Медицинский институт
Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Питирима Сорокина»
Кафедра биохимии и медицины катастроф
Методические указания для студентов 1 курса
Специальности (направления подготовки) 060101 – Лечебное дело
к практическому (лабораторному) занятию
по дисциплине Биоорганическая химия
3 ТЕМА: Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. Ароматичность.
ЦЕЛЬ: Сформировать навыки использования знаний электронного строения молекул для объяснения хода протекания химических реакций биологически важных соединений, определяющих их биологические и физиологические функции.
ЗАДАЧИ: Научиться определять типы сопряженных систем в органических соединениях; ознакомиться с теорией резонанса и правилом Хюккеля для доказательства ароматичности соединений; разобрать способы передачи электронных эффектов.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Тетрадь для записи лекций.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: Системы с открытой и замкнутой цепью сопряжения, виды сопряжения. Ароматичность. Электронные эффекты (индуктивный и мезомерный). Проверочная работа (диктант) «Электронные эффекты. Сопряжение. Ароматичность».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- до изучения темы: Из школьного курса химии электронное строение органических молекул, типы связей, виды гибридизации.
- после изучения темы: Электронное строение химических связей; электронные эффекты заместителей в различных соединениях; правило Хюккеля.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Оценивать распределение электронной плотности в молекуле, определять виды сопряжения, использовать правило Хюккеля для подтверждения ароматичности циклической структуры. Прогнозировать реакционную способность органических соединений на основании электронного строения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Вводный контроль - проверка самоподготовки по следующим заданиям:
1. В приведенных соединениях выделите сопряженные фрагменты и укажите виды сопряжения:
а) CH2=CH-CO-NH2; б) 3-фенилпропеналь; в) CH2=CH-C≡N; г) гександиен-2,4-овая кислота.
2. Укажите направление поляризации одинарных связей в следующих соединениях:
3. Укажите электронные эффекты и характер выделенных заместителей в соединениях:
Беседа по теме занятия
Дать определения основным понятиям темы с приведением конкретных примеров:
Сопряжение – перекрывание р-орбиталей атомов, формально связанных друг с другом σ-связью, приводящее к выравниванию связей и зарядов.
Ароматичность – совокупность особых физических и химических свойств, что выражается в способности ненасыщенных соединений вступать в реакции замещения, а не присоединения; в повышенной термодинамической устойчивости. Реализуется за счет наличия в молекуле замкнутой цепи сопряжения, имеющей 4n+2 р-электрона, где n – любое целое число.
Электронный эффект – смещение электронной плотности в молекуле под влиянием заместителя.
Электроноакцепторные заместители уменьшают электронную плотность в остальной части молекулы.
Электронодонорные заместители увеличивают электронную плотность в остальной части молекулы.
Выполнение занятий
1. В следующих соединениях определите гибридизацию углерода и азота:
2. Какой тип сопряжения осуществляется в приведенных ниже частицах и молекулах? Укажите число р-электронов в сопряженной системе.
3. Используя правило Хюккеля выберите ароматические соединения:
4. Укажите электронные эффекты и характер выделенных заместителей в соединениях:
4. САРС:
1. Укажите вид и знак электронных эффектов функциональных групп в молекуле пиридоксаля (витамина В6):
2. Выберите соединения, в которых электронная плотность ароматического фрагмента: а) наибольшая б) наименьшая
3. Среди соединений выберите ароматические и для них укажите число р-электронов в сопряженной системе:
Выполнить задания из проверочной работы (диктанта) «Электронные эффекты. Сопряжение. Ароматичность».
Примерный вариант диктанта «Электронные эффекты. Сопряжение. Ароматичность»
1. Приведите по два примера заместителей, обладающих: а) –I, -M – эффектами; б) –I, +М-эффектами.
2. Приведите пример заместителя, проявляющего по отношению к бензольному кольцу: а) +I-эффект; б) –I-эффект.
3. Представьте структуру углеводородного радикала, по отношению к которому хлор проявляет: а) –I и +М-эффекты; б) только –I-эффект.
4. Укажите группу, обладающую: а) большим +М-эффектом, чем фтор;
б) меньшим –I-эффектом, чем аминогруппа.
5. Приведите примеры в алифатическом ряду: а) р,p-сопряженной системы;
б) p,p- сопряженной системы.
6. Приведите примеры в ароматическом ряду: а) p,p-сопряженной системы;
б) р,p-сопряженной системы.
7. Изобразите формулы: а) пятичленного ароматического гетероцикла, содержащего один атом кислорода; б) пятичленного ароматического гетероцикла, содержащего один атом азота.
8. Изобразите формулы: а) небензоидной ароматической системы; б) конденсированной ароматической системы.
9. Изобразите ароматическую структуру, в которой правило Хюккеля выполняется при: а) n = 2; б) n = 0.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1. Биоорганическая химия. Учебник. /Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И., Зурабян С.Э. /М.: ГЭОТАР. Медиа. - 2014. – С.37-46.