производящих спортивные товары, – то есть они и в самом деле находят в этом удовольствие. Критики Nike показали, что не хотят, чтобы эту историю задвинули под сукно с помощью успокоительно­го корпоративного пиара; они хотят, чтобы она осталась на поверхности, ибо здесь нужен глаз да глаз.

Причина этого в том, что критики Nike знают: «потогонные скандалы» компании – вовсе не следствие ряда причудливых случайностей; они зна­ют, что критика в адрес Nike касается всех обувных компаний, всех брэн­дов, пользующихся услугами глобальной сети фирм-подрядчиков. Но это для Nike отнюдь не оправдание – наоборот, компания, будучи лидером рынка, стала громоотводом этого широкого общественного негодования. Она стала восприниматься как типичный пример проявления крайностей нынешней глобальной экономики: пропасть между теми, кто наживается на найковском успехе, и теми, кого ради него эксплуатируют. Эта пропасть зияет настолько широко, что даже ребенок может понять, что в этой картине неправильно. И, как мы увидим в следующей главе, именно дети и подростки легче всего и понимают.

Итак, когда начнется тотальный бойкот продукции Nike? Очевидно, не скоро. Беглый взгляд на карту мира покажет, что загогулина по-прежнему вездесу­ща: спортсмены по-прежнему татуируют ее у себя на животе, а старшеклассни­ки красуются в ее вожделенных одеяниях. В то же время не стоит сомневаться, что миллионы долларов, которые Nike за все эти годы сэкономила на зарплате фабричных рабочих, начинают ей мстить и отражаться на финансовых ре­зультатах компании. «Мы не ожидали, что положение Nike окажется таким плохим, как оказалось», – пишет в Wall Street Journal в марте 1998 года бирже­вой аналитик компании Nikko Тим Финукейн[82]. Уолл-стрит не имела другого выбора, кроме как повернуться против своего многолетнего любимца. Несмот­ря на то, что благодаря падению азиатских валют расходы Nike на рабочую силу (например, в Индонезии) стали на четверть меньше, чем были до краха, дела компании шли все хуже и хуже. Прибыль и котировки акций сильно упа­ли, и после среднегодового роста, составлявшего с 1995 года 34%, квартальная прибыль вдруг снизилась на 70%. К третьему кварталу, закончившемуся в феврале 1999 года, прибыль снова выросла на 70%, но, по собственному призна­нию Nike, этот подъем был не результатом повысившегося вновь объема про­даж, а следствием решения сократить число рабочих мест и контрактов. На самом деле доходы и объемы продаж продукции Nike в 1999 году снижались – уже второй год подряд[83].

В своих финансовых проблемах Nike винила кого угодно, но только не правозащитную кампанию. Азиатский финансовый кризис – причина па­дения продаж в Японии и Южной Корее; американцы, следуя моде, пред­почитают теперь покупать так называемую коричневую обувь (ботинки для прогулок и туристические модели) вместо больших белых кроссовок. Впро­чем, мода на «коричневую обувь» – отговорка слабая. Nike производит мно­жество моделей «коричневой обуви» – у компании есть целая линия разнооб­разных моделей туристических ботинок; кроме того, она владеет маркой Cole Haan (и недавно сэкономила миллионы долларов, закрыв фабрику Cole Haan в Портленде, штат Мэн, и перенеся производство в Мексику и Бразилию)[84]. Интересно отметить, что в тот самый год, когда Nike находилась в состоянии свободного падения, Adidas готовила свой возврат на рынок спортивной обу­ви. В том квартале, когда Nike вошла в крутой штопор, объем продаж Adidas вырос на 42%, чистая прибыль увеличилась на 48%, достигнув 255 милли­онов долларов в год, а котировки акций за два года выросли в три раза. Эта немецкая компания, как мы видели, заставила удачу работать на себя, вос­произведя производственную структуру Nike и чуть ли не «ксерокопировав» ее подход к маркетингу и спонсорству (политические последствия этого мы рассмотрим в главе 18-й). В 1997-1998 годах Adidas даже провела редизайн баскетбольных кроссовок, чтобы они выглядели как найковские – большие, белые и сверхвысокотехнологичные. Но в отличие от найковских, они прода­вались, как горячие пирожки. Вот вам и теория «коричневой обуви».

За эти годы Nike перепробовала десятки способов заткнуть рот своим не­доброжелателям, но самой нелепой была попытка компании спрятаться за свою продукцию. «Мы не политические деятели. Мы производители обуви», – ска­зала пресс-представитель Nike Донна Гиббс, когда «потогонный» скандал толь­ко начинал разгораться[85]. Производитель обуви? Кто? Компания, которая в середине 80-х годов приняла обдуманное решение, что она больше не будет иметь никакого отношения к таким грубым приземленным предметам, как обувь, и уж точно не будет связываться с таким пошлым занятием, как произ­водство! Нет, Nike хочет, сказал нам Фил Найт, ассоциироваться со спортом, с самой идеей спорта, даже с идеей превосходства через спорт; затем с идеей са­мосовершенствования, с идеей борьбы за права женщин, с идеей расового ра­венства. Она хочет, чтобы ее магазины стали храмами, ее реклама – святыней, ее покупатели – отдельным народом, а е



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: