Прикладные исследования и разработки




Лекция: Основные понятия в области

Научного педагогического исследования

Вопросы:

1. Обоснование актуальности темы исследования.

2. Определение проблемы исследования.

Вопрос 1. Актуальность темы исследования

Актуальность исследования – критерий оценки качества научных исследований, характеризующий степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.

Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания, характеризует противоречия, возникающие между общественными потребностями и наличными средствами их удовлетворения.

Критерий актуальности динамичен, зависит от времени, конкретных условий и специфических обстоятельств. Тема актуальная сегодня, завтра может потерять остроту; вопрос, важный для работы в сельской школе, в условиях города будет иметь второстепенное значение; проблемы, волнующие начинающего педагога, не всегда актуальны для опытного, квалифицированного педагога. Актуальные исследования тесно связаны с уровнем развития народного образования, экономикой страны, её научным потенциалом, задачами, которые ставятся и решаются в данный исторический момент.

Критерий оценки актуальности исследований – перечень признаков, на основе которых оценивается актуальность планируемых и полученных результатов научно-педагогических исследований.

Фундаментальные исследования

Высокоактуальные исследования. Существует остро выраженная потребность в разработке проблемы. Решение проблемы может положительно повлиять на многие стороны практики. Тема в науке не разработана или разработана очень слабо. Имеются лишь отдельные публикации по этому вопросу. Разработка теории вопроса может существенно изменить наши представления по принципиальным вопросам педагогики, открыть новые направления прикладных исследований.

Актуальные исследования. Практическая потребность в решении проблемы достаточно выражена. Решение проблемы положительно скажется на разных сторонах практики. Тема в науке разработана слабо. Имеется много противоречивых подходов. Разработка темы может дополнить наши представления по ряду теоретических вопросов. Открываются перспективы для прикладных исследований.

Малоактуальные исследования. Практическая потребность в разработке темы незначительная. В общем проблема изучена удовлетворительно, хотя отдельные вопросы не решены. Тема достаточно разработана, опубликовано большое число работ, раскрывающих данный вопрос, проблему. Разработка темы может конкретизировать некоторые теоретические вопросы, представляющие интерес для небольшого круга лиц.

Неактуальные исследования. В настоящее время в исследовании подобного рода нет необходимости. Для практики эта проблема незначима. Имеется множество прикладных работ, удовлетворительно решающих эту проблему. Изучение темы, проблемы ничего не изменит в теории. Полученные данные будут дублировать существующие представления без каких-либо их уточнений и дополнений.

Прикладные исследования и разработки

Для определения актуальности прикладных исследований и разработок главное значение имеет практическая потребность в них и степень неудовлетворенности существующим в практике положением: обеспечен ли учебно-воспитательный процесс соответствующими учебниками, пособиями, методиками? Насколько хорошо они решают поставленные задачи? Предлагается следующая градация работ.

Высокоактуальная разработка. Потребность в разработке очень велика. Нет учебников, методических пособий по данной теме или области воспитательной работы. В данной методике нуждаются учителя, учащиеся и другие лица.

Актуальная разработка. Потребность в разработке велика. Существующие учебники, программы, пособия неудовлетворительно решают проблему, не обеспечивают требуемый уровень обученности, воспитанности учащихся. В данной разработке нуждаются учителя, учащиеся.

Малоактуальная разработка. Потребность в разработке невелика. На практике эта проблема решена удовлетворительно. Отдельные частные вопросы нуждаются в совершенствовании.

Неактуальная разработка. Вопрос решен положительно. Существующие учебники, программы, пособия обеспечивают необходимый уровень обученности или воспитанности. Разработка новых методик в настоящее время нерациональна.

Социальная эффективность результатов научно-педагогических исследований общие позитивные изменения в результате внедрения полученных знаний в практику в уровне жизни людей, удовлетворении их потребностей, в накоплении полезной информации, в улучшении сферы быта, услугах и т.д. Для большинства научно-педагогических исследований характерен социальный эффект. Он проявляется в повышении уровня образования, культуры, профессиональной подготовки молодежи, ее всестороннем развитии, устранении негативных явлений в жизни общества, снижении второгодничества, правонарушений, рационализации умственного и физического труда, формировании полезных навыков и привычек, достижении более высокого уровня воспитанности, обученности и т.д.

Экономическая эффективность результатов научно-педагогических исследований – прибыль, которая может быть получена от внедрения результатов исследований в практику (например, экономия средств от рационального размещения сети школ, от сокращения сроков обучения, снижения второгодничества и т.д.). Экономическая и социальная эффективность взаимосвязаны. Квалифицированные и более образованные работники дают продукцию лучшего качества, быстрее осваивают передовую технологию, активнее участвуют в изобретательской и рационализаторской деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: