Метод организованных стратегий




В определенной мере помогает преодолевать инерцию мышления. В основе лежит принцип самоуправления личности при выборе новых стратегий решения творческой задачи и принцип отстранения, т.е. рассмотрение объекта, предмета, процесса всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Эвристические правила метода организованных стратегий:

В процессе решения творческой задачи записывают все спонтанно возникающие идеи остратегии.

Наряду с использованием предложенных организованных стратегий, продолжают использовать и проверять спонтанно возникающие стратегии.

Часто одна или несколько организованных стратегий хорошо дополняются возникающими стратегиями.

Стратегия функционально-целевого анализа:

Для чего это нужно сделать? (анализ потребностей).

Что нужно сделать? (цели решения задачи).

Почему следует это сделать? (анализ и синтез причин).

Где следует это сделать? (уточнение места действия).

Когда это можно сделать? (время действия).

С помощью чего? (средство).

Как это сделать? (метод).

Стратегия анализа противоречия:

Проанализируйте исходное состояние противоречия.

Сформулируйте его суть.

Усильте противоречие, доведя его до степени конфликта.

Рассмотрите противоречие в динамике с начала его возникновения.

Придумайте наиболее вероятные способы решения противоречия.

Проанализируйте, что произойдет, если вы оставите это противоречие без изменений.

Выявите условия, при которых можно управлять процессом решения противоречия.

Стратегия преодоления барьера:

Устраните препятствие.

Обойдите препятствие.

Разрешите препятствие.

Частично воздействуйте на препятствие.

Усильте препятствие.

Преодолейте препятствие по этапам.

Воздействуйте на препятствие с неожиданно-новой позиции.

Стратегия использования информации:

Используйте известную вам информацию, применимую для решения данной задачи.

Соберите дополнительную информацию из смежных видов деятельности.

Используйте опыт других.

Преобразуйте информацию с учетом специфики задачи.

Избавьтесь от второстепенной задачи.

Проверьте достоверность, точность и надежность информации.

Используйте принципиально новую информацию.

Стратегия поиска идеи, противоположной общепринятой или наиболее очевидной.

Если в процессе решения задачи все стремились:

уменьшить что-то, то не лучше ли увеличить?

ускорить что-то, то не лучше ли замедлить?

расширить поле поиска, то не целесообразнее его сузить?

рассмотреть явление в статике, то не рассмотреть ли его в динамике?

проанализировать прошлое, то не лучше ли осмыслить, что произойдет в будущем?

соединить элементы, то нет ли возможности оставить их разъединенными?

решить задачу сразу, то не лучше ли решить ее по частям?

Стратегия оценочных суждений:

Оцените сложность и трудность исходной ситуации.

Уточните критерии, по которым будут оцениваться суждения.

Оцените результаты наиболее важных этапов работы.

Оцените степень риска.

Оцените достоинства и недостатки каждого варианта решения.

Сравните и оцените наиболее оригинальные варианты решения задачи.

Сравните эталон - конечный результат - с наиболее оригинальным и оптимальным вариантом решения.

Мозговая атака в изолированном кругу из 5-8 человек, длящаяся 1,5-3 часа, создает ту степень напряжения, которая является идеальной обстановкой для наилучшего использования творческих способностей каждого. При этом никто не должен прерывать говорящего, опровергать его, хвалить или ссылаться на предыдущие выступления. Даниеле Уселлини - президент итальянского рекламного агентства "Уселлини Адвертайзинг" - считает, что если эта техника применяется со всей строгостью, возникает множество неожиданных и разнообразных идей. В частности, по его словам, брейнсторминг 6 человек, работающих 90 минут, способствует созданию от 100 до 150 идей. Cамые интересные и творческие идеи рождаются с 70 по 140 высказывание. В последующем эти идеи могут более точно оцениваться творческой группой на приемлемость.

 

Какой психологический механизм мозгового штурма позволяет запустить творческое мышление?

Если представить человека в виде айсберга, надводная часть которого - рациональная область, а подводная - подсознание, можно понять, как пришедшая извне идея вызывает взаимопроникновение рационального и подсознательного и рождает новую идею.

Авторитарное руководство, лень, рутина мышления, рационализм, отсутствие эмоционального "огонька" - враги коллективной мыслительной работы. Поэтому при коллективном поиске идей все члены группы уравниваются, создается доброжелательный психологический микроклимат, расковывающий участников и активизирующий их интуицию и воображение. Множество стимулов, действующих как на рациональном, так и подсознательном уровне всех участников работы, рождают течения мысли и интуиции, создающие идеальную среду для генерирования новых идей.

Практическим навыкам творческого мышления способствует и метод доктора Эю де Боно, известный как латеральное мышление. Под латеральным мышлением понимается процесс обработки информации, активизирующий творческие способности и интуицию (Oxford Dictionary определяет его как: "поиск решения проблем не общепринятыми или очевидными методами"). Наиболее эффективный способ изменения идей - действовать не извне, конфликтным путем, а изнутри - интуитивной перегруппировкой доступной информации. Для этого, работая над проблемой, пытаются использовать различные концепции и точки зрения для входа в проблему. Латеральное мышление, в отличие от вертикального или традиционного, т.е. логического, - вполне конкретный способ применения мыслительного аппарата. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан. При латеральном же мышлении поступающая информация используется не сама по себе, она помогает достичь определенного результата. Латеральное мышление характеризует созидательность, вертикальное - избирательность. Вертикальное мышление развивает идеи, рожденные при латеральном мышлении. Латеральное мышление не подменяет вертикального: необходимы оба, так как они дополняют друг друга.

Термин "латеральное" означает движение "сбоку", предполагающее использование такого метода, как провокация, дающая выход из рутинной линии мышления. Латеральное мышление режет образцы самоорганизующейся системы и делает ставку на восприятие: интуиция - единственный продуктивный способ преобразования идей в неопределенной ситуации, то есть когда информацию невозможно оценить объективно. На подобной перестройке основано творчество. При латеральном мышлении упор делается на уход от ограничивающих стереотипов и перестройку привычных представлений, что и создает предпосылки для появления новых моделей.

Неплохие результаты даёт и свободный поиск идей - free wiling, в особенности, если для этого использовать предварительные записи по принципу тематических карт памяти, расширяющие возможности памяти и воображения.

 

 

Карта памяти

Представьте себе одиноко сидящего перед чистым листом человека, который должен найти идею. В такой ситуации возникает вопрос: что мне делать? Ответом нередко является ощущение растерянности и смятения. В таких случаях помогает постановка целей и разработка стратегий их достижения. Если в центре страницы записать формулировку цели рекламы, которой мы должны заняться, то тем самым мы побуждаем наш мозг по его запутанным тропам приблизиться к ней.

Постепенно на листе бумаги, вокруг центральной проблемы возникнет густая сеть аргументов, связанных между собой. Аккуратный отбор всех этих аргументов может подсказать нам самые неожиданные течения мысли, которые надлежит развивать, проверять и углублять. Для этого важно выявить положительные и отрицелевой аудиториительные стороны, внутренние и внешние аспекты, ассоциации из области культуры или истории обычаев, субъективные или объективные причины. Здесь могут помочь другие дополнительные техники, которые стоит использовать для оценки созданных идей. В частности, неплохо решает такие задачи распространенная техника SWOT-анализа. В целом, чтобы научиться давать толчок своим творческим способностям, следует лишить их ореола таинственности и рассматривать как один из методов использования своего мыслительного аппарата - метода обработки информации.

Когда речь идет о творчестве, подразумевается, что результаты будут судить. Существуют ли методы оценки творчества или надо полагаться лишь на субъективное суждение типа "нравится - не нравится", или еще более неопределенное "красиво - некрасиво". Помимо довольно формального оценочного суждения с позиций соответствия целям и стратегии маркетинга, мне известен лишь один метод оценки качества рекламной идеи - тестирование ее на его актуальных и/или потенциальных потребителях. Тестирование - это научная система оценки восприятия рекламы, ее понимания, ее способности передавать ключевую выгоду для целевого потребителя и, наконец, ее способности выделить марку товара среди конкурентных, т.е. сделать ее выпуклой (salient) на рынке. Оно основано на объединении оценок разных людей в совокупную оценку. Базовым правилом при этом является репрезентативная выборка опрашиваемых актуальных и потенциальных потребителей товара. Многие относятся к результатам такого тестирования осторожно, если не сказать отрицелевой аудиториительно, что вполне понятно, но этот разговор уже выходит за рамки обозначенной темы.

Источник: сайт

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИДЕИ

Это новизна идеи, эффективность идеи, проработанность и комплексность идеи

Новизна Идея обладает новизной, если она предлагает новые процессы, концепции, способы и материалы. Новизна идей проявляется в расширении поля исследования проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: