ТЕМА 1. ЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ
Задание 1. Изучите биологию амёбы протей, дизентерийной амёбы, арцеллы и диффлюгии и заполните таблицу 1.
Таблица 1.
Черты сходства и различия в биологии амёбы протей,
дизентерийной амёбы, арцеллы и диффлюгии (по В.А. Шапкину)
Элементы сравнения | Амёба протей | Дизентерийная амёба | Арцелла | Диффлюгия |
Систематическое положение: ТИП Класс Отряд Род Вид | ||||
Форма тела | ||||
Размеры | ||||
Органеллы движения | ||||
Способ питания | ||||
Способ поглощения воды | ||||
Размножение | ||||
Образ жизни | ||||
Место обитания | ||||
Количество ядер в цистах |
Задание 2. Изучите и зарисуйте раковины разных видов фораминифер, отметьте особенности морфологии.
Рис. 1. Строение раковин фораминифер
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Изучить и зарисовать жизненный цикл фораминифер, сделать краткое описание особенностей репродуктивной фазы цикла.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Изучите биологию, физиологию и экологию эвглены зелёной, трипаносомы и опалины лягушачьей. Заполните таблицу 2.
Таблица 2.
Черты сходства и различия в биологии, физиологии и экологии
эвглены зелёной, трипаносомы и опалины лягушачьей
Элементы сравнения | Эвглена зелёная | Трипаносома | Лягушачья опалина |
Систематическое положение: ТИП Класс Отряд Род Вид | |||
Форма тела | |||
Размеры | |||
Наличие органов движения | |||
Количество ядер | |||
Способность восприятия световых раздражений | |||
Способы поглощения воды | |||
Способ питания | |||
Образ жизни | |||
Способ размножения | |||
Место обитания |
Задание 5. Изучить жизненный цикл грегарины моноцистис, зарисовать сизигий и сделать краткое описание репродуктивной фазы цикла.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Изучить жизненный цикл Eimeria magna, зарисовать и сделать краткое описание стадий цикла.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Изучить, зарисовать и сделать краткое описание стадий жизненного цикла малярийного плазмодия.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Изучите биологию представителей типов Книдоспоридии, Миксоспоридии и Микроспоридий. Заполните таблицу 3.
Таблица 3.
Сравнительная характеристика типов Книдоспоридии,
Миксоспоридии и Микроспоридий (по С.Ф. Лихачёву)
Элементы сравнения | Книдоспоридии | Миксоспоридии | Микроспоридий |
Тип Класс Отряд Род Вид | |||
Форма тела | |||
Размеры | |||
Органелл движения | |||
Способ поглощения воды | |||
Способ питания | |||
Образ жизни | |||
Способ размножения | |||
Место обитания |
Задание 9. Изучить, зарисовать и сделать краткое описание конъюгации инфузории Paramecium caudatum.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Изучить экологические особенности инфузорий, заполнить таблицу 4.
Таблица 4.
Некоторые экологические особенности инфузорий (по В.А. Шапкину)
Виды инфузорий | Образ жизни | Способы питания | Отряд |
Ихтиофтириус | |||
Триходина | |||
Стентор полимофус | |||
Нассула | |||
Аллантозома | |||
Токоприа | |||
Тинтиннида | |||
Спиростомум | |||
Дидиний | |||
Сувойка (одиночная) | |||
Бурсария | |||
Дилептус | |||
Балантидий |
ТЕМА 2. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛАСТИНЧАТЫЕ. ТИП ГУБКИ.
ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП ГРЕБНЕВИКИ.
Задание 1. Познакомиться с гипотезами происхождения многоклеточности и заполнить таблицу 5.
Таблица 6.
Гипотезы происхождения многоклеточности (по С.Ф. Лихачёву)
Гипотеза | Автор | Основные положения | Основные движущие процессы |
1. Гастрея | |||
2. Фагоцителла | |||
3. Гипотеза Хаджи |
Задание 2. Изучить особенности строения губок. Заполните таблицу 6.
Таблица 7
Функции клеточных элементов в теле губок (по В.А. Шапкину)
Клеточные элементы | Выполняемая функция |
Колленциты | |
Склеробласты | |
Амёбоциты | |
Археоциты | |
Хоаноциты | |
Пинакоциты | |
Пороциты | |
Миоциты | |
Спонгиобласты |
Задание 3. Изучить и зарисовать строение губки геодия, отметить особенности морфологии.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Изучить, зарисовать и отметить особенности строения различных видов губок: туалетная губка, стеклянная губка, бадяга.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Изучить строение геммулы бадяги, отметить роль геммулы в жизненном цикле.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Изучите особенности строения и отметьте в таблице 8 черты сходства и различия Гидры стебельчатой и гидроидного полипа Обелии.
Таблица 8
Черты сходства и различия Гидры стебельчатой и гидроидного полипа Обелии
(по В.А. Шапкину)
Элементы сравнения | Гидра стебельчатая | Гидроидный полип Обелия |
Одиночная или колониальная форма | ||
Среда обитания | ||
Способ передвижения | ||
Наличие теки | ||
Количество щупалец одной особи | ||
Наличие ротового хоботка | ||
Название органической оболочки расположенной снаружи тела | ||
Щупальца с пищеварительной полостью и без нее | ||
Наличие гонангиев | ||
Размножение | ||
Раздельнополые или гермафродиты | ||
Характер расположения гонад | ||
Оплодотворение |
Задание 7. Изучить особенности жизненного цикла обели, сделать рисунок и краткое описание репродуктивной фазы.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Изучите особенности строения гидромедузы Aglantha sp. Отметьте особенности строения и жизненного цикла.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Изучите и отметьте на рисунке особенности строения сифонофоры.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
1. __________________________
2. __________________________
3. __________________________
4. __________________________
5. __________________________
6. __________________________
7. __________________________
Задание 10. Изучить жизненный цикл аурелии, зарисовать стадии цикла и сделать краткое описание.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Изучив жизненные циклы морского гидроидного полипа обелии и сцифоидной медузы аурелии проведите их сравнение и заполните таблицу 9.
Таблица 9
Черты сходства и различия в строении и размножении морского гидроидного полипа обели и сцифоидной медузы аурелия (по В.А. Шапкину)
Элементы сравнения | Обелия геникулата | Аурелия аурита | ||
полип | медуза | полип | медуза | |
Форма тела | ||||
Образ жизни | ||||
Обрамление ротового отверстия | ||||
Расположение рта и его форма | ||||
Парус, его расположение и функции | ||||
Расположение органов равновесия | ||||
Расположение органов зрения | ||||
Наличие валиков с гастральными нитями, их функции и расположение | ||||
Раздельнополые или гермафродиты | ||||
Место закладки гонад | ||||
Дробление яиц | ||||
Тип | ||||
Основная форма существования |
Задание 11. Изучите особенности строение медуз разных отрядов и заполните таблицу 10.
Таблица 10
Черты сходства и различия сцифоидных медуз
Элементы сравнения | Отряд | ||||
Ставромедузы | Кубомедузы | Короната | Семиастома | Ризостомида | |
Образ жизни | |||||
Среда обитания | |||||
Форма тела (зонтика) | |||||
Расположение щупалец | |||||
Способ передвижения | |||||
Особенности жизненного цикла | |||||
Типичные представители |
Задание 12. Познакомьтесь с многообразием коралловых полипов и зарисуйте основных представителей разных подклассов: восьмилучевые (органчик, морское перо), шестилучевые (звездчатый коралл, мозговик). Отметьте особенности строения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Изучить и отметить на рисунке особенности строение аборального органа гребневиков.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14. Познакомьтесь с основными представителями гребневиков: «Венерин пояс», Beroe cucumis. Сделайте их рисунок и отметьте особенности их строения, образа жизни.
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип __________________
Класс ________________
Отряд ________________
Род __________________
Вид __________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________