Основные характеристики объекта исследования




1. О – та часть научного знания или реальности, с которой имеет дело исследователь.

2. О. может быть реальным (материальным) и идеальным – социальный процесс, область социальной сферы, социальной работы (ее теории и практики), социально уязвимые группы и слои населения, то есть все, что порождает проблемную ситуацию.

3. Выступает как целое в процессе познания.

Требования при описании О.:

1. Обозначить параметры профессиональной или отраслевой принадлежности О.

2. Указать его пространственную ограниченность (где он расположен – страна, регион, город и т.п.).

3. Описать структуру О. (какими учреждениями, организациями представлен, какова их численность, социально-демографический состав).

4. Обозначить функциональную направленность О. (социально-культурная, семейно-бытовая, производственная и др.).

5. Описать взаимодействие с другими социальными объектами, окружающими явлениями и процессами.

6. Указать временные параметры.

Например, объектом исследования досуга подростков могут стать уч-ся 7-11 классов, поживающие в г. Н., а также процессы, в которых протекает их деятельность. Определяя границы О., следует иметь в виду, что подростки – это не всегда четко ограниченная возрастная группа школьников, характеристика переходного состояния от детства к взрослости. Возрастные границы могут быть различны: от 12 до 18 л. (12-13, 14-15, 16-17).

Основные характеристики предмета исследования:

1. Находится в рамках, границах объекта. 2. Часть по отношению к объекту как целому. 3. Совпадает с определением темы или близок к ней.

Например, 1) объект - конкретный школьный коллектив; предметом могут выступать дисциплина уч-ся, социально-психологический климат в классе, общественная активность школ-в, их гражданские позиции и др. характеристики;

2) объект – досуг подростков, проживающих в определенном городе, предмет – склонность к вредным привычкам или другие явления, связанные с поведением подростков во время досуга.

5. Цель и задачи исследования.

Непосредственными характеристиками научности исследовательской деятельности являются цель и задачи исследования. Цель – это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить и каким будет этот результат. Цель работы может быть определена слишком обще. Например, цель работы – разработать психолого-педагогические условия по оптимизации процесса реабилитации детей.

Однако нужно стремиться к более чёткой и конкретной формулировке цели. Например: разработать условия, обеспечивающие эффективность процесса социальной реабилитации детей с особенностями развития (например, аутистов).

Таким образом, Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. В цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.

Автор должен много поработать над формулировкой цели своего исследования, добиваясь, чтобы она звучала чётко и красиво, а, главное – действительно отражала цель, которую он поставил перед собой. Правильно сформулированная цель исследования сразу раскрывает перед читателем (в т.ч. экспертом) основную сущность исследования. В то же время, вводить в целевую установку чрезмерную детализацию, не следует, т.к. это входит уже в описание задач диссертации. Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи.

Под задачей теории познания понимается «данная в определённых конкретных условиях цель деятельности ». Задачи – это действия, которые планируется совершить для достижения цели, ступеньки, по которым надо пройти, чтобы достигнуть конечного результата. То есть формулируются ответы на вопрос «как надо сделать?».

Классификация задач:

1) по научной направленности (фундаментальные (анализ социальных закономерностей), прикладные (выработка приемов, методов, средств преодоления противоречий в конкретных условиях), комплексные (комбинированные));

2) по типу логической связи с объектом исследования (поисковые (выявление проблемных ситуаций), описательные (устанавливать имеющиеся противоречия), объяснительные (устанавливать причинно-следственные связи и зависимости), экспериментальные (проверка выводов), внедренческие (внедрение практических рекомендаций)).

Рекомендуется выделять не более 5-6 задач. В.П. Давыдов предлагает 5 задач:

1. Выявление (уточнение, углубление, методологическое обоснование и т.п.) сущности, природы и структуры изучаемого объекта.

2. Анализ реального состояния предмета исследования, динамики и внутренних противоречий его развития.

3. Способы его преобразования, опытно-экспериментальная проверка.

4. Выявление путей и средств повышения эффективности, совершенствования исследуемого явления, процесса.

5. Прогноз развития исследуемого объекта или разработка практических рекомендаций для различных категорий работников образования.

Наряду со сказанным, важно выстроить такую последовательность задач, которая позволяла бы определить “маршрут” научного поиска, его логику и структуру.

6. Гипотеза исследования.

Гипотеза – предположение, истинность которого неочевидна. Г. в научном исследовании – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределённо (т.е. требует доказательств).

Г. - один из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей её экспериментальной и теоретической проверке, которая, либо подтверждает Г., и она становится фактом, концепцией, теорией, либо – опровергает, и тогда строится новая Г. Формулируя Г., исследователь строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования.

Г., начиная от программы исследования и, заканчивая готовым исследованием (работой), будет неоднократно уточняться, дополняться или изменяться. Исследователь, который заранее свою работу чётко не спланировал, на стадии её завершения, имея уже написанные главы, начинает формулировать «аппарат исследования», в т.ч. и Г. При этом он рассуждает примерно так: «Я сделал работу и получил хорошие результаты, а теперь должен выдумывать Г., цель, проблему и т.д. в угоду существующим порядкам оформления научных исследований». Это заблуждение. Когда исследователь много лет работает над исследованием, он постоянно думает о том, в каком направлении двигаться, что предпринять, что изменить, каждый раз выдвигая те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Тем самым, он постоянно работает с целой системой гипотез, только не формулирует их на бумаге. Бывают случаи, когда исследователь, добросовестно исследуя свою проблему, получает, наряду с положительными результатами, и отрицательные. Но, поскольку он стремится выглядеть «как все», то описывает только положительные решения, а описание отрицательных моментов в текст исследования не включает. И зря. Как раз это и обогащает работу, придаёт ей достоверность и убедительность. Кроме того, научный долг исследователя – предостеречь остальных от тех ошибочных вариантов, которые вами уже опробованы. В ряде диссертаций гипотеза сформулирована неудачно.

Стадии развития Г.:

1) накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения;

2) формирование Г. (выведение следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории);

3) проверка полученных выводов на практике и уточнение Г. на основе результатов такой проверки.

Пример удачной гипотезы: Тема: «воспитание гуманистических отношений у студентов в учебной деятельности». Гипотеза: воспитание гуманистических отношений будет успешным, если учебная работа будет строиться с учётом целенаправленности и взаимосвязи её содержательных и процессуальных компонентов в системах «педагоги-студенты», «студенты-студенты». Взаимосвязь компонентов деятельности, целенаправленность и управляемость функционирования систем будут обеспечены, если:

- процесс воспитания гуманистических отношений у студентов рассматривать частью целостного педагогического процесса вуза, сохраняющей характерные свойства целого;

- воспитание гуманистических отношений считать направленной и конечной целью специально организованной работы.

Г. в начале работы, на стадии подготовки программы исследования может быть сформулирована лишь в самых общих чертах, и, в дальнейшем, требует детальной проработки. Г., о которой идёт речь – это общая Г. исследования. В ходе проведения исследования, в русле общей Г. выстраивается целый ряд частных предположений (гипотез). Эти рабочие гипотезы излагаются, как правило, в основном тексте работы, а общая гипотеза излагается во введении.

По структуре Г. можно разделить на:

- простые, которые, в свою очередь, по функциональной направленности могут быть описательными (кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи) и объяснительные (раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т.е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат);

- сложные - одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.

Структура Г. может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих...

Однако Г. может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура Г. становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих... Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины.….

Методологические требования к гипотезе:

1. Логической простоты и непротиворечивости: Г. не должна содержать в себе ничего лишнего. Ее назначение – объяснять как можно больше фактов возможно меньшим числом предпосылок, представлять широкий класс явлений, исходить из немногих оснований. Часто излишним является некое предварительное вступление перед формулировкой гипотезы: в результате констатирующего эксперимента сделано предположение, что..., в результате предварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования выдвинута гипотеза... и т. п.

Требование логической непротиворечивости: 1) Г. - система суждений, где ни одно из них не является формально-логическим отрицанием другого; 2) она не противоречит всем имеющимся достоверным фактам; 3) соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. Однако последнее условие нельзя абсолютизировать, иначе оно станет тормозом для развития науки.

2. Требование вероятности: основное предположение Г. должно иметь высокую степень возможности ее реализации.

3. Требование концептуальности выражает прогностическую функцию науки: Г. должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозировать дальнейшее развитие теории. Г. должна опираться на известные теории, истинность которых доказана.

4. Требование научной новизны: Г. должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

5. Требование верификации: Г. должна быть проверяемой. Как известно, критерием истины является практика. Г. должна быть сопоставима с данными наблюдения или эксперимента, т.е. проверяема на основе эмпирических фактов.

6. Г. должны соответствовать целям и задачам исследования.

Опираясь на эти требования можно сформулировать ряд практических рекомендаций для описания гипотезы исследования:

– она не должна включать в себя слишком много предположений (как правило, одно основное, редко больше);

– в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

– при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений;

– Г. должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос, соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

– требуется безупречное ее стилистическое оформление, логическая простота;

– соблюдение преемственности с уже имеющимся знанием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: