Закон единства анализа и синтеза.




Тема 5 «Законы организации второго уровня»

Цель лекционного занятия: дать понятия и содержание законов второго уровня, а также их проявления и использование в практике управления.

План лекционного зянятия:

Закон информированности и упорядоченности.

Закон единства анализа и синтеза

Закон композиции и пропорциональности (гармонии).

Использованная литература:

1.Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.-М.:Экономика, 1989 г.

2.Мильнер Б.З. Теория организаций.- М.:ИНФРА-М, 1999.

3.Смирнов Э.А. Основы теория организаций.-М.:ЮНИТИ, 2000.

4.Третьякова Е.П. Теория организации: учебное пособие/ Е.П.Третьякова.- М.:КНОРУС, 2009.

Закон информированности и упорядоченности.

Информационная среда в виду ее важности является объектом управления наряду с персоналом, финансами, производством и др.

• Информационная среда управления подчиняется действию закона информированности-упорядоченности.

• Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации: системы управления, персонала, подразделений и т.д.

Закон информированности- упорядоченности:

• Чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Матем. Интерпретация закона:

• Где К1, К2, КЗ, К4, К5 - коэффициенты пропорциональности влияния уровней характеристик информации друг на друга.

• УЬ, СЬ, ЭЬ, НЬ, 01 - соответственно уровни характеристик информации: объем, ценность, достоверность, насыщенность и полнота в области I.

• Р| - ресурс компании в области I;

• Ы-ресурсы, направленные на ликвидацию компании в области I.

• Первая формула соотношения суммирует информационные массивы и обязывает руководителей собирать максимальное количество информации в каждом направлении деятельности.

• По второй формуле вычисляется производная по времени от отношения ресурсов компании к ресурсам, направленным на ее ликвидацию. Она обязывает руководителей ограничить сбор такой информации разумными рамками самосохранения.

Закон может действовать в трех вариантах.

• 1-й вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе.

• Результат стихийного действия закона. Персонал будет стараться собирать как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др., не задумываясь о ее упорядоченности и объеме.

• На этот процесс может уйти много финансовых средств.

• Компании могут подбросить ложную информацию, которая несомненно будет принята.

• В результате бессистемной, но естественной гонки за информацией компания может понести серьезные убытки.

Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

• Результат действия закона. Персонал будет стараться принести руководителю как можно больше информации о конкурентах, рынках сбыта и др.

• Роль руководителя будет заключаться в просмотре всей информации и отборе существенной.

• Это весьма трудная работа, и руководитель может что-то важное пропустить.

• Если пропущенная информация приведет к отрицательным результатам, то персонал во всех грехах обвинит руководителя.

• Таким образом, этот вариант самый тяжелый для руководителя.

• Лучше не знать всем, чем знать одному.

3-й вариант: руководитель и подчиненные знают о законе

• Результат действия закона будет самым благоприятным.

• Все работники в рамках своих полномочий и ответственности собирают, обрабатывают информацию, делают выводы и сообщают об этом заинтересованному специалисту компании.

• При этом варианте дезинформация с большей вероятностью будет опущена для дальнейшей аналитической работы.

• Наличие устойчивого канала информации увеличивает вероятность поступления нужной для работника информации.

• Закон требует от руководителей создания и развития источников информации, организации повышения квалификации своих сотрудников, внедрения передовых информационных технологий, в том числе АРМ.

Следствия закона информированности

• Информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

• Руководитель, используя характеристики информации имеет возможность создать первоклассный информационный ресурс своей организации.

• Важнейшее приложение закона - рекламная деятельность.

Закон единства анализа и синтеза.

• Суть анализа (декомпозиции) состоите разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих.

• Суть синтеза (агрегирования) - в соединении (мысленном или реальном) простых составляющих объекта в единое целое.

• Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга.

Анализ (разделение) системы может идти по трем путям:

• Выделенные части независимы друг от друга и сохраняют при этом все свои свойства;

• Выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют ряд неосновных свойств;

• Выделенные части зависимы друг от друга и при разделении теряют основные свойства.

• При различных путях выделения анализ частей должен проводиться так, чтобы не были потеряны важные свойства частей и была бы реальная польза для всей организации.

• Важная сторона аналитической работы - анализ причинно-следственных связей между выделенными частями.

• Трудность аналитической работы состоит в определении элемента, до которого следует производить разделение целого.

• Осуществляется на базе взаимной необходимости и взаимодействия.

• Получение при объединении элементов нового целого работоспособного образования, потенциал которого выше суммы потенциалов объединенных элементов, носит название эмерджентность.

• Это явление находится в рамках диалектического закона перехода количества в качество.

• Эффект синергии - составная часть эмерджентности.

• Она больше относится к явлениям (компаниям, объединениям, союзам), а синергия - к процессам, происходящим в элементах организаций.

• Закон: каждая материальная система: живой организм и социальная организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: разделение - преобразование - объединение - преобразование. Скорость и результат преобразования зависят от диапазона изменения внешней и внутренней среды.

• Преобразования могут носить как позитивный, так и негативный характер в зависимости от изменения внешней или внутренней среды и времени преобразования.

• Для организации и человека необходимы внешние потрясения и внутренние противоречия, конечно, не доводящие до патологических проблем.

• Что касается человека, то наличие внешних и внутренних возмущающих воздействий удлиняет его жизнь за счет мобилизации невостребованных ранее жизненных сил.

• Полное согласие в коллективе - это условие неэффективной работы организации и возможной ее ликвидации или банкротства.

Для реализации данного закона руководитель должен придерживаться

следующих принципов:

• Составлять и реализовывать программы постоянного совершенствования организации, ее элементов и подразделений;

• Привлекать к этой работе лучших специалистов или консультантов;

• Проводить маркетинг внешней среды;

• Сокращать затраты на производство продукции;

• Уменьшать время нахождения запасов и промежуточной продукции на складах;

• Использовать современные информационные технологии управления.

Реализация закона происходит в трех вариантах:

• 1-й вариант: руководитель и подчиненные ничего не знают о законе единства анализа и синтеза.

• Результат стихийного действия закона. В любой организации постоянно идут формальные и неформальные преобразования на уровне удобства работы (текучка).

• Они могут идти в ногу со временем, тогда это процесс неявной, но эффективной реализации закона.

• Любое несоответствие, достигшее критических значений, начинает проявлять себя в увеличении проблем компании.

• При обнаружении таких проблем уже созревшими у руководителей не будет достаточно времени для своевременного проведения реструктуризации или диверсификации компании.

2-й вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

• В статическом режиме руководитель оценивает только полноту соответствия преобразований в организации требованиям среды.

• Персонал при этом вообще не приветствует никаких преобразований на будущее.

• При нарастании несоответствий руководитель должен убедить персонал в необходимости проводить преобразования.

• Это весьма трудная работа и руководитель может что-то важное пропустить, так как персонал помогать ему конструктивно не будет.

• В случае наступления больших несоответствий персонал примет живейшее участие в данном процессе, но будет уже поздно.

• Это тяжелый вариант для руководителя.

3-й вариант: руководитель и подчиненные знают о законе.

• Результат действия будет самым благоприятным.

• Весь персонал в рамках своих полномочий и ответственности вносит свой вклад в позитивное действие закона.

• Составляются планы преобразования ключевых структур и процессов исходя из поступающей информации или результатов моделирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: