ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ




ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

 

Одобрено УМС института

Протокол №____от «______20___г.

Председатель____________________

Методические указания

Для выполнения курсовых работ студентами всех форм обучения

Наименование дисциплины:

«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности»

 

Рекомендуется для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания)»

 

Квалификация выпускника: специалист

 

Рекомендуется кафедрой:

экономического анализа и статистики

Протокол №____от «______20___г.

 

 

Пермь, 2015г.


Методические указания включают комплекс материалов в помощь организации самостоятельной работы студентов по подготовке курсовых работ. В них изложены требования, предъявляемые к курсовой работе, и рассмотрены этапы ее выполнения. Даются рекомендации по структуре работы, изложению содержания текста и написанию каждой ее части.

 

 

Рассмотрено

на заседании кафедры

экономического анализа и статистики

«___»____________ протокол №_____

И.О.зав. кафедрой _________ Лунева М.Н.

 

Составитель: ст. преподаватель Ярыгина Т.А.

 


СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4

2.ВЫБОР ТЕМЫ.. 6

3.ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 7

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА.. 9

5.ПОДБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБРАБОТКА СОБРАННОГО НА ПРДПРИЯТИИ МАТЕРИАЛА.. 11

6.СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 12

7.ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ.. 13

8.ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 18

9.РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ.. 33

10.ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 34

11.РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫКУРСОВЫХ РАБОТ. 35

12.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 37


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Требования к профессиональной подготовке студентов специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли и общественного питания» обеспечиваются через систему различных видов учебных занятий.

Особое место в этом процессе отведено курсовым работам. Их значение определяется тем, что они способствуют более глубокому и разностороннему изучению содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана. Кроме того, при выполнении курсовых работ студенты приобретают навыки организации и проведения научно-исследовательской работы, умения профессионально мыслить и выбирать пути решения конкретных производственных задач.

Курсовая работа по Анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности - важный элемент учебного процесса, способствующий подготовке экономистов высокой квалификации. Она способствует углублению знаний студентов, полученных ими в ходе теоретических и практических занятий по анализу, прививать им навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих хозяйственную деятельность конкретного предприятия, а также учит подбирать, изучать и обобщать материал литературных источников.

Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу в выборе самого широкого круга дополнительной информации по намеченной теме (помимо конспектов лекций и обязательных учебников) и в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она обогащает опытом и знаниями, необходимыми им при выполнении дипломных работ.

Таким образом, основная цель курсовых работ состоитв том, чтобы:

а) систематизировать, расширить и углубить теоретические знания в области общепрофессиональных и специальных дисциплин;

б) способствовать самостоятельному осмыслению избранной темы или проблемы, ее творческому и критическому анализу;

в) приобрести навыки и умения организации научной работы;

г) подготовить студента к предстоящей профессиональной деятельности.

Этим целям подчинены задачи, которые решаются в процессе выполнения курсовых работ. Они сводятся к следующему:

- приобщить студента к систематической работе с законодательными и нормативно-методическими документами, с различными видами научных, учебных, практических, справочных и периодических изданий;

- обучить методике поиска необходимой профессиональной информации с использованием источников библиографической, реферативной и обзорно-аналитической информации о деятельности изучаемого предприятия.

- научить творчески применять общенаучные и специальные методы, приемы и способы научного анализа исследуемой проблемы, формулировать выводы, выявлять резервы улучшения деятельности предприятия, разрабатывать предложения и рекомендации по материалам проводимых исследований;

- выработать профессиональные навыки и умения, необходимые для последующего написания и оформления докладов, рефератов, тезисов, научных сообщений, дипломной работы.

Задача вуза состоит не только в том, чтобы дать будущему бакалавру определенный объем знаний, но и научить его самостоятельно получать и об­новлять эти знания. В связи с этим курсовые работы помогут студентам овла­деть различными методами и приемами творческого поиска, обработки и использования информации.

Процесс подготовки и защиты курсовой работы состоит из следующих этапов:

1. выбор темы;

2. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по теме;

3. составление плана;

4. подбор фактического материала по одному из предприятий (объединений);

5. систематизация, обработка и анализ собранного по предприятию материала в сочетании с использованием материалов, почерпнутых из литературных источников;

6. написание текста курсовой работы;

7. защита курсовой работы.

Рекомендуемая тематика курсовых работ утверждается кафедрой.

 

ВЫБОР ТЕМЫ

 

Студентам предоставляется право выбрать любую из рекомен­дуемых тем по своему усмотрению. Желательно, однако, чтобы на одну и ту же тему, даже и по материалам разных предприятий, писалоне более двух-трех человек в одной студенческой группе.

Студент, по согласованию с руководителем и заведующим кафедрой, может остановиться и на теме, не входящей в рекомен­дованный кафедрой перечень курсовых работ.

В любом случае выбор темы курсовой работы не может быть случайным. С самого начала студент должен хотя бы в самых общих чертах ориентироваться в сущности той или иной темы, иметь некоторое представление о материалах, которыми он будет располагать при выполнении работы. Кафедрой установлено, что курсовая работа по Анализу и диагностике финансово-хозяйственной деятельности, написанная без использования конкретных материалов предприятий, только на основе литературных источников, не до­пускается к защите.

На выбор студентами тем обычно влияет их предшествующая работа в научных кружках, чтение специальной литературы, опыт прошлой, а на заочном отделении текущей практической работы, доклады на семинарских занятиях, курсовые работы, выполненные ранеепо смежным дисциплинам.

Например, студент, активно работавший в кружке или делав­ший доклады на семинарах по смежным дисциплинам по таким темам как заработная плата, себестоимость, при­быль и рентабельность, имеет хорошую теоретическую базу для выполнения соответствующих курсовых работ по анализу использования фонда заработной платы на предприятии, по анализу се­бестоимости или прибыли и рентабельности.

Студент, работавший по специальности до поступления в вуз (или студент, работающий в период учебы в институте), может использовать при написании курсо­вой работы свой опыт и фактические данные предприя­тия, на котором он работал или работает. Нередко в условиях нашего института студент, выбирая тему курсовой работы по ана­лизу (например, по анализу оборотных средств предприятия), преследует цель углубить знания, полученные ра­нее (например, по курсу «Финансы и кредит») с тем, чтобы в дальнейшем, всесторонне изучив проблему, выполнить не только курсовую, но и дипломную работы.

Иногда желательно рекомендовать и такую тему, которая студентом мало изучена в процессе предшествующей учебы и работая над которой он приобретет новые знания.

В любом случае выбор темы должен быть обоснован студентом перед преподавателем-руководителем и лишь при его согласии окончательно утвержден.

Подготовка курсовой работы начинается с изучения литературы и составления плана.

 

ПОДБОР И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Рекомендуется просмотреть предметно-тематические каталоги в библиотеке не только по разделам, совпадающим с темой кур­совой работы, но и по темам, близким к избранной. Так, например, если студент избрал для курсовом работы тему по анализу использования фонда заработной платы на предприятии, ему следует просмотреть также литературу по анализу себестоимости продукции и по анализу выполнения плана по труду.

Преждевсего, необходимо выявить относящиеся к теме официальные источники: законодательные акты,нормативные акты Правительства РФ, ми­нистерств и ведомств, нормативно-методические документы конкретных организаций.

Каталоги и картотеки позволяют выявить те публикации, ко­торые имеются в фондах библиотек и архивов. С помощью алфавитного ката­лога студент может найти книгу, брошюру, сборник трудов, учебные записки, если он знает фамилию и инициалы автора работы или заглавие коллективного труда.

Однако, как правило, студенты не знают конкретных работ по теме, поэтому их поиск необходимо начинать с просмотра систематического каталога и систематической картотеки статей. Особенность этого каталога и картотеки в том, что карточки с библиографическим описанием источников сгруппированы в логическом порядке по отдельным отраслям знания. Систе­матизация производится в соответствии с таблицами библиотечно-библиографической классификации.

Студент должен знать, что систематический каталог дает информацию о документах, изданных в виде книги, брошюры, периодических изданий, на компакт-дисках. Систематическая картотека статей содержит аналитическую информацию в виде статей из периодических и продолжающихся изданий за последние пять лет.

Помимо карточных каталогов необходимо использовать электронные базы и банки данных. С помощью традиционных и электронных каталогов и картотек можно выявить те источники, которые имеются в конкретной биб­лиотеке. Зачастую этого бывает недостаточно и приходится одновременно использовать документные фонды нескольких информационных учреждений.

При просмотре периодических изданий следует использовать сводные оглавления статей, публикуемые в последних номерах каждого журнала. В связи с тем, что заглавия отдельных публикаций не отражают их содержания, необходимо осуществлять визуальный просмотр каждого номера журнала.

Руководитель с самого начала ориентирует студента в подборе литературы, рекомендует ему прежде всего обращаться к наиболее поздним изданиям, так как обычно именно они с современ­ных позиций, под нужным углом зрения освещают тему. Список литературы согласовывается с преподавателем-руководителем, ко­торый указывает, что в ней устарело и какие изменения и допол­нения следует учесть, используя эту литературу, или же какие важные источники вовсе упущены студентом.

После этого студент приступает к предварительному ознаком­лению с литературой. Оно требуется для того, чтобы убедиться в соответствии содержания той или иной книги или журнальной статьи избранной теме. Кроме того, на основе такого ознакомле­ния составляется более или менее подробный план будущей кур­совой работы, содержащий узловые ее вопросы и определяющий последовательность их рассмотрения и изложения.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

 

Курсовая работа обычно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Прежде всего преподавателю следует рас­смотреть вместе со студентом основные «вехи» работы, пример­ный круг вопросов, которые студент предполагает осветить в от­дельных ее частях и дать этим частям (параграфам) соответст­вующие названия. В процессе дальнейшей работы студент уточня­ет содержание каждого раздела и намечает вопросы, которые будут в них излагаться.

В раскрытии любой темы могут быть разные варианты. По­этому в составлении плана не должно быть шаблона. Все же обычно первая часть курсовой работы освещает теорию вопроса. В последующих частях излагаются результаты анализа плановых и отчетных данных о работе конкретного предприятия; в конце работы должно быть отведено место подсчету выявленных резер­вов, т. е. неиспользованных возможностей улучшения различных сторон деятельности предприятия.

После обсуждения с преподавателем-руководителем списка отобранной литературы и составленного плана работы студент приступает к глубокому изучению литературных источников, их конспектированию и систематизации.

Целесообразно начинать изучение литературы с учебников и учебных пособий, а уж затем переходить к работам исследова­тельского характера (монографиям), журнальным статьям и т. п. При такой последовательности постепенно, происходит накопле­ние и углубление знаний.

Прочитав ту или иную главу книги, журнальную статью, сту­дент должен продумать вопрос о том, где (исходя из плана кур­совой работы) могут быть использованы полученные знания, что следует законспектировать. Весьма желательно привлечь внима­ние студента к спорным вопросам, по которым в литературе ве­дется дискуссия. Важно чтобы студент изучил позиции отдель­ных авторов, продумал их аргументацию, сопоставил различные точки зрения и определил свою.

Литературные источники по вопросам анализа хозяйственной деятельности предприятий обычно широко иллюстрированы циф­рами, в них приводится много аналитических таблиц, расчетов. Изучая литературу, студент ни в коем случае не должен опу­скать подобные материалы. Наоборот, лишь тщательно разобрав­шись в них, он сможет уяснить себе тот или иной вопрос темы.

Получив более или менее полное представление о вопросах, которые должны составить содержание данного раздела кур­совой работы, студент приступает к подбору соответствующих фактических данных анализируемого предприятия (объединения).

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: