Хадис 72. К Корану может прикасаться только чистый.




От АбдуЛлаха ибн Абу Бакра, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сообщил, что в послании, с которым Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил ‘Амра ибн Хазма, было написано: “И да коснется Корана лишь чистый” (хадис передан Маликом, как мурсаль; Ан-Насаи и ибн Хиббан передали его с непрерывным иснадом. Этот хадис имеет некоторые недостатки).

 

Степень достоверности хадиса:

Хадис достоверный (сахих). Имам Аш-Шафи’и сказал: “Ученые никогда не стали бы руководствоваться эти хадисом, если бы его достоверность не была с их точки зрения доказанной”. Аль-Хазми оценил его как хороший хадис (хасан), и у него есть сообщения, переданные от ряда сподвижников, подтверждающие достоверность этого хадиса. Ибн Абдуль-Барр сказал: “(Знающие) люди настолько единодушны в принятии этого хадиса, что он становится подобным хадису мутаватир”. Аль-Хаким сказал: “Умар ибн Умар ибн Абдуль-Азиз и Аз-Зухри свидетельствовали о достоверности этого хадиса”. Аль-Албани сказал: “Общий смысл таков, что все пути передачи данного хадиса не лишены слабости, однако слабость в них незначительна, поскольку не связана с подозрениями в лживости кого-либо из передатчиков. Недостаток иснадов заключается либо в том, что они являются мурсаль, либо в том, что у кого-либо из передатчиков отмечалась слабость памяти. К тому же прочно установленным в науке “Терминология хадисов” является то, что различные пути передачи усиливают друг друга при условии, что среди передатчиков нет таких, которые подозревались бы в лживости, что подтвердил Ан-Навави в “Ат-Такърибе”, а затем Ас-Суйуты в своем “Аш-Шархе”. Относительно достоверности данного хадиса не возникает никаких сомнений, особенно потому, что им, как уже было сказано, пользовался в качестве довода имам Ахлю-с-Сунна Ахмад Ибн Ханбаль. Соратник имама Ахмада, имам Исхакъ Ар-Рахавейхи, также подтвердил достоверность хадиса... Согласно тому, что сказано в хадисе, поступали сподвижники Пророка, мир ему, и последователи”.

Выводы из хадиса:

В хадисе указывается, что к Корану могут прикасаться только чистые. Слово “чистый” (ат-тахир) имеет в Шариате несколько смыслов.

Во-первых, оно может употребляться в значении “мусульманин” или “му’мин”, так как в одном из хадисов говорится: “Пресвят Аллах. Истинно, му’мин ( а в другой версии хадиса - мусульманин) не оскверняется”, а о язычниках Аллах Всевышний сказал: “Поистине, многобожники - скверна”. Как уже объяснялось, мусульмане называются в приведенных текстах чистыми, а многобожники – наджасой в духовном смысле, в плане их убеждений.

Во-вторых, чистый” может означать “свободный от большого хадаса”.

В-третьих, это же слово может использоваться применительно к человеку, свободному не только от большого, но и от малого хадаса.

В данном хадисе слово “чистый” могло быть использовано Пророком в любом из его вышеприведенных шариатских значений. Однако, скорее всего, что это слово употреблено здесь в его третьем значении (“свободный от малого осквернения”). Лучше придерживаться этой точки зрения, исходя из следующих соображений:

1. Понимание слова “чистый” в его третьем значении наиболее надежно и позволяет избежать ошибки, так как является более широким и охватывает два первых значения.

 

2. Если бы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду мусульман, то сказал бы об этом прямо, для того чтобы обезопасить нас от заблуждений. Он сказал бы: “Пусть касаются Мусхафа (Корана) только мусульмане” или “только му’мины”, особенно в связи с тем, что это было послание, с которым ‘Амр бин Хазм Аль-Ансари был направлен в Наджран, где жили как мусульмане, так и христиане. На правильность этой точки зрения указывает Коран, Сунна, сведения об отношении к этому вопросу сподвижников и то, что ее придерживалось большинство ученых-богословов.

Таким образом, можно сказать, что, поскольку этот вопрос является предметом сомнений, а хадис по его поводу не дает однозначного понимания, лучше и надежнее в плане избежания ошибок придерживаться точки зрения, что чистота, необходимая человеку для прикосновения к Корану, – это отсутствие у него малого хадаса, а Аллаху сие ведомо лучше.

 

3. Имам Ахмад сказал: “Читать Коран нельзя до тех пор, пока не будет совершено малое омовение”.

 

4. Имам Аль-Албани в “Ирва’у-ль-Галиль” (1/161) пишет: “К достоверным сообщениям, дошедшим по данному вопросу от сподвижников, относится сообщение Мус’аба ибн Са’ад ибн Вакъкъаса, который сказал: “Я держал Коран для Са’ада ибн Вакъкъаса и почесался. Са’ад спросил: “Коснулся ли ты своего полового члена?”. Я ответил: “Да”. Тогда Са’ад сказал: “Встань и соверши малое омовение”. После чего я встал, совершил омовение, а затем вернулся” (Хадис передал Малик (1/42 №59) и Аль-Байхакъи (от Малика); иснад хадиса достоверный).

 

5. Шейху-ль-Ислям ибн Теймия в “Аль-Фатауа Аль-Кубра” сказал: “Точкой зрения четырех имамов является то, что к Корану может прикасаться только чистый… Такого же мнения придерживался Салман Аль-Фарси, АбдуЛлах ибн Умар и другие, и нет сведений, чтобы кто-либо из сподвижников возразил им”.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: