История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ




 

Важнейший принцип Пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем[4].

По прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927г. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам.

Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать принятие в 15.07.1964 г Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» № 2688-VI[5], когда произошло окончательное становление пенсионной системы СССР и государство полностью взяло на себя обязанности по выплатам пенсий.

Третий всесоюзный съезд колхозников, состоявшийся 25-27 ноября 1969 года, утвердил устав колхозов, где впервые указано о социальном страховании колхозников, был создан централизованный союзный фонд социального страхования колхозников; в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Постановлением СМ СССР № 59 от 3. 08.1972 года было утверждено Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий»[6], где закреплены размеры пенсий: минимальный – 50 руб., максимальный - 120 руб.

Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования[7].

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80-х годов, когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться с возложенными на неё функциями.

Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» [8], принятый 15.05.1990 года, явился основой для проведения пенсионной реформы, в ходе которой предполагалось решить основной вопрос социальной политики государства – стабилизации и значительного подъема материального положения пенсионеров сокращения численности малообеспеченных граждан. Принятый закон РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР», явился основой для проведения пенсионной реформы в РСФСР.

Пенсионный фонд РФ был образован 22.12.1990г. постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[9] для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов; Положением о Пенсионном фонде России, утверждённым 27.12.1991г., постановлением Верховного совета Российской Федерации № 2122-1, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992г. в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27.09.2000г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ»[10]. Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов[11].

В 1997г. вступил в силу Федеральный Закон РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 1.04.1996.г. (в ред. от 5.04.2013г.). В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель[12]. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в ред. от 28 12.2013 года)[13], в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в ред. от 28 12.2013 года)[14] еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

С 2005г. на Пенсионный фонд РФ также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

С 2007г. на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на государственный материнский (семейный) капитал. Однако в конце декабря 2008г., в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 01.01.2009г. направлять средства государственного материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами государственного материнского (семейного) капитала.

Таки образом, история развития пенсионного обеспечения граждан в России показывает, что параллельно развитию общества, изменению экономике страны для необходимости социально защиты граждан необходимо совершенствовать и изменять пенсионное законодательство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: