ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ СФОР В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ




Информационный сборник № 5/98

Майор Джарджуманов С, А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ СФОР В БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЕ

Специфика миротворческих задач, решаемых войсками Сил по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине (БиГ), заставляет командование многонациональной дивизии "Север" (МНД(С)) уделять большое внимание информационно-психологическому обеспечению действий частей и подразделений, одним, из компонентов которого являются информационные операции.

Они организуются и проводятся с целью оказания непрерывного информационного воздействия на местное руководство и население посредством двусторонней связи, осуществляемой всеми частями и соединениями СФОР от отдельного батальона до штаба миротворческих сил включительно под общим руководством Объединенного командования по совместным информационным кампаниям1'. На уровне многонациональных дивизий организуется планиро­вание и взаимодействие, определяется и корректируется тематика информационных сообщений, обобщаются результаты работы. В частности, в МНД(С) создана рабочая группа под руководством офицера штаба дивизии по информационным операциям. В ее работе принимают участие офицеры штабных служб. (оперативного отделения, разведывательного отде­ления и др.) и представители частей, входящих в состав дивизии.

Непосредственно вопросами ведения информационных операций в МНД(С) занимаются Службы психологических операций, по работе с гражданским населением, общественных связей.

Служба психологических операций, представленная в МНД(С) тактической группой ПсО США, занимается изучением военно-политической обстановки и планированием информационных кампаний в зоне ответственности дивизии; разработкой и распространением печатных материалов (листовок, плакатов, журнала "Вестник прогресса", детского журнала "Мирко"), а также организацией теле- и радиовещания на местных каналах; озвучиванием программ устного вещания через звуковещательные станции (только в экстренных ситуациях); распространением слухов и т.д.(2).

В задачи службы по работе с гражданским населением входят установление и поддержание контактов с местными руководителями, политическими и общественными органи­зациями; реализация экономических проектов; оказание гуманитарной помощи; организация взаимодействия с международными организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС и др.).

Служба общественных связей включает в себя объединен­ный пресс-центр дивизии и отдел службы телевидения и радиовещания ВС США в БиГ. Ее сотрудники занимаются во­просами информирования иностранных и местных журналистов (брифинги, пресс-релизы и, т. д.); организацией радиовещания по каналу "Радио СФОР"; выпуском газет и журналов для личного состава СФОР и местного населения.

По взглядам командования МНД(С), базирующимся на американском опыте и уставных документах ВС США, информационная операция включает в себя четыре основных этапа: а) выработку решения, в ходе которого определяются объекты информационного воздействия; б) выбор конкретных форм и методов воздействия на избранные объекты; в) передачу информационных сообщений по избранным кана­лам; г) установление обратной связи и оценку результатов информационного воздействия.

В качестве объектов информационного воздействия рассматриваются как отдельные лица (государственные и общественные деятели, военачальники, предприниматели и т.д.), так и группы лиц (политические и общественные объединения, финансовые организации, население отдельных регионов и т.п.). Формы и методы информирования выбираются в зависимости от конкретной обстановки и особенностей

аудитории. К наиболее распространенным методам относятся: непосредственное устное общение (беседы, дискуссии), радиосводки новостей, радиоинтервью и др. Тематика информационных сообщений определяется штабом МНД(С) в виде тезисов как общего, так и частного характера. Общая тематика призвана обеспечить реализацию стратегических целей США и НАТО в регионе и направлена на разъяснение ключевых положений Дейтонских соглашений, формирование заданного имиджа миротворческих сил. В качестве общих тем для информирования населения БиГ частям и подразделениям МНД(С) в 1997-1998 гг. были предложены следующие тезисы: обеспечение мира и свободы перемещения жизненно необходимы для экономического возрожде­ния, оказания гуманитарной помощи и процветания страны; оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и мины смертельно опасны, не делайте попыток завладеть ими, сообщайте патрулям СФОР о местах их нахождения; СФОР справед­ливо разрешит любую кризисную ситуацию, предотвратит этнический или религиозный конфликт; СФОР имеет все средства и возможности для обеспечения выполнения решений Международного арбитража по определению статуса г.Брчко.

В ходе проведения отдельных операций и мероприятий информирование ведется на тактическом уровне в интересах решения конкретных задач локального характера. Так, например, весной 1998 г. в ходе проведения операции под кодовым названием "Железный урожай" (сбор оружия и боеприпасов у населения) для информирования населения были сформулированы следующие тезисы: вооруженные силы конфликтовавших сторон играют ведущую роль в выполнении программы сбора оружия, поскольку она принята их правительствами, а войска СФОР в свою очередь только оказывают им необходимую помощь и поддержку; наличие большого количества мин и взрывоопасных предметов препятствует процветанию Боснии; лица, добровольно сдающие оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества, освобождаются от ответственности за их хранение.

Организуя мероприятия по распространению информации в рамках отдельных операций, командование, МНД(С) наряду с общими темами разрабатывает специальные тезисы сообщений для отдельных объектов воздействия. При этом каждому из объектов (профессиональные, этнические, половозрастные, религиозные группы населения) присваивается определенный особый код, под которым он заносится в схему планирования. К примеру, в период работы Международного арбитража по Брчко зимой-весной 1998 г. информирование отдельных групп лиц проводилось на основе следующих тезисов:

1. Для государственных и общественных деятелей. - Решение Международного арбитража по определению статуса Брчко - свершившийся факт, признайте это. Не препятствуйте мирным процессам, иначе вы рискуете остаться в политической изоляции и лишиться гуманитарной помощи и инвестиций. Выполнение этого решения - долгосрочный процесс, который должен протекать в обстановке мира и. спокойствия. Используйте свои учреждения и штаб-квартиры для обеспечения мира и стабильности, а не для подготовки беспорядков и провокаций.

2. Для работников полиции. - Вы несете ответственность, за обеспечение порядка и общественной безопасности. Сотрудничество полиции с представителями международных организаций имеет важное значение для выполнения решений по г. Брчко, показывайте в этом пример другим гражданским организациям.

3. Для военнослужащих. - Профессиональные военные не должны принимать участие в политических играх. Придерживайтесь позиций сотрудничества и поиска взаимопонимания. Не позволяйте своим подчиненным принимать участие в гражданских беспорядках.

4. Для деловых кругов. - Вы должны формировать мнение руководителей и служащих предприятий в поддержку решений Арбитражного суда. Поддерживайте решения Арбитражного суда посредством инвестиций и реализации экономических проектов.

Очевидно, что столь просто и доходчиво сформулированные тезисы позволяют успешно вести работу командирам частей и подразделений, в том числе не имеющим специальной подготовки.

Эффективность информационного воздействия оценивается по конечным результатам. С этой целью командирам частей и разведывательных подразделений дивизии периодически рассылаются перечни вопросов, ответы на которые позволяют судить об эффективности той или иной информационной операции. По взглядам командования МНД(С), возможны следующие результаты воздействия: сотрудничество (обеспечение поддержки или содействия); воздействие (выполнение требуемых действий или отказ от нежелательных действий); подрыв (снижение эффективности действий объекта); изоляция (ограничение его влияния или возможностей); информирование (передача информации, противоположной распространявшейся дезинформации); наблюдение (установление обратной связи); использование (получение разведданных); предупреждение (распространение информации, предупреждающей о нежелательных действиях). В зависимости от того, насколько полученный эффект соотносится с запланированным, дальнейшее информационное воздействие может быть усилено, скорректировано или полностью прекращено.

Планирование мероприятий, проводимых в рамках информационных операций, осуществляется по двухнедельному графику. Каждый второй понедельник части и подразделения МНД(С) готовят предложения по ведению информационных операций на две недели вперед (см. таблицу 1). Командиры частей направляют усилия разведки на изучение потенциальных объектов информирования.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: