Во всех программах математики 1-4 классов, а в учебниках конкретизируется, что ведущую роль при изучении геометрического материала играют наблюдения и систематически проводимые практические работы по формированию умений и навыков, связанных с построением, конструированием, графическим моделированием геометрических фигур. При этом необходимо формировать словесное описание выполняемых действий, грамотно использовать принятую символику и терминологию.
В 1 классе учащиеся должны овладеть навыками построения и измерения отрезков с точностью до 1 см. Необходимо следить за последовательностью (алгоритмом) и точностью выполняемых действий, за правильностью использования измерительных и моделирующих инструментов (линейка, карандаш, угольник, циркуль и др.).
Знакомясь с отрезком как геометрическим образцом учащиеся должны осознать:
-отрезок- часть прямой, имеет начало и конец, отрезок вычерчивается с помощью линейки
- длина отрезка обладает свойством иметь протяженность, длину отрезка можно выразить числом.
Поэтому учитель показывает, как строить отрезок, как чертить отрезок заданной длины, как измерить длину отрезка: наачло отрезка должно совпадать с отметкой ноль на делении линейки, а конец- с цифрой, обозначающей числовое значение длины отрезка.
Учащиеся выполняют задания по измерению длин отрезков и их вычерчиванию, построению отрезков, равных сумме длин отрезков, нахождению разности длин отрезков и т.д. и осознают, что отрезки обладают свойствами: их можно складыват, вычитать, умножать длину отрезка на число, делить отрезок и длину отрезка на одинаковые и неодинаковые части.
Оперируя отрезками и другими геометрическими фигурами, учащиеся осознают, что отрезок может быть общей стороной нескольких геометрической фигур. Для этой цели предлагается геометрическая фигура, в которой, например, нужно найти отрезок ВК, назвать фигуры, содержащие отрезок ВК.
С
В D
А К
С опорой на это понимание выполняются задания на построение отрезка внутри геометрической фигуры так, чтобы образовалось несколько новых геометрических фигур. Например,
провести внутри прямоугольника отрезок так, чтобы получились: треугольник и пятиугольник,
два треугольника
треугольник и четырехугольник
два четырехугольника и т.д.
Такие задания развивают мышление, воображение, пространственные представления, закрепляют понятия о геометрических фигурах, их свойствах.
Программой предусмотрено построеие треугольника, четырехугольников, прямоугольника, квадрата на линованной и нелинованной бумаге.
Существующими программами предусмотрено:
-построение геометрических фигур на нелинованной бумаге с помощью циркуля и линейки;
-построение прямого угла;
-построение прямоугольника, квадрата;
-построение треугольника по трем сторонам;
-по прогаммам «Гармония», «Начальная школа XXI века» построение фигуры, симметричной данной