1. К функционально-смысловым типам речи традиционно относятся – описание, повествование, рассуждение. Каждый из типов речи или способов изложения имеет свои особенности и подчиняется своим законам построения.
Типы речи | Значение | Виды |
Описание | Содержит характеристику предметов, явлений путем перечисления признаков, определяющих их качественно, количественно | Описание природы, обстановки, внешности, состояния человека; описание предмета, процесса, явления. |
Повествование | Изображает события, действия в строгой временной последовательности | Биографии людей, исторические события личной и общественной жизни, истории науки… |
Рассуждение | Устанавливает логические связи между различными явлениями: доказывает факты и объясняет причины, следствия | Рассуждение – доказательство. Рассуждение – объяснение. Рассуждение – размышление. |
Описание, повествование, рассуждение определяются как типы речи, которые сформировались в языке для реализации всего разнообразия наших высказываний или типизированного смыслового значения:
1) мир в статике, воспринимаемый предметно и одновременно;
2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
3) мир воспринимаемый в причинно-следственных связях.
Таким образом, описание – это перечисление признаков, свойств предмета; повествование – рассказ о событиях во временной последовательности; рассуждение – исследование предмета, раскрытие, доказательство определенных положений; предлагается выделять еще один тип речи: планирование/ инструктирование – рекомендации к действиям.
2. Структура описания.Описания предназначены для характеристики признаков объекта: явлений природы, предметов, лиц, окружающей обстановки, научных экспериментов, приборов и машин.
Наиболее распространенный тип описания – с качественной характеристикой. Такие описания статичны. Логические ударения выделяют имена качества, шире – признака предмета.
В художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные признаки ярких сторон предмета.
Деловое и научное описание включают в себя признаки описываемых предметов и явлений в их строго логической последовательности.
В динамическом описании изображаются предметы в их изменении и движении относительно друг друга.
При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей:
1) введение (общее впечатление);
2) описание деталей;
3) заключение (вывод, оценка)
Описание служит для воссоздания мира предметов, явлений и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:
Описание =признак1 + признак2 +признак3 …
Цель описания – создать целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета, лица, явления, процесса. Описать предмет или явление – значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени.
3. Виды описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание – характеристика, описание научно-техническое, описание положения дел.
Пример. «Nippon Telegraf and Telephon Corp (NTT) предоставила прототип наручного телефона, разработанного компанией. Это самый маленький в мире телефон: его вес составляет всего 45 гр. Он имеет очень маленькую антенну и работает на литий- ионной батарее. Микросхемы, на которых работает телефон, особенно хорошо экономят электроэнергию. Новая игрушка набирает номер абонента с голоса.»
В приведенном примере описание нового телефонного аппарата представлено в статике, здесь присутствует типичная для описания характеристика предмета (в данном случае телефона) и его свойств. Глаголы в описании – несовершенного вида – также дают статическую картину (телефон имеет антенну, работает на батарее, микросхемы экономят энергию).
4. Предложениеявляется основной единицей синтаксиса. Это минимальная, грамматически организованная единица, обладающая смысловой и интонационной законченностью. Основная функция предложения в языке – коммуникативная, поскольку оно выступает как единица формирования и выражения мысли.
Грамматическими значениями предложения, его главным признаком является предикативность. Предикативность указывает на соотнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности и выражается в синтаксических категориях модальности и времени.
Модальность – это оценка высказывания говорящим с точки зрения соответствия или несоответствия действительности, т.е. реальности// ирреальности: Мы подъезжали к городу. Скоро мы подъедем к городу. – Реальная модальность. Скорей бы подъехать к городу. Скорее подъезжайте к городу. – Ирреальная модальность.
Синтаксическое время – это соотнесенность высказывания с моментом речи – сообщаемое всегда мыслится в определенном временном плане: настоящем, прошедшем и будущем: Тихо угасает день. – Тихо угасал день. – Тихо будет угасать день.
Основными признаками предложения являются предикативность, смысловая завершенность, интонационная оформленность (интонация сообщения, вопроса, побуждения и т.д.).
Основная литература
2 [102-104, 166-169, 171-173]; 9 [70-71]; 10 [30-39].
Дополнительная литература
21 [69-78]; 27 [121-170].
Контрольные вопросы
1.Какие функционально-смысловые типы речи существуют в языке?
2. Что представляет собой описание?
3. Какова структура описания?
4. Какие виды описания вы знаете?
5. Что является основной единицей изучения синтаксиса?
6. По какому принципу выделяют виды предложений в русском языке?
7. Какие члены предложения относятся к главным членам?
Ученые и их открытия
Задание 1. Прочитайте текст, ответьте на вопрос: Какие три великих дела оставил после себя К.И. Сатпаев?
К.И.Сатпаев
XX век, по мнению известного канадского ученого Ганса Силье, несомненно, войдет в историю как начало эры всесторонних научных исследований. В этом столетии были определены такие фундаментальные научные понятия, как «относительность», «кибернетика», «принцип дополнительности», которые выявили основные направления дальнейшего развития человеческой мысли. Одновременно были сделаны значительные открытия и в области прикладных исследований, что позволило человечеству увеличить добычу полезных ископаемых, создать новые конструкционные материалы, разработать новые методы хранения и передачи информации. Прогресс науки зависит не только от создания объективных условий, но и от упорного труда отдельных ученых. С этой позиции и интересен пример становления личности К.И. Сатпаева, его достижения в области геологических наук.
Каныш Имантаевич Сатпаев родился в Баян-Аульском районе Павлодарской области. В 1926 г. он блестяще защитил дипломный проект на горном факультете Томского политехнического института и получил квалификацию горного инженера и специальность: геология. По его просьбе он был направлен на работу в трест «Атбасцветмет», где были ликвидированы иностранные концессии, и на долю молодого инженера-геолога выпала трудная задача – организация и проведение первых стационарных геолого-разведочных работ на медном месторождении Джезказгана и Байконурском угольном месторождении, положивших начало планомерному выявлению запасов полезных ископаемых во всем Джезказган – Улытауском районе. Он считал, что Джезказганский район представляет собой в потенциале одну из богатейших мировых провинций меди. Он вооружил геолого-разведочную службу прогрессивной теорией, определившей направление поисково-разведочных работ на этом месторождении.
Очень много сделал в джезказганский период К.И. Сатпаев по составлению металлогенических карт. К концу 1931 г. в недрах Джезказгана были выявлены такие запасы руд, благодаря которым он прочно занял ведущее место среди медных месторождений СССР.
Одновременно с разработкой проблем, связанных с развитием медной промышленности в Центральном Казахстане, он разведал в Джезказган –Улытауском районе месторождение железа (Карсакпай), марганца (Джезды), угля (Байконур, Киякты), свинца (Коргасын).
В начале Великой Отечественной войны К.И. Сатпаев был назначен заместителем председателя, а через год – председателем президиума Казахского филиала АН СССР. Сатпаев прилагал все силы к тому, чтобы координировать и направлять усилия разобщенных геологических организаций, работавших в республике, на решение одной задачи – обеспечение промышленности стратегическим сырьем, необходимым для фронта. Джезказган, Джезды, Коргасын и многие другие объекты Казахстана были подготовлены для бесперебойного обеспечения сырьем действующих заводов. Каждый десятый снаряд в итоге был сделан из металла Казахстана.
В 1942 г. за капитальный труд «Рудные месторождения Джезказганского района Казахской ССР» он был удостоен Государственной премии СССР. В августе этого же года ему присуждается ученая степень доктора геолого-минералогических наук. Казахский филиал АН СССР, возглавляемый Сатпаевым, быстро развивался по всем направлениям: геологии, горному делу, металлургии, химии, энергетике, гуманитарным наукам. Осенью 1943 г. Сатпаев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР и отмечен орденами Ленина и Отечественной войны II степени. А в 1946 г. в жизни республики произошло знаменательное событие – учреждение Академии наук Казахской ССР, и Каныш Имантаевич Сатпаев был избран ее первым президентом. В научном центре насчитывалось 1500 человек, в том числе 78 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук. Увеличилось и число ученых казахов, среди них 12 докторов и 30 кандидатов наук.
Своей эрудицией во многих областях науки Каныш Имантаевич снискал заслуженное признание ученых СССР, и в 1946 г. его избирают действительным членом Академии наук СССР.
В 50-е годы в Казахстане открываются новые институты. Институт геологических наук, открытый на 9 лет раньше, чем в России и на Украине, по значению своих исследований занял одно из ведущих мест в стране. С именем Сатпаева связана одна из самых ярких страниц в истории геологического изучения и раскрытия недр Казахстана.
Была создана металлогеническая наука, организованы широкие комплексные металлогенические исследования, определены направления поисково-разведочных работ.
В 1954 г. было завершено составление рабочих макетов и систематизированных прогнозных металлогенических карт.
Металлогению следует считать отраслью геологии, узкой и самостоятельной. Это тот раздел учения о полезных ископаемых, который рассматривает закономерности размещения рудных месторождений в земной коре. Металлогения в буквальном переводе - «рождение металла».
В декабре 1958 г. проводится I Всесоюзное металлогеническое совещание в г. Алма-Ате. За работу в области металлогении группа казахских ученых-геологов во главе с Сатпаевым была удостоена Ленинской премии. По инициативе Каныша Имантаевича проводилось изучение минеральных ресурсов Мангышлака, Мугоджар и Тургая. Сатпаев был ученым широкого профиля, он был ярым противником модных теорий, надуманных идей. Основной его жизненный девиз – это объективность изложения и отображения фактов, выдвижение гипотез только на основе фактов. Три больших дела он оставил после себя: первое – Джезказган, второе – Академия наук Казахстана, третье – институт геологических наук.
Имя Сатпаева присвоено городу в Казахстане (бывш. г. Никольский), Джезказганскому металлургическому комбинату, Институту геологических наук АН Казахстана, улицам во многих городах, институту в г. Экибастузе, каналу Иртыш—Караганда, Казахскому национальному техническому университету.
Он был почетным гражданином Джезказгана, а с 1988 г. введены ежегодные премии за наиболее выдающиеся работы в области науки им. Каныша Имантаевича Сатпаева.
1.1. Ответьте на вопросы:
1) Когда и где родился К.И.Сатпаев?
2) Когда и какой институт закончил К.И.Сатпаев?
3) Где работал ученый по окончанию института?
4) Какие запасы руд и где были выявлены К.И.Сатпаевым?
5) В каком году была открыта Академия наук Казахской ССР?
1.2. Расскажите о трудовой деятельности ученого в годы Великой Отечественной Войны.
1.3. Расскажите о деятельности ученого в 50-е годы.
1.4. Как были оценены заслуги ученого?
1.5. Проанализируйте состав предложений. Подчеркните главные и второстепенные члены. Охарактеризуйте форму и значение второстепенных членов различных типов.
…В этот период одновременно были сделаны значительные открытия в области прикладных исследований. С именем Сатпаева связана одна из самых ярких страниц в истории геологического изучения и раскрытия недр Казахстана. Очень много сделал в джезказганский период К.И.Сатпаев по составлению металлогенических карт.
1.6. Проанализируйте данные предложения. Выделите однородные члены и вводные слова, объясните расстановку знаков препинания.
1. XX век, по мнению известного канадского ученого Ганса Силье, несомненно, войдет в историю как начало эры всесторонних научных исследований. 2. Прогресс науки зависит не только от создания объективных условий, но и от упорного труда отдельных ученых. 3. Казахский филиал АН СССР быстро развивался по всем направлениям: геологии, горному делу, металлургии, химии, энергетике, гуманитарным наукам.
Задание 2. Прочитайте текст, ответьте на вопрос: В каких областях науки работал А.Машани?