ЛЕКЦИЯ
по теме № 3 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫИ МЕТОДЫАДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ
по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность
специализация - оперативно-разыскная деятельность
узкая специализация - деятельность оперуполномоченного уголовного розыска
Время: 2 часа
Старший преподаватель кафедры
АПиАД ОВД
майор полиции,
кандидат юридических наук
Р.М. Степкин
Обсуждена и одобрена на
заседании предметно-методической
секции кафедры
АПиАД ОВД
«05» ноября 2013 г.
Протокол № 3
Белгород – 2013
Цели лекции:
Учебная:
-ознакомить курсантов с содержанием, формами, методами административной деятельности полиции, с особенностями применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и осуществлением административного надзора полицией;
-научить курсантов анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы занятия, высказывать и обосновывать своё мнение.
Воспитательная:
- воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов.
Развивающая:
- совершенствование навыков работы с юридическими терминами;
- выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Методы проведения занятия:
- разъяснение учебного материала и его обсуждение;
- репродуктивный, поисковый, творческий – при отработке вопросов лекции.
Материально-техническое обеспечение: ученическая доска.
Место проведения занятия: учебная аудитория согласно расписания.
Примерное распределение учебного времени:
План лекции: | Распределение времени: |
Вступительная часть | 5 минут |
1. Содержание, формы и методы административной деятельности полиции | 30 минут |
2. Административный надзор полиции | 20 минут |
3. Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия | 30 минут |
Заключительная часть (подведение итогов) | 5 минут |
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 65, 66, 72, 83, 114.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
3. Федеральный Закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
4. Указ Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».
5. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Введение
Проблемы содержания административной деятельности полиции находятся в центре внимания как ученых, так и специалистов-практиков. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов. Одним из важнейших обстоятельств, которое привлекает внимание к административной деятельности органов внутренних дел, является то обстоятельство, что в ходе административной деятельности затрагиваются права граждан и юридических лиц, которые взаимодействуют с должностными лицами органов внутренних дел. От того, как определен порядок взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами внутренних дел и их должностными лицами, зависит эффективность осуществляемой ими деятельности, качество оказываемых государственных услуг, а также уровень законности и дисциплины в органах внутренних дел.
В этой связи содержание административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, имеет весьма актуальное значение. Следует отметить, что административная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, достаточно разнообразна и осуществляется в строго определенных административно-правовых формах и административно-правовыми методами.
В научной литературе на протяжении многих лет административный надзор традиционно рассматривался как важнейшая правовая форма административной деятельности полиции. В то же время некоторые известные российские ученые-административисты считают административный надзор способом (методом) деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности, а отдельные из них – функцией полиции. Независимо от подходов, определение понятия административного надзора остается неизменным.
Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств в соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции», самыми жесткими являются полномочия сотрудников полиции на применение физической силы, специальных средств и особенно на применение и использование огнестрельного оружия.
С одной стороны, эти полномочия полиции, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ, прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.
Кроме того, проблемы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач, связанных со служебной деятельностью, приобретают в настоящее время особую остроту и актуальность. Связано это с тем, что потери среди личного состава органов внутренних дел чрезвычайно высоки.
Поэтому изучение и уяснение правовых и организационных основ применения и использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы - актуальная задача курсантов и слушателей учебных заведений МВД России.
Вопрос № 1. Содержание, формы и методы административной деятельности полиции
Содержание административной деятельности органов внутренних дел и ее назначение составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.
Функции органов внутренних дел обусловлены объективными факторами. Количество и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государство ставит перед полицией, ее назначения. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в административной деятельности по целенаправленности можно выделить две больших группы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутри-организационных и внешних.
Внутриорганизационные административные функции более постоянны и предназначены для обеспечения четкого функционирования всех служб и подразделений, их личного состава (сотрудников органов внутренних дел), а также для эффективного использования других сил и средств. К ним относятся: анализ, прогнозирование и планирование, формирование управляющей и управляемой систем, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п. Важной частью внутриорганизационной деятельности является функция регулирования, которая призвана обеспечить необходимую для осуществления субъектами этой деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляется непосредственное руководство деятельностью служб (подразделений) и сотрудников.
Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей сотрудников, на руководство подчиненными службами, аппаратами подразделений и т. п. Эта деятельность способствует эффективному осуществлению внешне организационной деятельности, то есть деятельности по реализации задач борьбы с преступностью, обеспечению общественного порядка и безопасности.
Административно-правовые отношения в этом случае возникают между органом внутренних дел в лице руководителя и его сотрудниками (например, при назначении на должность, перемещении сотрудников, присвоении им специальных званий, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности и в других случаях).
Внутриорганизационные функции выполняются всеми службами и подразделениями органов внутренних дел, включая и те, которые занимаются оперативно-розыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомогательными, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива конкретного органа или подразделения, эффективной реализации внешних административных функций органов внутренних дел.
Внешние административные функции органов внутренних дел связаны с практическим решением ею своих задач вовне. Их осуществление выходит за пределы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер имеет реализация таких функций, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятельность, для осуществления которой и создается в конечном счете конкретный орган внутренних дел или его подразделение.
В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предприятиями, организациями и должностными лицами не подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении.
По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельности органов внутренних дел, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие.
К общим функциям административной деятельности органов внутренних дел относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности органов внутренних дел.
К обеспечивающим функциям относятся: кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельности органов внутренних дел. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.
В процессе исполнения внешних административных функций в наибольшей мере проявляется социальное назначение полиции как исполнительного органа государственной власти. В учебной литературе их выделяют в качестве специальных (основных). Исходя из Федерального закона РФ «О полиции» ее специальными (основными) административными функциями являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Перечисленные и другие административные функции выполняют участковые уполномоченные полиции, подразделения патрульно-постовой службы органов внутренних дел, государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а также инспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, по делам несовершеннолетних. В реализации определенных административных функций полиции участвуют сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, наряды дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.
Общие, обеспечивающие и специальные (основные) функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют содержание (сферу, объем) административной деятельности органов внутренних дел.
Для административной деятельности органов внутренних дел характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к полиции сферой. Эта деятельность - наиболее обширное, емкое направление в работе полиции. В связи с этим большая часть сотрудников органов внутренних дел осуществляет внешние административные функции. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, государственными органами, организациями, общественными объединениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных объединений.
Формы административной деятельности органов внутренних дел
Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.
Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности органов внутренних дел, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм.
Административная деятельность полиции может быть:
Регулятивной и правоохранительной - по характеру разрешаемых дел;
внутренней и внешней - по целенаправленности;
словесной (письменной или устной) и конклюдентной - по способу выражения.
Первые две классификационные группы отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуществления управленческих решений. Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнее проявление управленческой деятельности.
Первые две формы являются правовыми, поскольку в рамках данных форм принимаются решения, которые непосредственно влекут установление правовых норм, возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления.
Третья и четвертая формы являются необходимыми элементами управленческой деятельности, однако, правовых последствий сами по себе не влекут.
В свою очередь, правовая форма административной деятельности органов внутренних дел по содержанию подразделяется на правоустановительную, в рамках которой принимаются нормативные акты управления, и правоприменительную, в рамках которой принимаются индивидуальные акты управления.
Приведенная классификация может быть использована для анализа форм административной деятельности органов внутренних дел.
Наиболее распространенная форма выражения результата административной деятельности полиции - индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фиксации правоприменения, точности, определенности и т. п.
Вместе с тем весьма широко в административной деятельности полиции используется устная словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.
Административная деятельность выражается также в конклюдентной форме при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Таковыми являются, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудниками патрульно-постовой службы и т. п.
С учетом сказанного, в зависимости от юридических последствий формы административной деятельности полиции можно разделить на правовые, иные юридически значимые действия и неправовые.
Правовые формы. Правовой формой правоустановительной административной деятельности полиции является издание нормативных актов управления, правоприменительной - издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.
Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.
Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.
Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.
Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.
Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.
Положение определяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.
Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.
Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.
Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).
Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.
Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.
Например, приказы, утверждающие Концепции совершенствования деятельности различных служб и подразделений полиции, повышения эффективности отдельных направлений полиции, Решения коллегий, в которых на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов формулируются основные направления государственной политики и меры по ее реализации в установленной сфере деятельности.
В рамках реализации административной реформы федеральными органами исполнительной власти начинается разработка административных регламентов. Административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.
По сфере применения акты управления подразделяются на: а) внутриорганизационные и б) внешневластные.
Путем издания внутриорганизационных актов управления вышестоящие органы и должностные лица органов внутренних дел руководят подчиненными аппаратами и сотрудниками, осуществляют расстановку кадров, конкретизируют функциональные обязанности сотрудников, применяют меры поощрения, налагают дисциплинарные взыскания и т. п.
Индивидуальные акты управления - основной вид актов управления органов внутренних дел. К ним относятся такие, в которых содержатся указания, адресованные конкретному субъекту, и рассчитанные на однократное применение. Их назначение состоит в применении норм права к конкретному случаю, лицу.
К примеру, к таким актам относится выдача разрешений (лицензий) гражданам и организациям, которая влечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, органы внутренних дел в соответствии с законодательством выдают лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. С этими актами управления органов внутренних дел связывается также осуществление надзора (контроля) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования указанных предметов и объектов.
В качестве самостоятельной правовой формы административной деятельности рассматривают также заключение административных договоров. К числу таких административных договоров можно отнести: контракт о службе в органах внутренних дел, договор на охрану объекта силами подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Иные юридически значимые действия. Содержанием иных юридически значимых административных действий полиции является применение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу указания в законе выступают в качестве необходимого условия для наступления указанных правовых последствий независимо от того, были они направлены на эти последствия или нет. Примерами таких действий, ежедневно совершаемых службами органов внутренних дел и их сотрудниками, являются: документирование (выдача служебных удостоверений личности сотрудникам, составление протокола об административном правонарушении, об административном задержании, протокола личного досмотра), служебное аттестование, принятие присяги и др.
Документирование - официальное удостоверение надлежащим образом оформленных в документах полиции определенных фактов, событий и состояний, имеющих юридическое значение, в целях их доказательства (подтверждения). В административной деятельности это выражается в выдаче гражданам удостоверений на право управления автомототранспортом, различных официальных справок, фиксации противоправных действий, фиксации применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и др.
Служебное аттестование - это персональная характеристика практической деятельности лиц начальствующего состава органов внутренних дел за определенный период с соответствующими выводами. Аттестование само по себе не изменяет служебно-правового положения аттестуемого, но в соответствии с действующими ведомственными инструкциями вывод по аттестации (к примеру, рекомендации для перемещения на вышестоящие или равнозначные должности, направления на учебу, о понижении в должности и увольнении) может служить основанием для издания актов о перемещении по службе, изменении размера должностного оклада.
Неправовые формы. К неправовым формам административной деятельности полиции относятся:
1) организационные действия;
2) материально-технические действия.
Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимодействия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных мероприятий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходимая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаимодействие субъекта и объекта управления. В частности, сущность внешне организационных действий состоит в привлечении граждан и общественных объединений к охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности путем разъяснения сущности и значения правовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия в собраниях трудовых коллективов.
К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, адресно-справочная работа и т. п.).
Эти действия играют важную роль в получении, передаче и хранении информации, ведении статистического и оперативного учета. Посредством их производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ориентировок, размножение различных материалов, хранение и оформление документов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляется хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения и специальных технических средств.
Понятие и виды методов административной деятельности полиции
Под методами административной деятельности полиции понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Следовательно, методы административной деятельности органов внутренних дел представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники органов внутренних дел воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей.
При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности сотрудники органов внутренних дел используют такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение. Названные методы - это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и в особенности для деятельности органов внутренних дел.
По характеру воздействия методы управленческого воздействия подразделяются на прямые (административные) или косвенные (экономические).
Учитывая содержание внешневластной административной деятельности органов внутренних дел, по способу охраны правопорядка и характеру воздействия каждого метода на общественные отношения в дополнение к указанным общим (универсальным) методам управленческой деятельности можно выделить следующие специальные методы административной деятельности органов внутренних дел: осуществление административного надзора, применение прямого административного принуждения, оказание полицейской помощи, выдача полицейского разрешения, государственная регистрация, лицензирование.
Административный надзор как метод - это узкоспециализированное наблюдение сотрудниками органов внутренних дел за точным соблюдением гражданами, должностными лицами, организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения. Административный надзор осуществляется путем наблюдения, выявления, патрулирования, посещения, проверок и иными путями. Административный надзор может сочетаться с другим методом полицейской деятельности - административным принуждением.
Оказание полицейской помощи представляет собой особый способ охраны субъективных прав граждан (права на жизнь, здоровье, медицинскую помощь и т. д.).
Выдача разрешения - способ обеспечения общественной безопасности, при котором в условиях существования общего запрета на определенные действия всех лиц отдельные граждане получают от компетентных органов разрешение на такого рода действия (разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия).
Государственная регистрация как метод полицейской деятельности -способ охраны правопорядка и общественной безопасности, применяемый путем признания права заинтересованного лица на какое-либо социальное благо (место жительства, имущество, предпринимательскую деятельность) и записи об этом в специальном государственном документе: реестре, журнале и пр. Такая запись разрешает заинтересованному лицу (гражданину, организации) пользоваться зарегистрированным правом (имуществом).
Лицензирование - один из способов охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, используемый государством, которое путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на право заниматься определенным видом деятельности предполагает со стороны компетентных органов наблюдение за ним. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности, приобретения физическими и юридическими лицами оружия.
Все перечисленные специальные методы полицейской деятельности используются в административной деятельности органов внутренних дел в качестве способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, гарантируют гражданам и организациям реализацию их законных прав и интересов. Они производны от общих (универсальных) методов государственного управления - убеждения и принуждения, возникают и формируются на их основе, специализируют их в специфической сфере полицейской деятельности, будучи ими предопределены. При этом метод принуждения занимает особое место в административной деятельности органов внутренних дел, поскольку именно данный метод полицейской деятельности лежит в основе выделения полиции как самостоятельного государственного института в механизме государственной власти.
Понятие и виды убеждения, применяемого в административной деятельности полиции
В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на первом месте, как наиболее демократичный и гуманный метод.
Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм.
Как метод административной деятельности полиции убеждение - это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников органов внутренних дел.
Убеждение в административной деятельности полиции служит достижению следующих целей:
а) воспитанию у граждан стойкой привычки правомерного поведения;
б) предупреждению противоправных проступков;
в) воздействию на правонарушителей.
Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воздействия на общественные отношения, а его содержание включает комплекс различных воспитательных и организационных мер воздействия на сознание людей, а через сознание - на их поведение.
Меры убеждения, применяемые в административной деятельности полиции, объединяются в несколько групп, которые называют видами (формами) убеждения.
Среди мер убеждения воспитательного характера наиболее часто применяются разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, поощрение, показ положительных примеров и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики. Выбор и использование перечисленных элементов всегда носит активный и творческий характер.
Меры воспитательного характера можно объединить в три группы.
1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: а) воспитательная работа среди населения; б) проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений (профилактическая работа с лицами ранее судимыми); в) критика антиобщественных проступков; г) разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда).
2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников органов внутренних дел, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников органов внутренних дел, образцово исполняющих свои служебные обязанности.
3. Меры общественного воздействия - это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.
К числу мер воздействия организационного характера следует отнести обучение, пропаганду, агитацию, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организационная практика органов внутренних дел, пресс-конференции, выступления руководителей ОВД в средствах массовой информации, встречи руководителей с населением, информирование о достигнутых успехах и т. д.
Меры организационного характера можно объединить в две группы:
1.