Всемирное хозяйство как категория всемирной теории




Всемирное хозяйство представляет собой объективный результат длительного исторического процесса развития производительных сил. В основе этого процесса лежит рост обобществления производства как в национальных рамках, так и в международной сфере. В свою очередь, обобществление является выражением усилия общественного характера производства.

Основными носителями обобществления производства остаются национальные хозяйства, которые вплетены в ткань всемирного хозяйства множеством нитей, хотя и остаются в целом достаточно автономными народнохозяйственными комплексами. Именно в рамках национальных хозяйств все еще протекают основные процессы общественного воспроизводства.

Исторически всемирное хозяйство возникло на рубеже XIX-XX вв. в результате втягивания в мирохозяйственные связи большей части стран мира.

Всемирное хозяйство представляет собой глобальную, целостную, но вместе с тем и противоречивую систему национальных хозяйств отдельных стран и их групп. При этом оно представляется не просто суммой национальных хозяйств, а многоукладным экономическим пространством, основанным на взаимодействии и взаимозависимости всех его элементов.

Являясь важнейшими компонентами всемирного хозяйства, национальные хозяйства связаны друг с другом международным разделением труда, разнообразными формами сотрудничества (производственного, научно-технического, экономического) на уровне как производительных сил, так и производительных отношений.

Вместе с тем процессе развития всемирного хозяйства противоречив в свой основе, либо проявляется в результате одновременного действия противоположных сил – центробежной и центростремительной, хотя в конечном счете тенденция к единству всемирного хозяйства пробивает себе дорогу.

Всемирное хозяйство как целостный, но одновременно и глубоко противоречивый экономический механизм пронизано действием единых экономических законов – стоимости, конкуренции, экономии общественного труда, оптимизации народнохозяйственных пропорций и т.д. и функциональных взаимосвязей – международного труда, интеграции. Среди наиболее общих закономерностей развития всемирного хозяйства можно выделить усиление открытого характера экономики отдельных стран и группировок, интернационализации хозяйственной жизни, прежде всего технического прогресса «демонстрационный» эффект.

(«Курс экономической теории»)

1.1. Ответьте на вопросы:

1) О чем идет речь в 1-ой части данной статьи?

2) Что является предметом изучения во 2-ой части текста?

3) О чем говорится в 3-ей части текста?

4) Что рассматривается в заключительной части текста?

При ответе на вопросы используйте следующие языковые конструкции: В статье речь идет о… Предметом изучения является… В статье дается анализ… Автор рассматривает…

1.2. Используя полученные предложения, напишите справочную аннотацию на текст (см. «Методические рекомендации»).

Задание 2. Прочитайте и озаглавьте текст.

Отчет истории развития менеджмента как науки принято начинать с 1911 года – времени издания книги Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Другое название книги – «Научная организация труда». Именно в теоретических трудах и практической работе Тейлора нашел свое наиболее полное выражение аналитический подход к менеджменту.

Сам он разрабатываемый им подход никогда не называл аналитическим. Как видно и названия его книги, для него это было «научное управление». Пожалуй, самым удачным является советское название этого подхода: «научная организация труда». Сейчас, спустя почти сто лет, ясно, что научное управление включает в себя много направлений, а Тейлор разработал одно из них. Поэтому для удобства

Можно отметить легкость приживания идей Тейлора в СССР. В 1920 году под руководством А.К. Гостева был создан Центральный институт труда. Длительное время в стране на предприятиях существовали центры научной организации труда (НОТ). Однако отсутствие экономической заинтересованности в результатах труда в условиях командно-административной системы превратило НОТ в декорацию, а методы Тейлора политизированные экономисты называли «научной системой выжимания пота».

Выдающиеся менеджеры существовали, конечно, и до Фредерика Уинслоу Тейлора. История сохранила, в частности, величественные произведения строительного производства, начиная от античных храмов, готических соборов, феодальных замков и крепостей. Их создание было бы немыслимо без умения эффективно организовать труд множества людей, что и является задачей менеджера. Но именно Тейлор впервые сделал доступными для всех разработанными им приемы организации труда. Он же сделал общепринятым понимание менеджмента как совокупности приемов организации производства.

Своеобразие фигуры Тейлора состоит в том, что он не был ученым или преподавателем. Начав с рабочего, он дошел до главного инженера сталелитейной компании.

Тейлор не был единственным представителем классической школы научной организации труда. Примерно в это же время или даже несколько ранее в этом же направлении работали муж и жена Френк и Лилиан Гилбертт.

В 1903 году Генри Фордом была основана компания «Форд мотор», на заводах которой была разработана и внедрена система поточно-массового производства.

Для всех представителей классической школы управления характерно стремление найти оптимальную траекторию движений рабочего, оптимальную его загрузку. Гилберт совместил хронометраж и съемку рабочих движений на кинокамеру с помощью стоп-кадров. В свое время он работал каменщиком. Ему удалось, например, сократить количество движений, необходимых для кладки кирпича с 18 до 4,5, повысив производительность труда на 50 %. В качестве другого примера можно отметить, что Тейлор путем экспериментов установил, что при перегрузке руды и каменного угля наиболее рационально использовать совковые лопаты емкостью 21 фунт (8,4 кг).

Суть научной организации труда можно сформулировать так: расчленение работы на отдельные элементарные движения (анализ технологии), их рационализация, исключение лишних и последующее формирование целостной технологической операции (синтез технологии).

Принципы аналитического подхода:

1. Менеджеры должны анализировать производственные процессы и разрабатывать рациональные технологические операции.

2. Рабочие должны точно выполнять предписания менеджеров и соблюдать разработанные стандарты.

3. Производительность труда тем выше, чем выше его разделение.

4. Для каждой трудовой операции существует один оптимальный способ ее выполнения, найти который – задача менеджера.

5. Более высокая производительность должна поощряться более высокой оплатой.

Тейлор, Гилбертт, Форд прекрасно знали труд рабочего. Нормы производства предусматривали необходимость труда и перерывов в работе, за превышение установленного минимума выплачивалось дополнительное вознаграждение. Они понимали, что рабочий только тогда примет рациональную схему работы, если его заработок также будет расти. Рабочего необходимо обучить, обеспечить всеми нужными материалами, оборудованием и инструментом – эти условия вытекали из классического подхода к менеджменту. («Современный менеджмент. Теория и практика управления»)

2.1. Разделите текст на структурно-смысловые части и составьте его сложный план.

2.2. Опираясь на сложный план текста, языковые конструкции и образцы аннотации (см. «Методические рекомендации»), напишите рекомендательную аннотацию.

Задание 3. Распространите аннотации, приведенные ниже, включив в них необходимые с вашей точки зрения, смысловые блоки.

1) Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.: ил.

В книге приведено значительное количество графиков, позволяющих углубить изложение материала; имеются глоссарий, список премии в память Альфреда Нобеля.

Учебник рассчитан на студентов вузов, деловых людей и самостоятельно изучающих экономическую теорию.

2) Курс экономической теории: Учебное пособие. – Алматы: Университет «Кайнар», 1994. - 480 с.

Настоящее учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры экономической теории Московского государственного университета международного отношений на основе принципиально новой программы.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических вузов и работников различных сфер экономики.

Задание 4. Прочитайте библиографический список. Объясните использование пунктуационных знаков. Укажите вид построения библиографического списка?

1. Ахметов Д.К. Адаптация к рынку экономики регионов с высоким уровнем промышленного развития. – Алматы: Гылым, 1997.

2. Баймухамедова Г.Б. Организация рынка и рыночных отношений в сфере материально-технического обеспечения АПК.// Вестник КазЭУ. 2002. № 6.

3. Геретик Ш. Критика буржуазных теорий политэкономии. – М., 1977.

4. Ескараева О., Батмусаева Ж. Роль рынка в экономическом развитии Республики Казахстан// Транзитная экономика. – 2004. - №5. – С. 23-32.

5. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской экономике// США: ЭПИ.

1988. № 4.

5. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М., 1983. Т.3. Кн. 66. Гл. 12, 13.

6. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. – А., 2001. – 512 с.

7. Радостовец В.В. Бухгалтерский учет на предприятии. - А.: Центраудит-Казахстан, 2006.

Задание 5. Оформите библиографический список по правилам Госстандарта. Составьте алфавитный и хронологический виды библиографического списка.

1. Утембаев Е.М., Садвакасова Э.М. Формирование экономического роста в ФПГ на основе анализа равновесных траекторий - Вестник КазГУ, 2004, №5, стр.61-65.

2. Молдабеков Ж., Молдабекова А. Перспективы развития интеграции//Мысль, 1996, №6, с.54-56.

3. Маженова Б. Ступени интеграции.//Мысль. 1996. №6, с. 12-14.

4. Ахметов Д.К. Адаптация к рынку экономики регионов с высоким уровнем промышленного развития. – Алматы: Гылым, 1997.

5. Банковское дело/ Под ред. В.И. Колесникова – М.: Финансы и статистика, 1995.

6. Общая теория денег и кредита: Учебник/ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

7. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. – М., Прогресс, 1992.

8. Курганов, В.М. Современный менеджмент. Теория и практика управления. - М.: Книжный мир, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: