Мировое хозяйство – совокупность суверенных национальных государств, связанных между собой товарно-денежными отношениями. Данное хозяйство включает в себя как развитые, так и развивающиеся страны. Формирование мирового хозяйства началось одновременно с возникновением товарного обмена, развитием торговли и которое продолжалось в течение трех столетий – с конца XVI и до начала XX века.
Товарный обмен между национальными странами, зародившийся в конце XVI века, принял к началу XX века бурный всемирный характер, привел к установлению относительно устойчивых экономических связей между ними.
В структуре мирового хозяйства сегодня особенно выделяют группу, состоящую из семи крупных промышленно развитых индустриальных стран, в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Италия и Англия и несколько групп развивающихся стан, находящихся на различных уровнях своего развития.
Статистика свидетельствует, что страны «большой семерки» располагают немалыми возможностями. Их население составляет в общей сложности 650млн. человек – или 12% численности населения мира.
На долю «семерки» приходится 50% мирового валового национального продукта (ВНП) и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. Соответственно, на 1 жителя стран «семерки» приходится в 4-4,5 раза больше продукции, чем в среднем по миру.
Наиболее близко в промышленном отношении к вышеназванной «семерке» находятся страны, образовавшие группу так называемых «новых индустриальных стран». К ним следует отнести Бразилию, Мексику, Аргентину, Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Сингапур.
Развитию данных стран способствовали крупные инвестиции иностранного в первую очередь американского, японского и западноевропейского капиталов, за счет которых были осуществлены крупные проекты строительства во многих сферах промышленного производства.
На втором уровне экономического развития находятся нефтедобывающие и экспортеры нефти страны Ближнего Востока: Кувейт, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия.
Около 40 стран относятся к группе среднеразвитых в промышленном отношении стран – это Индия, Пакистан, Египет, Индонезия, Турция, Алжир, Венесуэла, Ливия.
Вопросный план | Назывной план | Тезисный план |
Когда началось формирование мирового хозяйства? | Формирование мирового хозяйства | Возникновение товарного обмена и развитие торговли между странами послужили факторами формирования мировой торговли. |
К чему привёл товарный обмен между национальными странами? | Установление устойчивых экономических связей между странами | Товарный обмен между национальными странами привел к установлению устойчивых экономических связей между ними. |
Какую особенную группу выделяют сегодня в структуре мирового хозяйства? | Особенная группа в структуре мирового хозяйства | В структуре мирового хозяйства сегодня особенно выделяют группу, состоящую из семи крупных промышленно развитых индустриальных стран. |
О чём свидетельствует статистика? | Немалые возможности стран «большой семёрки» в структуре мирового хозяйства | Статистика свидетельствует о расположении немалыми возможностями стран «большой семёрки», где на 1 жителя приходится в 4-4,5 раза больше продукции, чем в среднем по миру. |
Какие страны образовали группу «новых индустриальных стран»? | Группа «новых индустриальных стран» | К «семерке» наиболее близко в промышленном отношении находится группа «новых индустриальных стран»: Бразилия, Мексика, Аргентина и т.д. |
Что способствовало развитию данных стран? | Инвестиции как способ развития стран | Развитию данных стран способствовали крупные инвестиции, за счет которых были осуществлены крупные проекты строительства во многих сферах промышленного производства. |
Какие страны находятся на втором уровне экономического развития? | Страны второго уровня экономического развития | На втором уровне экономического развития находятся страны Ближнего Востока. |
Какие страны относятся к группе среднеразвитых стран? | Группа среднеразвитых стран | Группу среднеразвитых в промышленном отношении стран составляют около 40 стран: Индия, Пакистан и т.д. |
2.1. Составьте сложный план текста (см. «Методические рекомендации»).
Задание 3. Измените микротекст, объединив несколько предложений в одно, в тезисном варианте:
1) Научная речь не просто логична. Научной речи свойственна именно подчеркнутая логичность. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения.
2) Логичность научной речи в отличие от художественной речи характеризуется предельной строгостью. Научное мышление выражается в цепи доказательств.