Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ




СНГ было создано в 1991 г. Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность:

1) нацелено на окончательный демонтаж старых эк-ких структур:

2) предполагает организацию качественно новых отношений м/д суверенными гос-вами, формирование и сохранение единого эк. пространства.

Объективной основой создания СНГ стала система межреспубликанских взаимосвязей, существовавших в рамках бывшего СССР.

Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов:

1-й этап- становление СНГ;

2-й этап– формирование СНГ. Главным на данном этапе было подписание Договора о создании Эк. Союза СНГ, который предусматривал классическую, выверенную на европейском опыте, последовательность интеграции: ЗСТ (Зона свободной торговли) - ТС (Таможенный союз) - ОР (Общий рынок) Т.ов, капиталов, услуг, рабочей силы – валютный союз. Однако, на этом этапе, более действительными оказались не многосторонние, а двусторонние отношения.

3-им этапом в развитии СНГ стало подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании ЗСТ, которое знаменует переход от 2-х к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

4-й - современный этап развития СНГ характеризуется усиливающейся фрагментацией эк. и политического пространства, созданием ряда субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. В частности:

·Таможенного Союза преобразованного в 2000г. в ЕврАЗэс;

·Союза РБ и РФ (1997), трансформирующегося в 1999 г. в Союзное гос-во;

·Центральноазиатского Союза (1994)

·Организации региональной интеграции (2003г.)

 

Оценивая СНГ в целом, можно отметить, что в его рамках с той или иной степенью эффективности решаются многие социально - экономические проблемы развития и безопасности гос-в-участников (в основном создана ЗСТ, развивается плодотворное сотрудничество в отдельных сферах деятельности (транспорт, электроэнергетика и проч.), реализуются программы по формированию общего образовательного пространства, в сфере военного сотрудничества и т.д. В то же время СНГ не смогло стать эффективно действующим региональным объединением гос-в. Большинство из провозглашенных целей и задач, особенно в области эк-ки, остаются невыполненными.

Возможно, главная причина в том, что интеграция начинается с первичных эк-ких субъектов. Нельзя создавать интеграционную группировку только посредствам политических решений. Необходимо убедить предприятия и фирмы, что сотрудничество будет взаимовыгодным. Кроме того, д/успеха интеграции нужны развитые рыночные отношения.

С другой стороны, у СНГ существует хорошая документальная база: принят устав, различные акты и другие учредительные документы. Созданы соответствующие органы: Совет глав гос-в, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгос-венный экономический комитет, Экономический суд и др. Т/ж созданы специальные органы д/сотрудничества в некоторых отраслях и структуры, призванные развивать интеграционное сотрудничество. В то же время органы СНГ фактически лишены властных полномочий, без которых невозможно эффективное развитие интеграции и предполагаемое создание единого эк. пространства.

ПЛАТЕЖНЫЙ Б-С (ПБ): ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫСОСТАВЛЕНИЯ. СТРУКТУРА

Платежный б-с – это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения денежных поступлений и платежей;- это систематизированные записи всех эк-ких сделок м/д резидентами данной страны и остальным миром за определенный период времени (как правило, за год);- это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции м/д резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), кот. имели место в течение определенного периода времени

Принципы составления ПБ:

1. Принцип двойной записи (двойного счета) двусторонняя запись всех эк-ких сделок, отражение каждой операции дважды – по кредиту одного счета и дебету другого

Операция (эк. сделка) это акт обмена, в котором передается право собственности на Т. или оказывается услуга резидентом одной страны резиденту другой.

Общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета ПБ, но по отдельным разделам может образоваться дефицит, отрицательное сальдо (дебет > кредита) или профицит, положительное сальдо (кредит > дебета)

Виды эк-ких операций, отражаемые в ПБ (по МВФ)

Обмен

2. Трансферты контрагент не предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента

3. Миграция возникают, когда домашнее хозяйство перемещается на продолжительное время в другую страну попутно как бы импортируя некот. виды активов

4. "Вмененные" операции не сопровождаются движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот

2. Принцип учета эк. территории в ПБ фиксируются сделки, совершенные резидентами определенной эк. территории с нерезидентами

Эк. территория - это географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, в пределах которой свободно перемещаются рабочая сила, Т и капитал (Руководство по составлению ПБ МВФ, абз. 21)

◊ эта территория не всегда совпадает с географической границей гос-ва, так как в нее включаются:

◊ территория, определенная гос-венной границей;

◊ прилегающие острова (если их экономика подчиняется тем же денежным и фискальным органам, что и материковая часть);

◊ территориальные воды, в которых страна имеет исключительное право на рыбную ловлю и добычу природных ископаемых;

◊ территориальные анклавы, расположенные в других странах (например, свободные экономические или оффшорные зоны).

3. Принцип учета резидентности и центра эк. интереса в ПБ отражаются операции, осуществленные только резидентами данной страны, в основе определения которых лежит критерий центра эк-ких интересов

4. Принцип оценки эк-ких сделок д/сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при составлении ПБ требуется единая система оценки сделок

5. Принцип учета времени сделки время регистрации записей по кредиту и дебету должно совпадать; операции отражаются в ПБ в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения эк. стоимости

6. Принцип единой единицы учета единица учета должна быть стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях; единица учета должна быть стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов д/обеспечения сравнимости и анализа их динамики; страна должна использовать ту расчетную единицу, которая применяется ею во внутренних расчетах и учете; д/пересчета в иностранную валюту используется курс, фактически действовавший на рынке на дату составления ПБ; д/представления отчета в МВФ требуется составление ПБ в тех единицах, кот. утверждены в самой стране д/этих целей

Источники информации д/составления ПБ: таможенная статистика; статистика денежного сектора; статистика внешнего долга; статистические обзоры; статистика операций с иностранной валютой

Структура ПБ

• торговый б-с • б-с услуг и некоммерческих операций • б-с доходов • б-с трансфертов • б-с движения капиталов и кредитов • б-с движения золотовалютных резервов • Счет текущих операций • Счет операций с капиталом и фин.ми инструментами

I. Счет текущих операций: А. Т и услуги, В. Доходы, С. Текущие трансферты

II. Счет операций с капиталом и фин.х операций: А. Капитальный счет, В. Фин.й счет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: