Основная литература. Дополнительная литература. Контрольные вопросы. План – основа композиции. Планирование и тезирование




Компрессия это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-первоисточником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Главное – это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию. Для этого нужно уметь выделить главную и второстепенную информацию, уметь воспроизводить информацию текста по плану в письменной форме.

Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст будет по настоящему осмыслен, если основное его содержание можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца.

Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы, и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В монографии обосновывается принцип …, статья представляет собой обзор …, в работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт …, в диссертации использованы следующие методы исследования.

3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно- конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-первоисточника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала. Таким образом, основными операциями с текстом–источником являются:

а) структурно-смысловой анализ текста;

б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием;

в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Способы компрессии (сжатие) текста включают в себя:

а) трансформацию и переформулирование предложений с целью концентрации содержания;

б) сокращение слов и словосочетаний;

в) исключение контекстуальных единиц, не несущих основной информации – предложений, абзацев;

г) исключение смысловых фрагментов – обоснование выдвинутых тезисов, доказательств, примеров и т. д.

Основная литература

7 [133-137]; 8 [221-234]; 13 [77-85].

Дополнительная литература

17 [55-56]; 26[14-23].

Контрольные вопросы

1. Как называется основной вид переработки текста?

2. Какие виды компрессии научного текста вы можете перечислить?

3. Какие способы компрессии текста существуют?

План – основа композиции. Планирование и тезирование

Задание 1. Прочитайте текст, разделите на смысловые части.

Самым распространенным экономическим явлением в рыночном хозяйстве является товар. Без товара нет рынка. Товар – продукт труда, произведённый для купли – продажи. Чтобы продукт стал товаром, он должен иметь два свойства: общественную потребительную стоимость и стоимость.

Общественная потребительная стоимость товара заключается в том, что она удовлетворяет потребность в предметах потребления или в средствах производства не самого производителя, а других членов общества, которые не производят данный продукт.

Если продукт предназначается для продажи, то, естественно, его владелец подсчитывается, какие затраты труда потребовались для его производства. Обменивая свой товар, товаропроизводитель исходит из трудовой эквивалентности, из его стоимости.

Следовательно, стоимость – это овеществленный в товаре общественный товар. Она не имеет ни физических, ни химических свойств, ее нельзя обнаружить лабораторными испытаниями. Проявляется она в процессе обмена, когда одна потребительная стоимость приравнивается к другой потребительной стоимости. Приравнивание происходит в определенных пропорциях, соответствующих стоимости товара. Иначе говоря, стоимость проявляется как меновая стоимость.

Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда. С одной стороны, он – конкретный труд, затрачиваемый в определенной полезной форме, характеризующийся определенными навыками, умениями, знаниями. Как таковой, он создает потребительную стоимость (пальто, хлеб и.т.). Конкретным характером отличается один вид труда от другого. Но у всякого вида труда есть нечто общее, а именно: он – сгусток энергии (умственной, физической). И если отвлечься от конкретной формы труда и посмотреть на него с физической стороны, как на сгусток энергии, то обнаруживается абстрактный характер труда. Он создает стоимость. Абстрактный труд представляет собой общечеловеческий труд, Общественный характер которого проявляется в процессе товарного обмена.

 

1.1. Сформулируйте тему каждой смысловой части текста.

1.2. Сформулируйте вопросы к каждой теме смысловой части текста.

1.3. Ответьте на сформулированные вопросы смысловой части, приняв за образец вопросы и тезисы І части текста.

Вопросы текста №1 Тезисы текста №1
а) Что такое товар? Товар – это продукт труда, произведенный для обмена путем купли – продажи и обладающий двумя свойствами: общественной потребительской стоимостью и стоимостью.
б) В чем заключается общественная потребительная стоимость товара?   Общественная потребительная стоимость товара заключается в удовлетворении потребностей в предметах потребления или в средствах производства других членов общества.

1.4. Сформулируйте тему текста с опорой на формулировку нижеприведенных подтем (плана текста).

ПЛАН ТЕКСТА № 1:

1. Определение товара.

2. Общественная потребительная стоимость товара.

3. Взаимосвязь стоимости и меновой стоимости

4. Обусловленность свойств товара двойственным характером труда.

1.5. Опираясь на простой план, составьте сложный план.

1.6. Опираясь на простой, а затем на сложный планы, перескажите текст.

1.7. Поставьте обобщающие вопросы к теме текста.

1.8. Сформулируйте проблематику текста в виде тезисов.

Задание 2. Прочитайте текст, ответьте на вопрос: В чем сущность мирового хозяйства и причины его возникновения? Ознакомьтесь с видами планов данного текста и проанализируйте их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: