ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»
Одобрено УМС института
Протокол №____от «______20___г.
Председатель____________________
Методические указания
Для выполнения курсовых работ студентами всех форм обучения
Наименование дисциплины:
«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»
Рекомендуется для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»
Квалификация выпускника: специалист
Рекомендуется кафедрой:
экономического анализа и статистики
Протокол №____от «______20___г.
Пермь, 2015г.
Методические указания включают комплекс материалов в помощь организации самостоятельной работы студентов по подготовке курсовых работ. В них изложены требования, предъявляемые к курсовой работе, и рассмотрены этапы ее выполнения. Даются рекомендации по структуре работы, изложению содержания текста и написанию каждой ее части.
Рассмотрено
на заседании кафедры
экономического анализа и статистики
«___»____________ протокол №_____
И.О.зав. кафедрой _________ Лунева М.Н.
Составитель: ст. преподаватель Ярыгина Т.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
2.ВЫБОР ТЕМЫ.. 6
3.ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 7
4.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.. 9
5.ПОДБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБРАБОТКА СОБРАННОГО НА ПРДПРИЯТИИ МАТЕРИАЛА.. 11
6.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 12
7.ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ.. 13
8.ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 18
9.РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ.. 33
10.ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 34
11.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ. 35
12.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 37
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Требования к профессиональной подготовке студентов специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания» обеспечиваются через систему различных видов учебных занятий.
Особое место в этом процессе отведено курсовым работам. Их значение определяется тем, что они способствуют более глубокому и разностороннему изучению содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана. Кроме того, при выполнении курсовых работ студенты приобретают навыки организации и проведения научно-исследовательской работы, умения профессионально мыслить и выбирать пути решения конкретных производственных задач.
Курсовая работа по Анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности - важный элемент учебного процесса, способствующий подготовке экономистов высокой квалификации. Она способствует углублению знаний студентов, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий по анализу, прививать им навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих хозяйственную деятельность конкретного предприятия, а также учит подбирать, изучать и обобщать материал литературных источников.
Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников) и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она обогащает опытом и знаниями, необходимыми им при выполнении дипломных работ.
Таким образом, основная цель курсовых работ состоитв том, чтобы:
а) систематизировать, расширить и углубить теоретические знания в области общепрофессиональных и специальных дисциплин;
б) способствовать самостоятельному осмыслению избранной темы или проблемы, ее творческому и критическому анализу;
в) приобрести навыки и умения организации научной работы;
г) подготовить студента к предстоящей профессиональной деятельности.
Этим целям подчинены задачи, которые решаются в процессе выполнения курсовых работ. Они сводятся к следующему:
- приобщить студента к систематической работе с законодательными и нормативно-методическими документами, с различными видами научных, учебных, практических, справочных и периодических изданий;
- обучить методике поиска необходимой профессиональной информации с использованием источников библиографической, реферативной и обзорно-аналитической информации о деятельности изучаемого предприятия.
- научить творчески применять общенаучные и специальные методы, приемы и способы научного анализа исследуемой проблемы, формулировать выводы, выявлять резервы улучшения деятельности предприятия, разрабатывать предложения и рекомендации по материалам проводимых исследований;
- выработать профессиональные навыки и умения, необходимые для последующего написания и оформления докладов, рефератов, тезисов, научных сообщений, дипломной работы.
Задача вуза состоит не только в том, чтобы дать будущему бакалавру определенный объем знаний, но и научить его самостоятельно получать и обновлять эти знания. В связи с этим курсовые работы помогут студентам овладеть различными методами и приемами творческого поиска, обработки и использования информации.
Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из следующих этапов:
1. выбор темы;
2. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по теме;
3. составление плана;
4. подбор фактического материала по одному из предприятий (объединений);
5. систематизация, обработка и анализ собранного по предприятию материала в сочетании с использованием материалов, почерпнутых из литературных источников;
6. написание текста курсовой работы;
7. защита курсовой работы.
Рекомендуемая тематика курсовых работ утверждается кафедрой.
ВЫБОР ТЕМЫ
Студентам предоставляется право выбрать любую из рекомендуемых тем по своему усмотрению. Желательно, однако, чтобы на одну и ту же тему, даже и по материалам разных предприятий, писалоне более двух-трех человек в одной студенческой группе.
Студент, по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой, может остановиться и на теме, не входящей в рекомендованный кафедрой перечень курсовых работ.
В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы в самых общих чертах ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материалах, которыми он будет располагать при выполнении работы. Кафедрой установлено, что курсовая работа по Анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности, написанная без использования конкретных материалов предприятий, только на основе литературных источников, не допускается к защите.
На выбор студентами тем обычно влияет их предшествующая работа в научных кружках, чтение специальной литературы, опыт прошлой, а на заочном отделении текущей практической работы, доклады на семинарских занятиях, курсовые работы, выполненные ранеепо смежным дисциплинам.
Например, студент, активно работавший в кружке или делавший доклады на семинарах по смежным дисциплинам по таким темам как заработная плата, себестоимость, прибыль и рентабельность, имеет хорошую теоретическую базу для выполнения соответствующих курсовых работ по анализу использования фонда заработной платы на предприятии, по анализу себестоимости или прибыли и рентабельности.
Студент, работавший по специальности до поступления в вуз (или студент, работающий в период учебы в институте), может использовать при написании курсовой работы свой опыт и фактические данные предприятия, на котором он работал или работает. Нередко в условиях нашего института студент, выбирая тему курсовой работы по анализу (например, по анализу оборотных средств предприятия), преследует цель углубить знания, полученные ранее (например, по курсу «Финансы и кредит») с тем, чтобы в дальнейшем, всесторонне изучив проблему, выполнить не только курсовую, но и дипломную работы.
Иногда желательно рекомендовать и такую тему, которая студентом мало изучена в процессе предшествующей учебы и работая над которой он приобретет новые знания.
В любом случае выбор темы должен быть обоснован студентом перед преподавателем-руководителем и лишь при его согласии окончательно утвержден.
Подготовка курсовой работы начинается с изучения литературы и составления плана.
ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекомендуется просмотреть предметно-тематические каталоги в библиотеке не только по разделам, совпадающим с темой курсовой работы, но и по темам, близким к избранной. Так, например, если студент избрал для курсовом работы тему по анализу использования фонда заработной платы на предприятии, ему следует просмотреть также литературу по анализу себестоимости продукции и по анализу выполнения плана по труду.
Преждевсего, необходимо выявить относящиеся к теме официальные источники: законодательные акты,нормативные акты Правительства РФ, министерств и ведомств, нормативно-методические документы конкретных организаций.
Каталоги и картотеки позволяют выявить те публикации, которые имеются в фондах библиотек и архивов. С помощью алфавитного каталога студент может найти книгу, брошюру, сборник трудов, учебные записки, если он знает фамилию и инициалы автора работы или заглавие коллективного труда.
Однако, как правило, студенты не знают конкретных работ по теме, поэтому их поиск необходимо начинать с просмотра систематического каталога и систематической картотеки статей. Особенность этого каталога и картотеки в том, что карточки с библиографическим описанием источников сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знания. Систематизация производится в соответствии с таблицами библиотечно-библиографической классификации.
Студент должен знать, что систематический каталог дает информацию о документах, изданных в виде книги, брошюры, периодических изданий, на компакт-дисках. Систематическая картотека статей содержит аналитическую информацию в виде статей из периодических и продолжающихся изданий за последние пять лет.
Помимо карточных каталогов необходимо использовать электронные базы и банки данных. С помощью традиционных и электронных каталогов и картотек можно выявить те источники, которые имеются в конкретной библиотеке. Зачастую этого бывает недостаточно и приходится одновременно использовать документные фонды нескольких информационных учреждений.
При просмотре периодических изданий следует использовать сводные оглавления статей, публикуемые в последних номерах каждого журнала. В связи с тем, что заглавия отдельных публикаций не отражают их содержания, необходимо осуществлять визуальный просмотр каждого номера журнала.
Руководитель с самого начала ориентирует студента в подборе литературы, рекомендует ему прежде всего обращаться к наиболее поздним изданиям, так как обычно именно они с современных позиций, под нужным углом зрения освещают тему. Список литературы согласовывается с преподавателем-руководителем, который указывает, что в ней устарело и какие изменения и дополнения следует учесть, используя эту литературу, или же какие важные источники вовсе упущены студентом.
После этого студент приступает к предварительному ознакомлению с литературой. Оно требуется для того, чтобы убедиться в соответствии содержания той или иной книги или журнальной статьи избранной теме. Кроме того, на основе такого ознакомления составляется более или менее подробный план будущей курсовой работы, содержащий узловые ее вопросы и определяющий последовательность их рассмотрения и изложения.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
Курсовая работа обычно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Прежде всего преподавателю следует рассмотреть вместе со студентом основные «вехи» работы, примерный круг вопросов, которые студент предполагает осветить в отдельных ее частях и дать этим частям (параграфам) соответствующие названия. В процессе дальнейшей работы студент уточняет содержание каждого раздела и намечает вопросы, которые будут в них излагаться.
В раскрытии любой темы могут быть разные варианты. Поэтому в составлении плана не должно быть шаблона. Все же обычно первая часть курсовой работы освещает теорию вопроса. В последующих частях излагаются результаты анализа плановых и отчетных данных о работе конкретного предприятия; в конце работы должно быть отведено место подсчету выявленных резервов, т. е. неиспользованных возможностей улучшения различных сторон деятельности предприятия.
После обсуждения с преподавателем-руководителем списка отобранной литературы и составленного плана работы студент приступает к глубокому изучению литературных источников, их конспектированию и систематизации.
Целесообразно начинать изучение литературы с учебников и учебных пособий, а уж затем переходить к работам исследовательского характера (монографиям), журнальным статьям и т. п. При такой последовательности постепенно, происходит накопление и углубление знаний.
Прочитав ту или иную главу книги, журнальную статью, студент должен продумать вопрос о том, где (исходя из плана курсовой работы) могут быть использованы полученные знания, что следует законспектировать. Весьма желательно привлечь внимание студента к спорным вопросам, по которым в литературе ведется дискуссия. Важно чтобы студент изучил позиции отдельных авторов, продумал их аргументацию, сопоставил различные точки зрения и определил свою.
Литературные источники по вопросам анализа хозяйственной деятельности предприятий обычно широко иллюстрированы цифрами, в них приводится много аналитических таблиц, расчетов. Изучая литературу, студент ни в коем случае не должен опускать подобные материалы. Наоборот, лишь тщательно разобравшись в них, он сможет уяснить себе тот или иной вопрос темы.
Получив более или менее полное представление о вопросах, которые должны составить содержание данного раздела курсовой работы, студент приступает к подбору соответствующих фактических данных анализируемого предприятия (объединения).