Задачи и структура учебного курса




Лекция: Вводная. Цель и задачи учебного курса

Вопросы:

1. Сущность основных понятий в области научного исследования.

2. Задачи и структура учебного курса.

Вопрос 1.

Сущность основных понятий в области

Научного исследования

 

Прежде чем, формулировать цель и задачи изучаемого учебного курса, целесообразно обратиться к сущности основных понятий в области научного педагогического исследования.В этой связи, используя научную психолого-педагогическую и справочно-энциклопедическую литературу, дадим определение этих понятий.

Исследование (в педагогике) –процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, её содержании, принципах, методах и организационных формах.

Объектами исследования в педагогике служат педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива). (Например, образование как явление, как процесс и как результат)

Предметом исследования являются совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогического объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решений. Т.о., предмет исследования – более узкое понятие, чем его объект. Он является частью, стороной, элемента объекта исследования. (Например, объектом может быть процесс обучения, а предметом только методы обучения (часть процесса обучения)).

Каждый начинающий исследователь, приступая к работе, должен получить чёткое представление о сущности, структуре, очерёдности этапов и основных требованиях, предъявляемых к педагогическим исследованиям (О структуре и очерёдности этапов поговорим позже, в одной из лекций). Раскроем сущность понятия «педагогическое исследование» (Этот материал идёт в развитии курса и в большинстве своем адресован тем, кто в дальнейшем будет заниматься магистерскими и диссертационными исследованиями).

Полонский В.М. в словаре по образованию и педагогике педагогическое исследование определяет как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно новых знаний о закономерностях обучения и воспитания, методике преподавания различных учебных дисциплин, организации учебно-воспитательной работы, теории и истории педагогики[1].

По направленности и конечному результату в научной литературе Зеер Э.Ф., Новосёлов С.А. и Мыманюк Э.Э. выделяют три вида педагогических исследований[2].

Педагогические исследования
Фундаментальные (разработка концепций и моделей развития педагогических систем) Прикладные (изучение отдельных сторон педагогического процесса, выявление закономерностей педагогической практики) Разработки (обоснование конкретных научно-методических рекомендаций на основе уже известных теоретических положений)

 

По идентификационным (т.е. тождественным, одинаковым) признакам объектов педагогической инноватики они различают следующие исследования[3]:

Объекты исследовательской деятельности Идентификационные признаки объектов педагогических инноваций
Педагогический процесс Способ организации образования, внешние и внутренние факторы (условия), формирования, воспитания и развития участников педагогического процесса
Содержание образования, воспитания и развития Знания, умения, навыки, компетенции: мотивы, отношения, ценностные ориентации, способности, образованность и воспитанность. Объём, структура и взаимосвязь этих признаков
Методы (технологии) обучения, воспитания и развития как система взаимосвязанных действий педагогов и обучаемых по усвоению содержания образования, способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия, а также развития социально-значимых качеств личности Образовательные (педагогические) действия и операции, их последовательность, чередование и взаимосвязь параметры и условия их выполнения
Педагогические средства Педагогически ориентированные материальные предметы, устройства, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции воспитания и развития обучающихся
Исторический процесс развития педагогических знаний и образовательной практики Состав, содержание и задачи образования в разные исторические эпохи, их сопоставление и сравнительное исследование образовательных систем разных стран, а также анализ творчества выдающихся педагогов
Теоретико-методологические основания развития педагогической науки Структура и динамика организации научной деятельности функционирования педагогической науки и её взаимодействия со смежными науками, а также методики оценки научных результатов

Важнейшие характеристики научного исследования:

· систематичность,

· эмпиричность.

Систематичность – это строгая и чёткая последовательность проведения всех этапов исследования, благодаря которым исследователи осуществляют системный подход.

Помимо систематичности, важнейшей характеристикой педагогического исследования является его эмпиричность.

Эмпиричность – производная от понятия «эмпиризм». В «Энциклопедии профессионального образования» «эмпиризм» (от греч. – опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему»[4].

Эмпиричность подразумевает, что предположения разработчика, касающиеся различных сторон исследования и его результатов, могут быть подвергнуты объективной критической проверке другими лицами, а не только самим исследователем. Научное педагогическое исследование должно основываться на точно установленных, допускающих эмпирическую проверку фактах, опираться на известные теории, строиться на логико-конструктивных схемах, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в других научных работах.

Приведём критерии оценки процесса научно-педагогического исследования:

· правильная постановка проблемы фиксирует проблемную ситуацию, то есть отражает нечто неизвестное в объекте;

· теоретико-методологическая обоснованность исследования отражает (подразумевает) подходы и принципы исследования, адекватность объекта и предмета исследования теме диссертационной работы, а также состоятельность гипотезы;

· научность понятийного аппарата предполагает употребление предварительно эксплицированного (т.е. объяснённого) научного понятийного аппарата, а также его необходимость и достаточность (если в новых понятиях и терминах нет нужды – они не должны вводиться в структуре понятийного аппарата исследования);

· научность методов исследования предполагает, что методы исследования позволяют получить достоверную информацию об объекте исследования, обеспечивают предпосылки для установления его сущности;

· воспроизводимость результатов исследования отражает принципиальную возможность проверки достоверности проведённого исследования;

· включённость в конкретные инновационные процессы в образовании, отражает принципиальную возможность проверки достоверности факта и наличия социально-экономического эффекта от использования результатов диссертационного исследования в конкретных инновационных процессах в образовании.

В качестве критериев оценки результатов научного исследования выступают:

· новизна результата, подчёркивающая качество нового знания: изменение содержания знания, переосмысление, переоценка старых знаний, их уточнение и, в известном смысле, отрицание, полученные на основе анализа идентификационных признаков объекта исследования;

· практическая инновационная значимость – социально-педагогическая полезность продуктов исследования в конкретных инновационных процессах в образовании;

· нравственно-этическая направленность – социально-педагогическая безопасность и здоровьесбережение[5].

При проведении научно-педагогического исследования необходимо:

· исходить из объективности педагогических явлений – они существуют и развиваются в силу действия внутренних объективных законов, противоречий, причинно-следственных связей;

· обеспечить целостный подход в изучении педагогических явлений и процессов;

· изучить явление в его развитии;

· изучить данное явление в его связях и взаимодействии с другими явлениями;

· рассматривать процесс развития как самодвижение и саморазвитие, обусловленное присущими ему внутренними противоречиями, выступающими как движущая сила и источник развития[6].

 

 

Вопрос 2.

Задачи и структура учебного курса

Основными задачами учебного курса являются следующие:

· раскрыть сущность основных понятий в области научного педагогического исследования;

· дать общую характеристику научного исследования;

· раскрыть структуру и логику научного исследования, познакомиться с процессом его подготовки, организации и апробации;

· познакомиться с характеристикой методов исследования, развить умения их использования в процессе выполнения творческих и исследовательских работ;

· приобрести умения и навыки правил оформления диссертационной работы.

Структура настоящего курса представлена в соответствии с поставленными выше задачами.

Логика построения учебного курса следующая:

· методология педагогического исследования,

· основные понятия в области научного педагогического исследования,

· структура и логика научного исследования, технология организации исследовательской деятельности по педагогике,

· методы педагогического исследования,

· технология работы с информационными источниками и текстовым материалом,

· виды и специфика подготовки научно-педагогических сообщений, научно-педагогических текстов.

/Подробнее материал о содержании учебного курса представлен в рабочей программе/.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: