Тема 1. Финансовая деятельность государства и финансовое право.




Понятие финансов. Финансовые ресурсы в Российской Федерации. Финансовая система Российской Федерации: понятие и институты. Понятие финансовой деятельности государства. Основные принципы финансовой деятельности государства: принцип законности, принцип гласности, принцип федерализма, принцип плановости. Методы осуществления финансовой деятельности государства. Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права: понятие, предмет, метод. Место финансового права в системе российского права. Источники финансового права. Система финансового права. Финансовое право как наука. Финансово-правовые нормы: понятие, классификация. Структура финансово-правовой нормы. Финансовое правоотношение: основания возникновения, структура. Субъекты финансового права и финансового правоотношения. Объект финансового правоотношения. Финансовый контроль: понятие, классификация. Ревизия как основной метод финансового контроля

 

Государство не может обеспечить выполнение своих социально-эконо­мических программ, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовыми ресурсами. Финансы — одна из сторон экономических отношений обще­ства, развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач.

Однако финансы не охватывают всей сферы денежных отно­шений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его террито­риальных подразделений, а также предприятий, организаций, учреждений. По своему материальному выражению финансы представля­ют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образова­нии). предприятий, организации, учреждении, используемые для потребностей общества и развития производства.

Таким образом, финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятии, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества.

Финансам свойственны распределительная, контрольная, стабилизирующая и регулирующая функции в которых выражается социально-экономическая роль ф инансов. В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, обеспечение экологической безопасности, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех отраслей экономики соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции — необходимое условие функционирования рыночной экономики. Возникающие в процессе этой деятель­ности финансовые общественные отношения регулируются нормами особой отрасли права, а именно — финансового права.

Под понятием "финансовое право" понимают:

1) отрасль права как систему норм;

2) финансовое законодательство как систему нормативных правовых актов;

3) науку как систему знаний, представлений о финансово-правовых явлениях и опосредованых их правовой формой;

4) учебный курс как систему изучения выработанных наукой представлений о финансово-правовых явлениях и их правовой форме.

Финансовое право как отрасль права по своей сущности относится к публичным отраслям права. Известный специалист по финансовому праву Поль Мари Годме писал: "Финансовое право – отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы". И далее: "... Естественно, что одна из отраслей указанного права состоит из норм, регулирующих государственные финансы, доходы и расходы государственных органов и контроль над использованием всех этих средств". В юридической литературе имеются различные определения финансового права как отрасли российского права. При этом авторы подчеркивают публичный характер данной отрасли, хотя и не во всех определениях содержится прямое указание на это.

Финансовое право имеет свой предмет правового регулирования, т. е. определенные общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Указание на эти общественные отношения содержится во всех предложенных авторами определениях данной отрасли права. Н. И. Химичева определяет финансовое право как "совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач".

О.Н. Горбунова определяет финансовое право как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период его развития.

В юридической литературе отмечалось, что вопрос о месте финансового права в системе права и его природе возник в ходе дискуссии о системе социалистического права, проведенной Институтом права АН СССР в 1940 г. В тезисах Института права АН СССР финансовое право рассматривалось как самостоятельная отрасль права, но без подразделения ее на Общую и Особенную части.

Признавая финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права, авторы расходятся во мнении о происхождении данной отрасли. П.М. Годме, М.И. Пискотин, Р.О. Халфина, С.Д. Цыпкин и другие считают, что финансовое право выделилось из таких отраслей права, как государственное и административное. Иные ученые (В. В. Бесчеревных, О.Н. Горбунова, Е.А. Ровинский, Н.И. Химичева и другие) придерживаются мнения о том, что финансовое право не выделялось из других отраслей права, а возникло одновременно с возникновением государства и права в целом, поскольку государство не могло бы функционировать без соответствующих финансовых ресурсов, поступления которых в собственность государства в условиях любого правового общества без норм финансового права невозможно. Существование первой точки зрения объясняется тем, что проблемами правового регулирования финансовой деятельности занимались представители науки административного права, так как в условиях планового ведения народного хозяйства финансовые отношения не были столь многообразны и сложны, как в условиях перехода к рынку, когда государство для обеспечения своей деятельности финансовыми ресурсами вынуждено тщательно регламентировать общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств. Финансовое право, являясь отраслью российского права, взаимодействует с другими отраслями права. Будучи тесно связанными между собой, отрасли права разграничиваются по предмету и методу правового регулирования, в определенной степени по функциям.

Традиционным для большинства стран мира является деление права на публичное и частное. Российская система права официально не придерживается этого деления, но в научной и учебной литературе такое деление системы права становится предметом обсуждения, в частности, при характеристике сущности финансового права подчеркивается его публичный характер. Наибольшая взаимосвязь существует между финансовым, конституционным и административным правом, относящимся также к отраслям публичного права. Разграничение между ними следует проводить не только по предмету правового регулирования, методу правового регулирования, но и по тем функциям, которые данные отрасли права выполняют.

Конституционное право (иногда называют государственное право) является основной ведущей отраслью в системе права; его нормы, закрепленные Конституцией РФ, – определяющие при регулировании общественных отношений в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и при осуществлении финансовой деятельности. Нормы конституционного права в области финансов закрепляют компетенцию законодательных и исполнительных органов государства; разграничивают предмет введения между РФ и субъектами Российской Федерации; закрепляют основные права и обязанности граждан при осуществлении государством и местным самоуправлением финансовой деятельности. Тем самым гарантируется соблюдение их законных прав и интересов. Установленные конституционным правом важнейшие принципы финансовой деятельности (нормы-принципы) получают свое развитие и конкретизацию в нормах финансового права, в которых регламентируются и процедура утверждения федерального бюджета и отчета об его исполнении, и контроль за соблюдением выполнения гражданами своей обязанности по уплате законно установленных налогов, и полномочия субъектов Российской Федерации по установлению и введению на своей территории налогов и сборов и т.д.

Финансовое право тесно связано с административным. Административное право регулирует управленческую деятельность органов исполнительной власти в разных сферах общественной жизни, закрепляет их структуру, правовое положение, компетенцию и взаимоотношения между собой, применяя при этом, как правило, метод "власти и подчинения", основанный на субординации (подчинении нижестоящего органа вышестоящему). Финансовое право регулирует деятельность органов государственного управления только в связи с созданием, распределением и использованием ими фондов денежных средств, т.е. регулирует только определенное направление управленческой деятельности органов исполнительной власти государства, используя при этом метод "власти и подчинения", не основанный, как правило, на началах субординации. Так, Н.И. Химичева писала, что метод финансово-правового регулирования имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размера платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Следовательно, при разграничении финансового и административного права необходимо учитывать предмет и метод правового регулирования, хотя при этом следует учесть, что некоторые авторы отрицают наличие у финансового права самостоятельного метода, отличающегося от метода, применяемого административным правом.

Связь финансового права с муниципальным в юридической литературе объясняется тем, что муниципальное право, являясь комплексной отраслью права (имеются и иные точки зрения на природу муниципального права, в частности, некоторые ученые отрицают его комплексный характер), объединяет в себе нормы многих отраслей права, регулирующие деятельность органов местного самоуправления. В муниципальное право включены нормы и финансового права, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением местным самоуправлением финансовой деятельности.

Финансовое право находится в тесной связи и с гражданским правом. Гражданское право регулирует различные общественные отношения, и в первую очередь, имущественные отношения, участники которых равны, обладают автономией воли, имущественной самостоятельностью. Финансовое право также регулирует имущественные отношения, но только те, которые возникают по поводу денег и поэтому приобретают форму денежных отношений. Гражданское право регулирует не только денежные отношения, но и от ношения, возникающие по поводу иного имущества (вещей, имущественных прав). Предметом финансового права являются денежные отношения, участники которых не равны, не обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью, когда между ними возникают отношения власти и подчинения. И очень важно отметить, что эти денежные отношения возникают в связи с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств, т.е. в связи с осуществлением финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Уголовное право, уголовный процесс охраняют финансово-правовые отношения, в частности налоговые, валютные. Так, в ст.ст. 198, 199, 199-1, 199-2 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за налоговые преступления.

Из общей теории права и государства известно, что для разграничения отраслей права, в своей совокупности составляющих систему права, используются два основных признака – предмет и метод правового регулирования. Финансовое право, являющееся самостоятельной отраслью права, имеет только ей присущий предмет правового регулирования и обусловленный спецификой предмета финансового права законодатель использует для его регулирования определенный метод. Итак, что является предметом финансового права, дающего основания для вывода о самостоятельности данной отрасли права? При определении предмета правового регулирования той или иной отрасли следует ответить на вопросы: что регулирует отрасль права, какую группу общественных отношений опосредуют нормы данной отрасли права? Финансовое право регулирует те общественные отношения, которые появляются в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления, т. е. создания, распределения и использования фондов денежных средств, объективно необходимых в условиях действия товарно-денежных отношений для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Общественные отношения возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности и составляющие предмет финансового права, очень разнообразны и многочисленны, поскольку нормы финансового права законодательно закрепляют существующую в обществе финансовую систему.

Общественные отношения – предмет финансового права – в юридической литературе подразделяют на различные самостоятельные группы, тем не менее так или иначе связанные между собой. В составе общественных отношений, составляющих предмет финансового права, выделяются следующие основные группы:

- отношения между РФ, субъектами РФ, местным самоуправлением, возникающие в связи с установлением бюджетной системы, распределением доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы; установление, введение различных видов налогов и сборов; проведение различных видов финансового контроля и т.д., т.е. отношения, возникающие в связи с разграничением предмета ведения между РФ, субъектами РФ, местным самоуправлением в области финансовой деятельности государства и местного самоуправления;

- отношения между финансовыми органами разного уровня и иными субъектами отношений в процессе создания, распределения и использования бюджета государства (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов, а также в процессе создания, распределения и использования средств государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, фондов обязательного медицинского страхования) и целевых бюджетных фондов;

- отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими субъектами налогового права в связи с уплатой налогов и сборов, проведением налогового контроля;

- отношения между организациями, функционирующими на праве государственной или муниципальной собственности, и их вышестоящими органами управления в связи с созданием централизованных фондов денежных средств соответствующих министерств, ведомств и т.п. и децентрализованных фондов денежных средств соответствующих хозяйствующих субъектов;

- отношения между финансовыми органами, в том числе и органами казначейства, и кредитными организациями в связи с исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местного бюджета, как по доходам, так и по расходам;

- отношения между Центральным банком РФ (Банком России) и кредитными организациями (банковскими группами) при осуществлении рефинансирования кредитных организаций, надзора и контроля за их деятельностью;

- отношения между финансовыми организациями, Банком России и другими кредитными организациями в связи с управлением внешним и внутренним государственным и местным долгом;

- отношения между государственными органами управления и местным самоуправлением в связи с формированием и использованием страховых фондов, в которых участвует государство и местное самоуправление, а также при проведении государственного страхового надзора;

- отношения между Банком России и его клиентами при применении к ним финансовых санкций за нарушение банковского законодательства;

- отношения между кредитными организациями и их клиентами при производстве безналичных расчетов через соответствующий банковский счет,

- отношения между органами валютного регулирования и контроля и соответствующими хозяйствующими субъектами и гражданами при осуществлении валютных операций;

- отношения между Банком России, кредитными организациями, хозяйствующими субъектами, гражданами, возникающие при регулировании денежного обращения, в частности при производстве расчетов наличными деньгами;

- отношения между управленческими органами и всеми участниками финансовой деятельности при проведении различных видов финансового контроля (бюджетного, налогового, валютного и др.).

При всем своем разнообразии эти отношения имеют общее направление, – они возникают в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, объективно необходимых для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

В юридической литературе было высказано мнение, что отношения, которые появляются в процессе создания фондов денежных средств хозяйствующих субъектов, действующих на основе частной собственности, не входят в предмет финансового права. В частности, указывается, что финансовое право регулирует только отношения, возникающие по поводу финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Вряд ли с указанной позицией можно согласиться, так как процесс создания и использования фондов денежных средств хозяйствующими субъектами, действующими на праве частной собственности, должен в определенной форме регулироваться государством, поскольку из этих фондов денежных средств уплачиваются соответствующие налоги и сборы. Поэтому общественные отношения, возникающие в процессе создания и использования указанных фондов денежных средств, также относятся к предмету правового регулирования финансового права, как и отношения при создании фондов денежных средств государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Итак, предметом финансового права являются общественные отношения в процессе осуществления финансовой деятельности, во всем своем многообразии. Как уже отмечалось, для характеристики самостоятельности отрасли права необходимо выявить не только специфику предмета правового регулирования, но и установить особенности метода правового регулирования, т. е. ответить на вопрос: как регулируются эти отношения? Метод, как отмечается в литературе, – это способ воздействия права на общественные отношения, система специфических средств, приемов, с помощью которых право регулирует общественные отношения, устанавливая правила поведения участников данных отношений, наделяя их правами и возлагая на них обязанности. Метод правового регулирования определяется спецификой предмета правового регулирования. Однако в реальной жизни общественные отношений пересекаются, переплетаются между собой, для их регулирования могут использоваться различные методы, хотя для определенной группы общественных отношений применяется основной специфический метод правового регулирования. Вопрос о методе правового регулирования, применяемого финансовым правом, остается в науке финансового права дискуссионным. В.В. Бесчеревных, проведя детальный анализ точек зрения ученых о месте финансового права в общей системе права, пришел к выводу о том, что финансовое право, являясь самостоятельной отраслью права, не имеет своего, только ему присущего, метода правового регулирования и не применяет "различные ("разные") методы регулирования, а... использует так называемый административный метод". Указанную позицию с определенной модификацией занимают и другие ученые. Однако в юридической литературе была высказана и противоположная точка зрения о характере метода правового регулирования, применяемого финансовым правом. Признавая, что характерными особенностями метода правового регулирования финансового права являются "власть и подчинение", применяемые и другими отраслями публичного права, в частности административным правом, представители указанного направления делают попытки выявить особенности метода правового регулирования, применяемого при регулировании предмета финансового права.

Метод финансового права - единый метод правового регулирования, но со своими особенностями. Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования. Однако если общественные отношения благодаря своему многообразию предопределяют в каждой отрасли права свой предмет правового регулирования, то право, выступая как целостное, проникнутое внутренним единством социальное явление, предопределяет существование единого метода правового регулирования. Предмет правового регулирования у каждой отрасли права свой, а метод регулирования общий, но у каждой отрасли имеющий свои особенности.

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности в сфере финансовой деятельности государства. Например, в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Данная правовая норма, представляющая собой властное предписание налоговому агенту и определяющая его соответствующее поведение, характеризуется обязывающим регулированием. Налицо способ властного предписания в ходе финансово-правового регулирования.

Приведенный пример наглядно указывает на два момента.

Первый: если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируют нормы финансового права, то метод правового регулирования - каким способом осуществляется это регулирование.

Второй: если предмет правового регулирования находится в общественных отношениях, то метод правового регулирования заключен в правовых нормах. Способы правового регулирования получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования. К таким способам относятся:

1) обязывание;

2) запрещение;

3) дозволение.

При этом следует подчеркнуть следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения.

В различных отраслях названные способы проявляются по-разному, и это характеризует единый метод правового регулирования применительно к отдельной отрасли права. Так, уголовному праву присущ запретительный способ воздействия, гражданскому - дозволительный, административному - властно-предписывающий.

В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.

Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.

Властность предписаний государственных и муниципальных органов в процессе финансовой деятельности выражается в том, что они принимают решения (законы, подзаконные акты), строго обязательные для другой обязанной стороны правоотношения.

Властной стороной является государственный орган (Государственная Дума, Минфин России, ЦБ РФ), обязанной - сторона, противоположная государственному органу: налогоплательщик, коммерческий банк и т.д. Вторая сторона выполняет свои обязанности в случаях, установленных законом, подзаконным актом. Права же этой стороны вторичны, производны от обязанностей <1>.

Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права, имеющего место в аппаратно-управленческой сфере и применяемого в этой сфере. Властные предписания в процессе финансовой деятельности государства исходят, как правило, от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники не находятся в административной зависимости. Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту.

Вместе с тем финансовое законодательство предусматривает ситуации, когда метод властных предписаний распространяется на субординационные отношения. Примером могут служить отношения между отраслевым министерством и казенным предприятием. В этих случаях властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятия, направляются в его адрес вышестоящим органом.

Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) в праве - это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность. Они играют вспомогательную роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового регулирования было более эффективным. Так, в ст. 4 Закона о Банке России государство предписывает Банку России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, осуществлять обслуживание счетов бюджетов всех уровней и т.д.

Вместе с тем для эффективного выполнения ЦБ РФ названных функций государство в ст. 22 того же Закона запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, способ запретительного регулирования в финансовом праве выполняет определенную обеспечительную роль и применяется в основном в сочетании со способом властных предписаний.

Дозволительный способ регулирования обусловлен наличием в составе финансового права норм, имеющих в известной мере диспозитивный характер и создающих основу для возникновения соглашений определенного рода. Если в гражданском праве возникает договор - волевой акт двух сторон, позволяющий этим сторонам самим определять свои отношения, то соглашение в финансовом праве имеет другой характер. Здесь на основе обязывающих и диспозитивных норм имеет место соглашение, в котором положение сторон характеризуется, с одной стороны, признаком властности - подчинения в установлении условий этого соглашения, с другой стороны, равенством сторон - в момент заключения соглашения.

Так, государство, применяя способ властных предписаний, устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, лотерей и т.д. Вместе с тем этот способ действует в сочетании со способом дозволительного регулирования отношений, возникающих, например, в области организации и проведения лотерей. В соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" государство разрешает каждому гражданину быть участником лотереи и оформлять договорные отношения с организатором лотереи (например, с федеральным органом) путем приобретения лотерейного билета.

В условиях деятельности местного самоуправления, самостоятельности субъектов Российской Федерации получают распространение и другие способы финансово-правового регулирования: рекомендации, согласования. Все они в совокупности образуют метод финансового права.

Система финансового права: понятие и структура. Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей. Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве.

Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансовое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

1) помогает студенту и практикующему юристу легко ориентироваться в данной отрасли при ее изучении;

2) помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного материала.

Оптимальным критерием при распределении норм финансового права по группам, т.е. подотраслям и правовым институтам, является предметный. В предмете финансового права заложена объективная необходимость деления регулируемых отраслью общественных отношений на однородные группы, и вследствие этого возможна группировка норм финансового права на правовые институты и подотрасли.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Следует подчеркнуть, что подотрасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, экономически и политически важное структурное подразделение, включающее в свой состав ряд правовых институтов.

Предметный критерий разграничивает нормы финансового права на пять подотраслей:

1) эмиссионное право;

2) бюджетное право;

3) налоговое право;

4) банковское (публичное) право;

5) финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансовое право как целостное нормативное образование не непосредственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

- государственного кредита;

- лотереи;

- ценных бумаг;

- страхового права;

- финансов предприятий и учреждений всех форм собственности и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в две линии (шеренги): на первом плане выстраиваются подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права. Подотрасли составляют основу финансового права. Без них нельзя представить нормальное функционирование государства. Их "родословная" такая же древняя, как и у государства. Кратко охарактеризуем каждую подотрасль финансового права.

Эмиссионное право - авангардная категория в системе финансового права. Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

1) наличного денежного обращения;

2) безналичного денежного обращения;

3) ведения кассовых операций;

4) обращения ценных бумаг;

5) обращения иностранной валюты.

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности: во-первых, они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности; во-вторых, эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конституции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Переход России в 90-х гг. XX в. к рыночным отношениям предопределил бурное развитие норм налогового права и, как следствие этих процессов, принятие в 1998 г. НК РФ. Количественные и качественные изменения в налоговом праве создали основу для выделения в данной подотрасли ряда правовых институтов. К ним относятся федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы, методы взимания налогов и сборов.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта Российской Федерации, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов:

- единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части;

- бюджетной классификации;

- бюджетного устройства;

- бюджетных прав;

- бюджетного процесса;

- сметно-бюджетного финансирования (расходного права);

- бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское (публичное) право - другая важная подотрасль финансового права, которая включает в себя правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

1) монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: