Целью дисциплины является развитие и совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, реализация которой осуществляется при непосредственном контакте преподавателя и студента, что обусловливает обязательное посещение аудиторных занятий. Студент допускается к сдаче итогового контроля при наличии суммарного рейтингового балла ≥ 30. Итоговый контроль считается сданным в случае набора ≥ 20 баллов.
Письменные и устные виды работ оцениваются по следующим критериям:
ü соответствие содержания теме;
ü полнота раскрытия темы;
ü правильность фактического материала;
ü соблюдение языковых норм и правил правописания;
ü последовательность изложения;
ü степень самостоятельности.
Система оценивания
Выполнения самостоятельных заданий творческого характера 28 %
Тестовые задания по грамматике 12 %
Рубежный контроль 20 %
Итоговый контроль 40 %
Требования дисциплины включают своевременную сдачу всех видов работ (в соответствии с графиком учебного процесса). Для отработки пропущенных занятий студент должен представить допуск дирекции института.
СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНОГО РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Тематический план курса
Наименование тем | Количество часов | ||
Практические занятия | СРСП | СРС | |
I семестр Часть I. Общественно-политическая и социально-культурная сферы коммуникации (вводный курс) | |||
1. Роль языка в жизни общества. Язык и его основные функции. Функционирование русского языка в РК. Слово как единица языка: использование в речи многозначных слов, лексические образные средства речи. Лексическое значение слова и понятие: стилистические функции синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. | |||
2. Язык и речь.Системное устройство языка. Язык и речь: их отличительные черты. Виды речевой деятельности – говорение, слушание, чтение, письмо. Словосочетание: согласование, управление и примыкание как виды подчинительной связи. | |||
3. Казахстан: прошлое, настоящее, будущее. Формы и виды речи. Параметры различий письменной и устной речи. Жанры устной и письменной речи. Имя числительное: словесно-цифровая форма записи информации, порядковые, количественные, дробные числительные, орфография сложных и составных числительных. | |||
4. Моя будущая специальность. Функционально-смысловые типы речи. Описание как функционально- смысловой тип речи. Структура описания. Виды описания. Предложение – основная единица синтаксиса: смысловые и стилистические отношения в простом предложении. | |||
5. Ученые и их открытия. Повествование как функционально-смысловой тип речи. Структура повествования. Виды повествования. Языковой материал Синтаксический разбор предложения: стилистическое использование определения, дополнения, обстоятельства, однородных членов и вводных слов. | |||
6. Наука и современные технологии. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура рассуждения. Виды рассуждений. Языковые средства характерные для рассуждения. Языковой материал. Актуальное членение предложения: прямой порядок слов и инверсия. Использование односоставных предложений. | |||
7. Образование в Республике Казахстан в условиях глобализации. Значение пересказа учебно-научного текста. Виды пересказа. Языковой материал. Предложение как единица текста: стилистическое использование сложных союзных предложений, без союзов. Сложное синтаксическое целое: как единица речи и особенности его использования. | |||
8. Обобщение пройденного материала, повторение, рубежный контроль №1 | |||
Часть II. Функциональные стили речи | |||
9. Художественный стиль современного русского языка.Функциональные стили современного русского языка. Понятие стиля. Общая характеристика стилей. Общая характеристика языка художественной литературы, языковые особенности, основные жанры. | |||
10. Разговорный стиль речи. Общая характеристика разговорного языка разговорного стиля. Основные признаки, языковые особенности, сфера применения, условия существования. Схема анализа текста разговорного стиля. Невербальные (внеязыковые) средства языка. | |||
11. Публицистический стиль речи современного русского языка.Публицистический стиль. Общая характеристика, основные функции, разновидности, основные жанры. Лексико-фразеологические особенности. Словообразовательные и грамматические средства публицистического стиля. Стилистическое использование синонимов, антонимов, паронимов, перифраз. | |||
12. Научный стиль речи и его особенности. Общая характеристика научного стиля речи как функциональный разновидности русского литературного языка. Дефиниция. Общеупотребительные и специальные термины. Подстили и подъязыки. Учебно-научный подстиль. | |||
13. Лингвистические особенности научного стиля.Лексико-словообразовательные характеристики стиля. Основные пласты лексики научного стиля. Морфологические и синтаксические особенности. Конструкции, характерные для научного стиля, выражающие квалификацию предмета, явления и его характеристики. | |||
14. Термины и способы их образования. Термин. Терминология – особая лексика научного стиля.Характерные особенности терминов.Активные способы терминообразования.Явление синонимии,антонимии, омонимии в терминологии. Общеупотребительные и специальные термины. | |||
15. Обобщение пройденного материала, повторение, рубежный контроль № 2 | |||
Итого (часов) | |||
II семестр Часть I. Композиционно-смысловой анализ текста. Аналитико-синтетическая обработка научного текста | |||
1. Анализ научного текста. Текст как единица коммуникации. Свойства научного текста и правила его построения. Языковая организация, сегментация текста. Виды и способы связи предложений в тексте (цепная, параллельная). Заголовок научного текста. | |||
2. Абзац и ССЦ. Деление текста на абзацы, структура. Красная строка. Сложное синтаксическое целое как единица текста (композиционно-смысловая структура, средства связи). | |||
3. Основы компрессии научного текста.О трех главных правилах компрессии научного текста. Виды компрессии научного текста. Компрессия текста различными способами: средствами синтаксической конденсации (концентрация содержания), сокращение слов и словосочетаний, исключение структурных единиц текста – предложений и абзацев, а также различных смысловых фрагментов. | |||
4. План – основа композиции. Планирование и тезирование. Сообщение о различных видах плана: назывной, вопросный, тезисный, развернутый (сложный). Тезирование – составление тезисов. Виды тезисов. Назывные, вопросительные предложения, отглагольные существительные. Вводные слова в начале каждого тезиса, глаголы движения, действия, состояния. Предложения с глагольными сказуемыми. | |||
5. Конспектирование научного текста. Особенности конспекта. Виды конспектов. Основные правила оформления конспекта. | |||
6. Цитирование. Цитата как точное целевое извлечение информации. Общие требования к цитируемому материалу. Основные правила оформления цитат. | |||
7. Аннотирование научных текстов. Понятие об аналитико-синтетической обработке научного текста. Особенности и назначение аннотации. Виды аннотации. Справочные и рекомендательные, общие и специализированные аннотации. Структура аннотации. Библиографическое описание. Основные правили составления библиографии. Виды библиографических списков. | |||
8. Реферирование научных текстов. Функциональное назначение рефератов. Виды рефератов. Репродуктивные и продуктивные рефераты. Информативные и индикативные рефераты, обзорные рефераты и реферат–доклад. Структура устного выступления. | |||
9. Обобщение пройденного материала, повторение, рубежный контроль № 1. | |||
10. Рецензирование научного текста. Рецензия как один из видов компрессии текста. Структура рецензии. Модель типовой рецензии. Оценочная часть, как обязательная, в содержательной структуре рецензии. | |||
11. Резюмирование научного текста.Резюме – выводы как сжатые итоги. Выбор языковых средств при построении резюме-выводов. Таблицы с глагольными формами со значением констатации факта, явления. | |||
Часть II. Культура профессиональной речи | |||
12. Речевая норма и культура речи.Определение культуры речи. Языковая норма, ее роль в функционировании литературного языка. Типы норм литературного языка. Особенности русского ударения. Лексические нормы. Грамматические нормы. Стилистические нормы. | |||
13. Официально-деловой стиль речи. Общее понятие об официально-деловом стиле. Разновидности официально-делового стиля. Языковые особенности организации и оформления видов официально-делового стиля речи. | |||
14. Особенности делового общения. Виды делового общения. Роль вопросов в деловой беседе. Дискуссия. Правила речевого поведения вежливых партнеров. Мозговой штурм. Телефонный разговор. Телефонный этикет. | |||
15. Обобщение пройденного материала, повторение, рубежный контроль № 2 | |||
Итого (часов) |
Планы практических занятий
I семестр
Часть I. Вводный курс