Понятие и классификация мер административного принуждения, применяемого органами внутренних дел.




ЛЕКЦИЯ

по теме № 3 СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫИ МЕТОДЫАДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

по специальности 031001.65 Правоохранительная деятельность

специализация - оперативно-разыскная деятельность

узкая специализация - деятельность оперуполномоченного уголовного розыска

 

Время: 2 часа

 

Старший преподаватель кафедры

АПиАД ОВД

майор полиции,

кандидат юридических наук

Р.М. Степкин

 

Обсуждена и одобрена на

заседании предметно-методической

секции кафедры

АПиАД ОВД

«05» ноября 2013 г.

Протокол № 3

 

Белгород – 2013


 

Цели лекции:

Учебная:

-ознакомить курсантов с содержанием, формами, методами административной деятельности полиции, с особенностями применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и осуществлением административного надзора полицией;

-научить курсантов анализировать и оценивать различные источники информации, творчески мыслить, логично и последовательно излагать свои мысли, свободно выступать в обсуждении темы занятия, высказывать и обосновывать своё мнение.

Воспитательная:

- воспитание курсантов в духе строгого соблюдения законов и подзаконных актов.

Развивающая:

- совершенствование навыков работы с юридическими терминами;

- выявление пробелов в знаниях и их устранение.

Методы проведения занятия:

- разъяснение учебного материала и его обсуждение;

- репродуктивный, поисковый, творческий – при отработке вопросов лекции.

Материально-техническое обеспечение: ученическая доска.

Место проведения занятия: учебная аудитория согласно расписания.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции: Распределение времени:
Вступительная часть 5 минут
1. Содержание, формы и методы административной деятельности полиции 30 минут
2. Административный надзор полиции 20 минут
3. Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия 30 минут
Заключительная часть (подведение итогов) 5 минут

 

Литература:

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 65, 66, 72, 83, 114.

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный Закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

4. Указ Президента от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ».

5. Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

 

Введение

 

Проблемы содержания административной деятельности полиции находятся в центре внимания как ученых, так и специалистов-практиков. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом факторов. Одним из важнейших обстоятельств, которое привлекает внимание к административной деятельности органов внутренних дел, является то обстоятельство, что в ходе административной деятельности затрагиваются права граждан и юридических лиц, которые взаимодействуют с должностными лицами органов внутренних дел. От того, как определен порядок взаимоотношений граждан и юридических лиц с органами внутренних дел и их должностными лицами, зависит эффективность осуществляемой ими деятельности, качество оказываемых государственных услуг, а также уровень законности и дисциплины в органах внутренних дел.

В этой связи содержание административной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел, имеет весьма актуальное значение. Следует отметить, что административная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел, достаточно разнообразна и осуществляется в строго определенных административно-правовых формах и административно-правовыми методами.

В научной литературе на протяжении многих лет административный надзор традиционно рассматривался как важнейшая правовая форма административной деятельности полиции. В то же время некоторые известные российские ученые-административисты считают административный надзор способом (методом) деятельности полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности, а отдельные из них – функцией полиции. Независимо от подходов, определение понятия административного надзора остается неизменным.

Среди мер административного принуждения, применяемых сотруд­никами полиции для защиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств в соответствии с Федеральным законом РФ «О поли­ции», самыми жесткими являются полномочия со­трудников полиции на применение физической силы, специальных средств и особенно на применение и использование огнестрельного ору­жия.

С одной стороны, эти полномочия полиции, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией РФ, прав граждан и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необ­ратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства защиты законных интересов правопослушных граж­дан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон. Поэтому примене­ние данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.

Кроме того, проблемы личной безопасности сотрудников органов внутренних дел при выполнении возложенных на них задач, связанных со служебной деятельностью, приобретают в настоящее время особую остроту и актуальность. Связано это с тем, что потери среди личного состава органов внутренних дел чрезвычайно высоки.

Поэтому изучение и уяснение правовых и организационных основ применения и использования огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы - актуальная задача курсантов и слушателей учебных заведений МВД России.

 

Вопрос № 1. Содержание, формы и методы административной деятельности полиции

Содержание административной деятельности органов внутренних дел и ее назначе­ние составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Функции органов внутренних дел обусловлены объективными факторами. Количе­ство и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государ­ство ставит перед полицией, ее назначения. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в администра­тивной деятельности по целенаправленности можно выделить две боль­ших группы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутри-организационных и внешних.

Внутриорганизационные административные функции более посто­янны и предназначены для обеспечения четкого функционирования всех служб и подразделений, их личного состава (сотрудников органов внутренних дел), а также для эффективного использования других сил и средств. К ним отно­сятся: анализ, прогнозирование и планирование, формирование управ­ляющей и управляемой систем, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п. Важной ча­стью внутриорганизационной деятельности является функция регулирова­ния, которая призвана обеспечить необходимую для осуществления субъ­ектами этой деятельности их упорядоченность. Через регулирование осу­ществляется непосредственное руководство деятельностью служб (подраз­делений) и сотрудников.

Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей со­трудников, на руководство подчиненными службами, аппаратами подраз­делений и т. п. Эта деятельность способствует эффективному осуществле­нию внешне организационной деятельности, то есть деятельности по реа­лизации задач борьбы с преступностью, обеспечению общественного по­рядка и безопасности.

Административно-правовые отношения в этом случае возникают между органом внутренних дел в лице руководителя и его сотрудниками (например, при назначении на должность, перемещении сотрудников, присвоении им специальных званий, поощрении, привлечении к дисципли­нарной ответственности и в других случаях).

Внутриорганизационные функции выполняются всеми службами и подразделениями органов внутренних дел, включая и те, которые занимаются оператив­но-розыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомогательны­ми, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива кон­кретного органа или подразделения, эффективной реализации внешних административных функций органов внутренних дел.

Внешние административные функции органов внутренних дел связаны с практиче­ским решением ею своих задач вовне. Их осуществление выходит за пре­делы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчи­ненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой ха­рактер имеет реализация таких функций, как охрана общественного поряд­ка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транс­портных средств, выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятель­ность, для осуществления которой и создается в конечном счете конкрет­ный орган внутренних дел или его подразделение.

В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предпри­ятиями, организациями и должностными лицами не подчиненными орга­нам внутренних дел в служебном отношении.

По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельности органов внутренних дел, ее функции можно подразде­лить на общие, специальные и обеспечивающие.

К общим функциям административной деятельности органов внутренних дел отно­сятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности органов внутренних дел.

К обеспечивающим функциям относятся: кадровое, финансовое, ма­териально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспече­ние административной деятельности органов внутренних дел. Эта деятельность направле­на на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность кон­кретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.

В процессе исполнения внешних административных функций в наи­большей мере проявляется социальное назначение полиции как исполнительного органа государственной власти. В учебной литературе их выде­ляют в качестве специальных (основных). Исходя из Федерального закона РФ «О поли­ции» ее специальными (основными) административными функциями являются: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Перечисленные и другие административные функции выполняют участковые уполномоченные полиции, подразделения патрульно-постовой службы органов внутренних дел, государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а также инспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполне­ния административного законодательства, по делам несовершеннолетних. В реализации определенных административных функций полиции участ­вуют сотрудники специальных приемников для содержания лиц, аресто­ванных в административном порядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, наряды дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

Общие, обеспечивающие и специальные (основные) функции нахо­дятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составля­ют содержание (сферу, объем) административной деятельности органов внутренних дел.

Для административной деятельности органов внутренних дел характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к полиции сферой. Эта деятельность - наиболее обширное, емкое направление в работе по­лиции. В связи с этим большая часть сотрудников органов внутренних дел осуществляет внешние административные функции. В процессе осуществления этой дея­тельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лица­ми без гражданства, государственными органами, организациями, общест­венными объединениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных объединений.

Формы административной деятельности органов внутренних дел

Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.

Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе администра­тивной деятельности органов внутренних дел, обстановки и условий, в которых она про­текает, обусловливает применение различных форм.

Административная деятельность полиции может быть:

Регулятивной и правоохранительной - по характеру разрешаемых дел;

внутренней и внешней - по целенаправленности;

словесной (письменной или устной) и конклюдентной - по спосо­бу выражения.

Первые две классификационные группы отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуще­ствления управленческих решений. Способ выражения характеризует ее формальную сторону, то есть внешнее проявление управленческой дея­тельности.

Первые две формы являются правовыми, поскольку в рамках данных форм принимаются решения, которые непосредственно влекут установле­ние правовых норм, возникновение, изменение или прекращение админи­стративно-правовых отношений. Они находят свое выражение в правовых актах управления.

Третья и четвертая формы являются необходимыми элементами управленческой деятельности, однако, правовых последствий сами по себе не влекут.

В свою очередь, правовая форма административной деятельности органов внутренних дел по содержанию подразделяется на правоустановительную, в рамках которой принимаются нормативные акты управления, и правоприменительную, в рамках которой принимаются индивидуальные акты управления.

Приведенная классификация может быть использована для анализа форм административной деятельности органов внутренних дел.

Наиболее распространенная форма выражения результата админист­ративной деятельности полиции - индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов (дел), требующих фик­сации правоприменения, точности, определенности и т. п.

Вместе с тем весьма широко в административной деятельности полиции используется устная словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

Административная деятельность выражается также в конклюдентной форме при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений, знаков, разметки и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. Таковыми являются, например, жесты инспектора ДПС ГИБДД, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы светофора, сигналы свистком, подаваемые сотрудниками патрульно-постовой службы и т. п.

С учетом сказанного, в зависимости от юридических последствий формы административной деятельности полиции можно разделить на пра­вовые, иные юридически значимые действия и неправовые.

Правовые формы. Правовой формой правоустановительной адми­нистративной деятельности полиции является издание нормативных актов управления, правоприменительной - издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свой­ствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на норма­тивные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт - это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то долж­ностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, ус­танавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчи­танный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной вла­сти.

Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уста­вов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых ак­тов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, настав­ления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой дея­тельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.

Директива содержит нормативные предписания, определяющие пер­спективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

Статусные документы органов внутренних дел, их структурных под­разделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде по­ложений и уставов.

Положение определяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.

Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.

Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) опера­тивно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).

Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком поряд­ке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется поря­док реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.

Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых ак­тов.

Например, приказы, утверждающие Концепции совершенствования деятельности различных служб и подразделений полиции, повышения эффективности отдельных направлений полиции, Решения коллегий, в которых на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов формулируются основные направления государственной политики и меры по ее реализации в установленной сфере деятельности.

В рамках реализации административной реформы федеральными органами исполнительной власти начинается разработка административных регламентов. Административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг федеральными органами исполнительной власти.

По сфере применения акты управления подразделяются на: а) внутриорганизационные и б) внешневластные.

Путем издания внутриорганизационных актов управления выше­стоящие органы и должностные лица органов внутренних дел руководят подчиненными аппаратами и сотрудниками, осуществляют расстановку кадров, конкрети­зируют функциональные обязанности сотрудников, применяют меры по­ощрения, налагают дисциплинарные взыскания и т. п.

Индивидуальные акты управления - основной вид актов управле­ния органов внутренних дел. К ним относятся такие, в которых содержатся указания, ад­ресованные конкретному субъекту, и рассчитанные на однократное при­менение. Их назначение состоит в применении норм права к конкретному случаю, лицу.

К примеру, к таким актам относится выдача разрешений (лицензий) гражданам и организациям, которая влечет возникновение новых прав и обязанностей. Так, органы внутренних дел в соответствии с законодательством выдают лицензии на приобретение, разрешения на хранение, ношение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. С этими актами управления органов внутренних дел связывается также осуществление надзора (контроля) за соблюдением установленных правил обращения и функционирования указанных предметов и объектов.

В качестве самостоятельной правовой формы административной деятельности рассматривают также заключение административных дого­воров. К числу таких административных договоров можно отнести: кон­тракт о службе в органах внутренних дел, договор на охрану объекта сила­ми подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Иные юридически значимые действия. Содержанием иных юри­дически значимых административных действий полиции является приме­нение правовых норм к конкретным обстоятельствам или лицам, но без из­дания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. К подобным действиям относятся такие, которые в силу ука­зания в законе выступают в качестве необходимого условия для наступле­ния указанных правовых последствий независимо от того, были они на­правлены на эти последствия или нет. Примерами таких действий, еже­дневно совершаемых службами органов внутренних дел и их сотрудниками, являются: документирование (выдача служебных удостоверений личности сотрудни­кам, составление протокола об административном правонаруше­нии, об административном задержании, протокола личного досмотра), служебное аттестование, принятие присяги и др.

Документирование - официальное удостоверение надлежащим об­разом оформленных в документах полиции определенных фактов, собы­тий и состояний, имеющих юридическое значение, в целях их доказатель­ства (подтверждения). В административной деятельности это выражается в выдаче гражданам удостоверений на право управления автомототранспортом, различных официальных справок, фиксации противоправных дейст­вий, фиксации применения мер обеспечения производства по делам об ад­министративных правонарушениях и др.

Служебное аттестование - это персональная характеристика прак­тической деятельности лиц начальствующего состава органов внутренних дел за определенный период с соответствующими выводами. Аттестование само по себе не изменяет служебно-правового положения аттестуемого, но в соответствии с действующими ведомственными инст­рукциями вывод по аттестации (к примеру, рекомендации для перемеще­ния на вышестоящие или равнозначные должности, направления на учебу, о понижении в должности и увольнении) может служить основанием для издания актов о перемещении по службе, изменении размера должностно­го оклада.

Неправовые формы. К неправовым формам административной дея­тельности полиции относятся:

1) организационные действия;

2) материально-технические действия.

Организационные действия выражаются в подготовке и проведении служебных совещаний, собраний, инструктажей, в организации взаимо­действия между сотрудниками, подразделениями в целом между собой и гражданами (объединениями граждан), проведении совместных мероприя­тий, в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций. Данные действия направлены на работу с личным составом подразделений и гражданами. В ходе этих организационных действий до адресата доводится необходи­мая управленческая информация, осуществляется непосредственное взаи­модействие субъекта и объекта управления. В частности, сущность внешне организационных действий состоит в привлечении граждан и обществен­ных объединений к охране общественного порядка и обеспечению обще­ственной безопасности путем разъяснения сущности и значения правовых актов, проведения отчетов сотрудников перед населением, участия в соб­раниях трудовых коллективов.

К материально-техническим действиям относятся такие операции, совершение которых, несмотря на их неюридический характер, является обязательной предпосылкой для принятия того или иного управленческого решения при осуществлении правоприменительной и правоустановительной деятельности (сбор и обработка информации, учет выполненной работы, составление справок, подготовка отчетов, ведение делопроизводства, адресно-справочная работа и т. п.).

Эти действия играют важную роль в получении, передаче и хранении информации, ведении статистического и оперативного учета. Посредством их производится подготовка всевозможных справок, обзоров, ориентиро­вок, размножение различных материалов, хранение и оформление доку­ментов, ведутся картотеки на определенные категории лиц, осуществляет­ся хозяйственное и техническое обслуживание подразделений и служб, выдача, прием табельного оружия, специальных средств принуждения и специальных технических средств.

Понятие и виды методов административной деятельности полиции

Под методами административной деятельности полиции понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется ох­рана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складываю­щихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасно­сти.

Следовательно, методы административной деятельности органов внутренних дел представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники органов внутренних дел воздействуют на сознание и поведение лиц, с кото­рыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осущест­вления возложенных на них служебных обязанностей.

При осуществлении административной деятельности для обеспече­ния общественного порядка и общественной безопасности сотрудники органов внутренних дел ис­пользуют такие традиционные и проверенные временем методы, как убеж­дение и принуждение. Названные методы - это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и в особенности для дея­тельности органов внутренних дел.

По характеру воздействия методы управленческого воздействия под­разделяются на прямые (административные) или косвенные (экономиче­ские).

Учитывая содержание внешневластной административной деятель­ности органов внутренних дел, по способу охраны правопорядка и характеру воздействия каждого метода на общественные отношения в дополнение к указанным общим (универсальным) методам управленческой деятельности можно выделить следующие специальные методы административной деятельно­сти органов внутренних дел: осуществление административного надзора, применение прямого административного принуждения, оказание полицейской помощи, выдача полицейского разрешения, государственная регистрация, лицензи­рование.

Административный надзор как метод - это узкоспециализирован­ное наблюдение сотрудниками органов внутренних дел за точным соблюдением гражда­нами, должностными лицами, организациями общеобязательных правил с использованием в предусмотренных законом случаях административного принуждения. Административный надзор осуществляется путем наблюде­ния, выявления, патрулирования, посещения, проверок и иными путями. Административный надзор может сочетаться с другим методом полицей­ской деятельности - административным принуждением.

Оказание полицейской помощи представляет собой особый способ охраны субъективных прав граждан (права на жизнь, здоровье, медицин­скую помощь и т. д.).

Выдача разрешения - способ обеспечения общественной безопас­ности, при котором в условиях существования общего запрета на опреде­ленные действия всех лиц отдельные граждане получают от компетентных органов разрешение на такого рода действия (разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия).

Государственная регистрация как метод полицейской деятельности -способ охраны правопорядка и общественной безопасно­сти, применяемый путем признания права заинтересованного лица на ка­кое-либо социальное благо (место жительства, имущество, предпринима­тельскую деятельность) и записи об этом в специальном государственном документе: реестре, журнале и пр. Такая запись разрешает заинтересован­ному лицу (гражданину, организации) пользоваться зарегистрированным правом (имуществом).

Лицензирование - один из способов охраны правопорядка и обес­печения общественной безопасности, используемый государством, которое путем выдачи гражданину или юридическому лицу удостоверения на пра­во заниматься определенным видом деятельности предполагает со стороны компетентных органов наблюдение за ним. Органы внутренних дел осуществляют лицен­зирование частной детективной и охранной деятельности, приобретения физическими и юридическими лицами оружия.

Все перечисленные специальные методы полицейской деятельности используются в административной деятельности органов внутренних дел в качестве спо­собов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безо­пасности, гарантируют гражданам и организациям реализацию их закон­ных прав и интересов. Они производны от общих (универсальных) мето­дов государственного управления - убеждения и принуждения, возника­ют и формируются на их основе, специализируют их в специфической сфере полицейской деятельности, будучи ими предопределены. При этом метод принуждения занимает особое место в административной деятель­ности органов внутренних дел, поскольку именно данный метод полицейской деятельно­сти лежит в основе выделения полиции как самостоятельного государст­венного института в механизме государственной власти.

Понятие и виды убеждения, применяемого в административной деятельности полиции

В механизме управленческого воздействия убеждение стоит на пер­вом месте, как наиболее демократичный и гуманный метод.

Метод убеждения состоит в активном моральном, психологическом, материальном воздействии на сознание и поведение людей в целях воспи­тания у них осознанного исполнения требований правовых и других соци­альных норм.

Как метод административной деятельности полиции убеждение - это такое воздействие, которое обеспечивает добровольное соблюдение гражданами и организациями норм права и требований сотрудников органов внутренних дел.

Убеждение в административной деятельности полиции служит дос­тижению следующих целей:

а) воспитанию у граждан стойкой привычки правомерного поведе­ния;

б) предупреждению противоправных проступков;

в) воздействию на правонарушителей.

Сущность убеждения состоит в том, что оно является методом воз­действия на общественные отношения, а его содержание включает ком­плекс различных воспитательных и организационных мер воздействия на сознание людей, а через сознание - на их поведение.

Меры убеждения, применяемые в административной деятельности полиции, объединяются в несколько групп, которые называют видами (формами) убеждения.

Среди мер убеждения воспитательного характера наиболее часто применяются разъяснение, обоснование, обсуждение, критика, поощрение, показ положительных примеров и многое другое, описываемое и реали­зуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики. Выбор и использование перечисленных элементов всегда носит активный и творческий характер.

Меры воспитательного характера можно объединить в три группы.

1. Меры, обеспечивающие нравственное и правовое воспитание. К ним относятся: а) воспитательная работа среди населения; б) проведение бесед с гражданами, склонными к совершению правонарушений (профи­лактическая работа с лицами ранее судимыми); в) критика антиобществен­ных проступков; г) разъяснение действующего законодательства (правовая пропаганда).

2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников органов внутренних дел, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников органов внутренних дел, образцово исполняющих свои служебные обязанности.

3. Меры общественного воздействия - это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.

К числу мер воздействия организационного характера следует отнести обучение, пропаганду, агитацию, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагиро­вание на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организаци­онная практика органов внутренних дел, пресс-конференции, выступления ру­ководителей ОВД в средствах массовой информа­ции, встречи руководителей с населением, информирование о достигнутых успехах и т. д.

Меры организационного характера можно объединить в две группы:

1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: