Любовь есть закон, любовь, направляемая волей.




ГЛАВА 28

НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ "БОГА", "Я" И Т.Д.

 

Дорогая Сестра,

Поступай согласно своей Воле, таков да будет весь Закон!

Сколь безвкусное замечание! Я полагаю, это талант - вызвать глубочайшие ужасы ада одной маленькой фразой, добавленной в конце! Скорпион!

"Высшее я" - "Бог внутри нас".

Милая барышня, даже в ирокезском, банту, басуто, языке пиктов или в жаргоне господина Франсуа Виллона не найдется пяти слов, которые будут значить для меня меньше, нежели эти.

Скажу даже больше – они не значат вообще ничего. "Спенсер Мортморенси Бурбон Гогенштауфен" звучит очень громко и аристократично, и даже шикарно и модно; но если давать такие имена каждому ребенку, производимый ими эффект заметно уменьшится. "Джентльмен с юга", Ли Дэвис, недавно повешенный за насилие и убийство, не был близким родственником генерала или президента, он был негром. Дай мне старую лопату, я продолжу копать далее по теме.

1. "Высшее". Здесь мы попадаем прямо в лапы Фрейда. Почему "высшее"?

Потому что в драке легче удушить противника, когда ты находишься сверху. Когда очень маленький ребенок видит своих совокупляющихся родителей, его реакция на это всегда и везде одна и та же, даже в Англии, если жилая площадь семьи ограничена. Ребенок считает, что его мать, от поддержки которой он полностью зависит, подвергается нападению назойливого незнакомца, которого почему-то надо называть "отцом". Из этого возникает комплекс "высшего-низшего", вызывающий в некоторых случаях целый ряд неврозов.

Далее, выясним вопрос, что же ты действительно подразумеваешь под "высшим".

Толковый словарь Скита связывает это слово с холмами, выпуклостями, нарывами, материнской грудью; для нас этого вполне достаточно, чтобы связать его с понятием "преимущества" или "превосходства"; теперь просто переведем его на латынь - это стоит сделать... Хотя нет, это действительно слишком сложно. Конечно же, иногда оно имеет "негативные" значения, например, высокая температура тела при жаре; но практически всегда оно подразумевает условие, предпочтительное "низшему".

Относительно "я" – в данном случае это нечто вроде торговой марки; никто не скажет мне, означает ли оно Кху, Ба или Кхабс, или Ут из Упанишад, или Аугоейдес нео-платонистов, или Адонаи Бульвер-Литтона или же имеет значение иных трижды проклятых вариаций. У этого слова нет и не может быть какого-то определенного значения до тех пор, пока мы не начнем рассуждать о звуковой основе теории онтогенеза, тщательно описанной космической иерархии, и не определим это понятие заново. Зачем же использовать его? Это приведет только к путанице, если контекст не поможет прояснить для нас этот образ. Это довольно разгромная позиция, не так ли?

Когда я впервые решил дать имя своей "миссии" - во время размышлений в дороге по юго-западному Китаю - я рассмотрел эти варианты. Я решил разрезать гордиев узел и стал называть это по образцу Абрамелина - "Священным Ангелом Хранителем", поскольку (думал я), оно одинаково будет понятно и крестьянам, и ученым; кроме того, предполагаемая теория была столь грубой, что ограничиваться ей не имело смысла.

Все эти разговоры - это чушь, как ты поймешь из дальнейших рассуждений.

Перейдем к ним, чтобы не отвлекаться от темы.

2. "Внутри". Если ты еще не поняла, к чему оно, вспомни о "высшем", это тема того же рода. Вначале ты хочешь оказаться сверху, потом хочешь оказаться внутри.

Почему?

"Высшее" содержит идею агрессии, завоевания, "внутри" обычно подразумевает безопасность. Мы всегда оказываемся на таком уровне, когда социальная единица, основанная на семье, является условием номер один для выживания. Дом, замок, укрепленное поселение, городская стена; "предки", клан, племя, "партия" - находиться вне их означает страдать от холода, голода и жажды, вторжений, грабителей, медведей, волков и тигров. Выйти вовне означает рисковать; твой труд и храбрость принадлежат твоим родственникам, поэтому для них ты будешь грубияном и чужаком. "Дебош" означает просто "выйти за дверь"! Св. Иоанн сказал: "вовне собаки, колдуны, торговцы блудом, прелюбодеи, идолопоклонники и…" так далее.

Телемиты живо оспаривают это. "Слово греха – ограничение" (AL I,41). Грубо говоря, наша формула – выходить вовне и брать все, что мы хотим. Мы делаем это столь тщательно, что растем от этого, расширяем наши понятия о себе, включая в них все новое, не остаемся строго ограниченными, гордыми от обладания другими вещами, как это делают Черные Братья.

Мы искренние экстраверты, наказание за самоограничение может быть каким угодно – от невроза до полного умопомешательства; особенно характерна меланхолия. Ты спросишь, не противоречат ли эти замечания моему определению Посвящения как Пути вовнутрь. Не совсем; внутреннее тождественно всему. Когда ты путешествуешь вовнутрь, ты начинаешь изнутри воспринимать все слои, которые окружают "я", что расширяет твое видение Вселенной. Это подобно переходу от пограничного патруля в генеральную штаб-квартиру, и цель этого очевидна - усиление управления над всей армией. Каждый последующий шаг позволяет тебе понимать больше и делать больше; но внимание неизбежно направлено наружу.

Когда вся система Вселенной оказывается в твоем понимании, "внутри" и "вовне" становятся тождественными. Но внутри невозможно найти ничего, кроме точки зрения, по той простой причине, что кроме нее там ничего нет! Все это напоминает символы в "Книге Тота", как только вы добираетесь до "конца" чего- либо, вы тут же оказываетесь в "начале". Формулируя понятие "я" в целом, ты накладываешь ограничения; все различное – это просто временная (и условная) выборка конечного из бесконечного; что бы ты не выбрала, эта вещь будет изменяться, расти, исчезать.

Тебе следует упражнять твой разум, чтобы быстро проскочить через эти скопления опавших листьев мысли на хороший зеленый газон беспристрастности; если ты можешь делать это без сознательных усилий, и противоположности будут сопоставляться самопроизвольно. Чем меньшее значение они имеют для тебя, тем ближе ты к посвящению.

3. "Я". Полное рассуждение на эту тему смотри в письме с номером 42.

4. "Бог". Как печально слышать это от тебя! Из всех безнадежно испорченных слов в языке ты крайне садистски выбрала одно из наиболее искаженных. Криппен был любителем. (Криппен был известным английским отравителем, он был пойман и повешен.)

Толковый словарь едва ли поможет нам в чем-то, разве что предупредит, что "добро" (good) не имеет никакого отношения к "богу" (god). Dieu происходит от Deus, со всеми вытекающими отсюда связями с Солнцем и Юпитером, и от слова Deos, которым платоническая мысль называла все движущееся, то есть Солнце, Луну, планеты.

Честное слово, лучшее, что я могу преподнести тебе – это русское слово "бог", возможно связанное через литовский с уэлльским bwq – призрак или домовой.

"Тише! Тише! Домовой (bogey) идет!" Звучит не очень вдохновляюще. Довольно этих глупостей! Наружу, верная рапира, и прямо в каменное сердце дерзкой женщины, написавшей "Бог внутри нас". Я знаю, ты думаешь, что более или менее представляешь себе смысл написанного тобой, но, несомненно, на самом деле это не так. Мимолетная мысль должна была предупредить тебя, что само слово не выдержит даже самого поверхностного анализа. Под этим ты имела ввиду "Нечто, что кажется мне наиболее совершенным символом всего того, что я люблю, чему поклоняюсь, чем восторгаюсь" – и так далее.

Но у разных людей не бывает абсолютно одинакового набора понятий; ты, как и все другие люди, создаешь своего Бога по своему образу и подобию.

Поэтому ведантисты определяют Бога как "не имеющего ни количества, и ни качества", а некоторые йоги занимаются практикой вызывания и устранения образов, восклицая: "Не то, не то!" А буддисты вообще не принимают какого-либо Бога в нашем смысле слова. (Один из наиболее занимательных пассажей по этому поводу можно найти в "Вопросах царя Милинды", где архат Нагасена опровергает существование Махабрахмы.) Гораздо хуже то, любая идея, которую ты имеешь ввиду под "Богом", для меня не значит ровным счетом ничего; я могу лишь догадаться об этом, используя свои крайне ограниченные знания о тебе и образе твоих мыслей и действий.

Так есть ли смысл стучать мне этим словом по голове? Кусок кирпича послужит тебе гораздо лучше. Возможно, ты думаешь, что сможешь объяснить мне смысл? Даже не пытайся!

Я без труда докажу, что все сказанное тобой – чушь, сделав это и с точки зрения философии, и дюжиной других способов, после чего скорой помощи ничего не останется, кроме как доставить тебя в сумасшедший дом.

Посмотри проще; это слово должно в любом случае нести в себе идею Нешама, не Руах.

"Но вы постоянно используете это слово". Да, и полагаюсь на контекст, дающий опору этому наиболее текучему – или летучему – из понятий.

5. "Нас". Почему "нас"?

Опять старый школьный галстук? Брюссельская школа и королевский двор?

Не думал, что ты способна на такое. Итак, далее – история от Лао-Цзы.

Как и обычно, Старейший был окружен множеством любимых учеников, и они пытались получить от него объяснение, где же все-таки следует искать Дао.

Оно есть и на солнце, и на луне, признал он; в сыне небес и в высшем человеке (однако, не в Джордже Натаниэле Курзоне). Оно в цветах весны и в холодных ветрах, дующих с Сибири, и в диких гусях, летящих на юг по воле инстинкта. Короче говоря, этот список мог бы расширяться до бесконечности, и нетерпеливый ученик, указывая на следы недавнего прохождения мулов, спросил: "Дао есть и в этом?"

Мастер кивнул и ответил: "И в этом тоже".

Что же с этим особенным "нас"? Мы должны расширить это понятие, включив в него все. И тогда, как мы только что убедились, "Бог" также перестанет быть ограниченным определениями.

Итоговый результат: "Бог внутри нас" значит совершенно ничего. Вот так-то!

"Hе привязывайтесь ни к чемy! Hе делайте различия междy одной вещью и дрyгой; ибо так приходит вред. А тот, кто преyспеет в этом, пyсть бyдет главой всего!" (AL I, 22 - 23)

Я умоляю тебя не указывать мне, что и в этом случае слова вроде "вред" и "глава" вообще не могут значить что-либо разумное. В действительности, если мыпопадем в этот клуб, нам придется воспринимать любое данное выражение в пиквикианском смысле. Все законы логики применяются в Руах, они не действуют в Нешаме.

Действительное значение цитаты довольно просто, если ты понимаешь, что оно относится к некоторому результату инициации. Ты должна быть способна оценивать Вселенную, в целом и по частям, и избавиться от все ложных или неполных реальностей, отвергая все, кроме одной реальности, единой истины и иллюзии.

Берем набор равенств, выражающий отношение воспринимающего и воспринимаемого, выведенный в соответствии с определенными ограничениями обоих сторон, если же отказаться от конечных терминов, остается только ноль. Понимаешь?

Я знаю, что я бессердечный малый, постоянно недружелюбно затыкающий рот своей подруге, хотя она говорит так мило, играть в ее словесную игру так просто и совершенно безопасно, и…

Нет, Н.Е.Т., нет: это совершенно небезопасно. Моя цель – научить тебя пресекать всевозможные гипотетические спекуляции, звучные и самодовольные. Я хочу, чтобы ты не выносила их, ненавидела их, презирала их, питала отвращение к ним, избегала их, и так далее. И наконец приступила к практике. Когда ты получишь результаты, ты сможешь попытаться, пусть даже и безрезультатно, сопоставить свои собственные слова с фактами, если ты захочешь с какой-либо целью передать свой опыт другим людям. Тогда, придя в отчаяние от собственной беспомощности, ты будешь очень счастлива от того, что научилась избегать словесного обмана.

 

Любовь есть закон, любовь, направляемая волей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: