Уровень рентабельности издержек обращения.




Тема 6 (продолжение) Расходы предприятия.

Деятельность аптечного предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Это важнейший экономический показатель деятельности любого предприятия, определяющий результаты его работы.

Руководители предприятий уделяют большое внимание издержкам при принятии управленческих решений., т.к. затраты влияют на с/с продукций, размер торг.надбавки, прибыль, сумма налога на прибыль.

Характеристика затрат

По своему характеру затраты подразделяются на два основных вида:

Текущие затраты аптеки связаны с задачами, решаемыми ею в процессе хозяйственной деятельности — закупкой товаров, их транспортировкой, упаковкой, хранением и реализацией; обслужив. материально-технической базы; содержанием персонала и т.п. Текущие затраты аптеки, как организации, осуществляющей торговую деятельность, представлены в основном издержками обращения.

Долговременные затраты (инвестиции) связаны со стратегическими задачами аптеки:

- строительством, реконструкцией или приобретением новых помещений;

- покупкой нового оборудования;

- приобретением нематериальных активов;

Долговременные затраты связаны с формированием внеоборотных активов. Окупаются такие затраты постепенно, в течение длительного времени.

Под издержками аптеки понимают выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление производственной деятельности, связанной с изготовлением лекарств по индивидуальным рецептам (издержки производства), а также расходы, связанные с доведением ЛС и ИМН от производителя до потребителя (издержки обращения).

Издержки аптеки характеризуются следующими показателями:

Абсолютная сумма издержек, выраженная в рублях.

Этот показатель дает представление об объеме текущих затрат аптеки, но

не позволяет судить об эффективности этих затрат;

2) относительные показатели:

Уровень издержек обращения (уровень издержкоемкости).

Он определяется как отношение суммы издержек обращения к объему реализации, выраженное в процентах.

Уровень издержек обращения является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности аптечной организации, который отражает долю текущих затрат в цене реализуемых товаров. Именно этот показатель является основой для экономического анализа.

Положительной тенденцией динамики уровня издержек является его снижение.

Уровень издержкоотдачи.

Этот показатель является обратным по отношению к уровню издержкоемкости. Он характеризует объем реализации, приходящийся на единицу издержек обращения

аптеки, т.е. свидетельствует о результативности ее текущих затрат:

уровень рентабельности издержек обращения.

Он определяется как отношение суммы прибыли к сумме издержек обращения,

выраженное в процентах.

Уровень рентабельности издержек обращения является одним из важных показателей эффективности текущих затрат.

Низкий уровень издержек обращения позволяет получать аптеке определенные конкурентные преимущества на фармацевтическом рынке, свободнее осуществлять

свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли.

Однако следует иметь в виду, что снижение уровня издержек является важной задачей, но не целью деятельности аптечного предприятия, т.к. оно может сопровождаться снижением уровня производственной и торговой деятельности, качества лекарственного обслуживания. Поэтому основной целью управления издержками обращения является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объ-

емов производства, реализации и прибыли.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятия четко разделяют экономические и бухгалтерские издержки.

Бухгалтерский подход к учету издержек отличается тем, что он учитывает только явные затраты.

Явные издержки (называемые также внешними) – это затраты, которые имеют явный характер и находят отражение на счетах бухгалтерского учета. К ним относятся денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (зарплата работников, оплата поставок товаров и материалов, транспортных, финансовых, юридических, коммунальных и других услуг).

 

Экономический подход характеризуется тем, что он учитывает не только явные, но и «неявные» (скрытые) издержки, или издержки упущенных возможностей.

Неявные издержки (или внутренние) – это издержки, связанные с использованием аптекой своих собственных (внутренних) ресурсов. В отличие от явных эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер.Величина этих издержек определяется тем доходом, который могли бы принести собственные ресурсы при их более выгодном использовании – издержки упущенных возможностей (недополученная прибыль). Например, аптека имеет помещение, за аренду которого платит определенную сумму, но она могла бы сдавать это помещение в аренду и получать определенный доход.

По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения.

Полезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые способствовали результативному осуществлению производственного или торгово-хозяйственного процесса.

Бесполезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия (например, амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудова-

нию; выплата процентов за кредит, средства которого в отчетном периоде не использовались и т.п.).

 

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности аптеки расходы подразделяют на расходы, связанные с производством и реализацией ЛС, и внереализационные расходы.

 

Распределение расходов по видам деятельности осуществляется на основании НК РФ

(ч. 2, глава 25), т.е. регулируется законодательно.

С точки зрения налогового и бухгалтерского права расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты денежных и материальных ресурсов, в результате чего происходит уменьшение экономических выгод.

Расходы, связанные с производством и реализацией делятся на:

 расходы на производство и реализацию товаров собственного производства;

 расходы, связанные с реализацией покупных ЛС;

 расходы, связанные с реализацией амортизируемого имущества (ОС, немат. активов);

 расходы, связанные с реализацией прочего имущества и имущественных прав;

 расходы, связанные с реализацией ценных бумаг.

 

По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов р асходы, связанные с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ) подразделяются на:(матер.расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.)

1. Материальные расходы (ст. 254 НК РФ) включают в себя затраты:

--- на приобретение сырья и материалов, используемых при производстве ЛС, оказании фармацевтических услуг;

--- на приобретение материалов, которые используются для упаковки и оформления изготовленных ЛС и реализуемых товаров;

--- на приобретение инструментов, инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, которое не амортизирует;

--- стоимость работ и услуг, выполняемых сторонними организациями по проведению экспертизы и контроля качества ЛС и воды очищенной, по контролю за работой весоизмерительных приборов, холодильного оборудования, кассовых аппаратов, оргтехники;

--- транспортные услуги сторонних организаций;

--- расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию, плата за электроэнергию и другие коммунальные услуги;

--- расходы, связанные с уборкой и поддержанием чистоты в помещениях аптек и прилегающих территорий, с вывозом мусора, включая стоимость предметов уборки и моющих средств;

---- потери товара, связанные с естественной убылью (в пределах установленных норм) и другие аналогичные виды текущих затрат.

Аптеки могут включать в состав материальных расходов любые затраты, связанные с производственной и торговой деятельностью, при условии, что они оформлены документально.

2. Перечень расходов на оплату труда приведен в ст. 255 НК РФ.

К ним относят любые начисления работникам в денежной или натуральной формах; расходы на содержание работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и коллективными договорами.

К данным расходам в частности относятся:

--- суммы начисленной заработной платы в соответствии с принятыми в аптечной организации формами и системами оплаты труда;

--- начисления стимулирующего характера, в т.ч. премии и надбавки за проф. мастерство и высокие достижения в труде в соответствии с Положением о премировании, которое необходимо продлевать каждый отчетный год;

--- начисления компенсирующего характера, связанные с особым режимом работы и условиями труда (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу, совмещение профессий, за работу во вредных условиях и т.д. Данные выплаты предусмотрены законодательством РФ;

--- оплата ежегодных и дополнительных отпусков; расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка; расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров или исполнением работниками государственных обязанностей;

--- суммы, выплачиваемые на период трудоустройства уволенным работникам в связи с сокращением штатной численности, реорганизацией или ликвидацией аптечной организации;

--- оплата учебных отпусков, предоставляемых работникам, обучающимся в вечерних и заочных в высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре;

--- начисления по основному месту работы работникам, находящимся на обучении с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

--- суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования работников (к ним относятся все виды обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ - фонд государст-

венного социального страхования; государственный ПФ; ФОМС)

--- расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации, за выполненные ими работы по договорам гражданско- правового характера (договорам подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

--- другие виды расходов, произведенные в пользу работников в соответствии с трудовым или коллективным договором.

3. Амортизация. К данным расходам относят суммы начисленной амортизации на основные средства и нематериальные активы, то есть средства труда, срок полезного использования которых больше 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Амортизация (от лат. amortisatio – погашение) – исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их эксплуатации, производственного использования.

Сумма ежемесячно начисленной амортизации относится на текущие расходы предприятия, включается в себестоимость произведенной продукции. Таким образом,

погашение затрат предприятия на приобретение основных средств и нематериальных активов происходит после реализации произведенной продукции (работ, услуг) постепенно, в течение срока полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

4. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией относят достаточно широкий перечень расходов аптеки (ст. 264 НКРФ):

- суммы налогов и сборов, уплачиваемых аптекой в соответствии с законодательством РФ за исключением (ст. 270 НК РФ): налога на прибыль,НДС, акцизы;

- расходы на сертификацию продукции;

- расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации;

- расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

- расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных компаний по подбору персонала. Причем в данном случае не имеет значения, есть в организации отдел кадров или нет;

- арендная плата за арендуемое имущество;

-расходы на содержание служебного автотранспорта, на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

- командировочные расходы в пределах установленных норм;

- расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности предприятия;

- расходы на оплату юридических, информационных, консультационных услуг;

- расходы на оплату услуг по управлению аптечной организацией или отдельными ее подразделениями;

- представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (оплата переводчиков, буфетное обслуживание, транспортное обеспечение, при наличии документов, подтверждающих расходы по утвержденным нормам - 4 % от расходов на оплату труда за данный отчет-

ный - налоговый период);

- расходы на подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров в образовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию и получивших лицензию на оказание образовательных услуг;

- расходы на оплату почтовых, телеграфных, телефонных услуг, расходы на оплату услуг вычислительных центров, включая расходы на оплату факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, интернет и других технических средств связи (без НДС);

- расходы на канцелярские принадлежности, выписку газет и журналов, приобретение справочной и специальной литературы, инструктивных и других служебных материалов (без НДС);

- расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемыми сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, а также на публикацию бухгалтерской отчетности;

- расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем, а также расходы на обновление программ;

- расходы на исследование конъюнктуры рынка, сбор и распространение информации, связанной с производством и реализацией товаров;

- расходы на рекламу;

- другие расходы, связанные с производством и реализацией товаров (ст. 262 НК РФ).

 

Данная классификация имеет важное значение с точки зрения учета расходов для целей налогообложения. Вышеперечисленные расходы признаются в налоговом учете как суммы, уменьшающие налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. То есть источником возмещения данных затрат является цена произведенной продукции или покупного товара (готовых лекарственных средств) после их реализации.

Другие виды расходов возмещаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении аптечного предприятия.

Внереализационные расходы – это расходы, не связанные с производством и реализацией (ст. 265 НК РФ). К таким расходам относятся:

- расходы на содержание имущества, переданного по договору аренды, включая амортизацию по этому имуществу;

- расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита (текущего или инвестиционного);

- расходы в виде отрицательной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ;

- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества);

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы по операциям с тарой;

- расходы в виде сумм штрафов, пеней за нарушение договорных или долговых обязательств;

- расходы на оплату услуг банков;

- другие обоснованные расходы.

К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные предприятием (налогоплательщиком) в отчетном (налоговом) периоде, в частности:

- убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном периоде;

- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также суммы других долгов, нереальных к взысканию;

- расходы в виде недостачи материальных ценностей, выявленной в момент инвентаризации в случае отсутствия виновных лиц. А также убытки от хищений, виновники которых не установлены. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть подтвержден документально уполномоченным органом государственной власти;

- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

По возможностям отнесения на конкретные результаты производственно-торговой деятельности (реализацию конкретных групп товаров; деятельность конкретных структурных подразделений и т.п.) выделяют прямые и непрямые затраты.

Прямыми являются такие виды затрат, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятельности (например, стоимость сырья и материалов, используемых в производстве лекарственного средства - стоимость ингредиентов, посуды, вспомогательного материала).

Непрямыми являются такие виды затрат, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких товарных групп, при

их распределении по группам реализуемых товаров).

По степени зависимости от объема реализации выделяют переменные и постоянные издержки обращения.

Переменные издержки обращения (VC – variable cost) – это те затраты, величина которых зависит от объема производства и реализации продукции. К ним относятся:

 расходы на заработную плату при сдельно-премиальной форме оплаты труда;

 расходы на сырье, материалы, топливо, энергию;

 расходы на рекламу;

 транспортные расходы;

 почтовые, телеграфные расходы;

 издержки, связанные с естественной убылью и т.п.

При этом степень такой зависимости различна. Она может носить:

пропорциональный характер, при котором сумма отдельных видов переменных затрат растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема реализации, (например, потери товаров от естественной убыли, транспортные расходы;)

дигрессивный характер, при котором сумма отдельных видов переменных затрат растет меньшими темпами, чем возрастает объем реализации, (например, расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении;)

прогрессивный характер, при котором сумма отдельных видов переменных затрат растет более высокими темпами, чем увеличивается объем реализации, (например, расходы на заработную плату провизоров при сдельно-премиальной системе оплаты труда.)

Постоянные издержки обращения (FC – fixed cost) не зависят в данный момент времени от объема и структуры производства и реализации продукции, они имеют место даже в том случае, если аптека временно прекратила свою деятельность.

К ним относятся: арендная плата, амортизационные отчисления, оплата труда управленческого персонала.

Выделение в составе издержек обращения постоянных и переменных их видов осуществляется с целью эффективного управления ими. Выделение в структуре затрат постоянных и переменным составляющих позволяет регулировать объемы производства, что в свою очередь способствует максимизации прибыли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: