Тема 6. Руководитель как организатор эффективного делового общения
План:
1. Требования к современному руководителю.
2. Стили управленческой деятельности.
3. Нравственный аспект взаимоотношений руководителя и подчиненного.
Требования к современному руководителю
Основная психологическая и нравственная роль руководителя – в создании такого психологического микроклимата в организации, который бы способствовал эффективной работе организации, приносящей удовлетворение или даже радость. Чтобы труд воспринимался не тяжкая вынужденная повинность, от которой спасение – только дома и среди друзей, а важная и нужная для других и самого человека работа, без которой не мыслишь себя и в которой хочется совершенствоваться.
Основные качества руководителя:
1) это личность с высоким уровнем интеллекта, способностью к системному мышлению, отличающаяся высоким профессионализмом, включающим глубокие специальные знания и опыт эффективной работы, высокий уровень ответственности и надежности, организованности,
2) общее культурное развитие, и в первую очередь, нравственное,
3) самостоятельность в принятии решений (в сочетании с умением учитывать другую точку зрения), уверенность в себе,
4) умение использовать эффективные стили управления, работы с кадрами, коммуникабельность,
5) творческий подход к решению проблем, способность идти на разумный риск,
6) хорошее здоровье, трудоспособность, память, стрессостойкость,
7) владение ораторским искусством,
8) постоянное стремление к самосовершенствованию, нацеленность на развитие своей организации и ее сотрудников,
9) постоянная забота о людях.
Нужно не бояться трудностей, свой рабочий день начинать со сложных и малоприятных дел, а также с самого главного. Сложную проблему следует решать по частям, последовательно; всегда планировать свою деятельность и четко придерживаться плана. Необходим постоянный анализ и самоанализ, в т. ч. в отношении управления кадрами, изучение чужого позитивного опыта, постоянный профессиональный рост.
Стили управленческой деятельности
Под стилем управления понимают устойчивую систему способов и форм влияния руководителя на работу подчиненных и организации в целом.
Выделяют такие основные стили:
1) авторитарный стиль (диктаторский): решение принимаются только лично руководителем и не подлежат обсуждению (ни до, ни после). Обычно такой стиль присущ человеку с завышенной самооценкой и заниженной оценкой окружающих, недоверием к подчиненным. Можно «переложить» все на подчиненных и с них жестко спрашивать, можно часть работы взять на себя, но все равно – как скажет руководитель (подумайте над «минусами» и «плюсами» такого стиля),
2) демократичный стиль – решения принимаются коллегиально, в деловом общении проявляется межличностное общение, уважение к сотрудникам, их мнению, что ведет к повышению эффективности, улучшении морального климата, росту удовлетворенности работников своей работой (подумайте над «минусами» и «плюсами» такого стиля),
3) либеральный стиль – по сути, потеря способности управлять. Руководят подчиненные, которые обладают значительной свободой, причем руководят спонтанно (подумайте над «минусами» и «плюсами» такого стиля).
Обычно реализуется стиль, сочетаемый с другими стилями, с учетом их сильных и слабых сторон. В экстремальных условиях или в самом начале организации фирмы, когда, в основном, только руководитель точно знает, как все должно быть, подойдет авторитарный стиль. Если эффективность производства падает, накопилось много нерешенных проблем, фирма – в тупике, то целесообразно использовать элементы либерального стиля.
В 70-е гг. начался пересмотр старых методов управления. Так, в это время, особенно в больших корпорациях, сложился интересный стиль управления – «скрытое », или анонимное, управление. Суть этот стиля заключалась в том, что высшее звено руководства было почти никому неизвестно… Оно находилось в изолированном офисе, только заместители знали, кто руководит и где… Этот стиль себя не оправдал, отстраненность от подчиненных не давала возможности оперативно реагировать на изменения рынка. Следствием стало возникновение «открытого » руководства, «видимого» стиля управления. Акцент делается на сотрудниках, их инициативе, с проявлением уважения к ним, их вкладу в работу фирмы.
В каждом коллективе сотрудники отличаются способностями и возможностями и выполняют разные задачи. Бывают «творцы», «исполнители», «критики» (эксперты). Важно их объединить общей задачей и эффективно ими руководить, давая каждому полностью реализовать себя.