Влияние алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов




Особое место в вопросах безопасности труда занимает влияние алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на организм чело­века. Временное повышение активности после принятия алкогольных напитков объясняется тем, что алкоголь сначала притупляет чувство усталости, но затем наступает резкий упадок сил.

Продолжительность воздействия одинаковых доз алкоголя на различных людей неодинакова, но в среднем за один час в организме человека окисляется около 7 г этилового спирта (96%). По результа­там исследований, проведенных в Германии, ученые пришли к выво­ду, что каждые выпитые 20 г водки или 300 г пива не позволяют во­дителям автотранспортных средств в течение часа садиться за руль автомобиля. Всестороннее изучение действия алкоголя на организм


17 человека говорит о том, что действие 200 г водки не позволяет води­телю сесть за руль и на следующий день.

Нарушения последовательного протекания условных рефлек­сов, т.е. реагирования и способности принимать решения, могут быть вызваны не только алкоголем, но и применением наркотических и лечебных препаратов. Лечебные препараты хотя и необходимы, но в рабочее время применяются только при согласовании с врачом.

Следует избегать препаратов, содержащих снотворное, они зна­чительно тормозят центральную нервную систему и удлиняют время реакции.

Для определенных категорий работающих в рабочее время за­прещен прием препаратов против аллергии.

Опасность представляют не только вещества, подавляющие деятельность центральной нервной системы, но и препараты, возбуж­дающие ее. Следует помнить, что на некоторых людей содержащийся в кофе или чае кофеин действует не как стимулятор, а наоборот — тормозит деятельность центральной нервной системы.

Особенно опасно для здоровья человека употребление наркоти­ков, так как они действуют преимущественно на нервную систему. Применение их в малых дозах вызывает ложное ощущение благопо­лучия, приятного успокоения или возбуждения, а некоторые наркоти­ки вызывают также иллюзии и даже галлюцинации. После нескольких приемов употребления наркотиков у человека появляется резко вы­раженное болезненное влечение к ним. Появляется потребность к увеличению дозы применения. При больших дозах наркотики вызы­вают состояние выраженного опьянения, оглушенности, острого отрав­ления. У лиц, употребляющих наркотики, появляется абстиненция, т.е. болезненное состояние, развивающееся в организме при отсутст­вии в нем привычного яда.

При длительном употреблении наркотиков обычно развивается хроническое отравление организма с поражением центральной нерв­ной системы и внутренних органов. Наблюдается резкое нарушение психики (раздражительность, тоска, апатия), снижение умственных способностей (памяти, внимания, мышления).

Безопасность труда в значительной степени определяется кол­лективной сознательностью работающих, ответственностью каждого за результат работы всей бригады, цеха, предприятия. Благоприят­ный психологический климат в коллективе, пропаганда здорового об­раза жизни, улучшение социально-бытовых условий жизни позволяет успешно проводить мепшщцятия по охоане труда и обеспечению безопасной жизнедеятельности.


2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫОХРАНЫТРУДА 2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫПО ОХРАНЕ ТРУДА

Правовой основой организации работы по охране труда в рес­публике является Конституция Республики Беларусь (ст. 41, 45, 46). Она гарантирует права граждан на здоровые и безопасные условия тру­да, на отдых, охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

Статья 41 гарантирует гражданам РБ право на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призва­нием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопас­ные условия труда. Статья 45 гарантирует гражданам РБ право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных уч­реждениях здравоохранения.

Положения Конституции конкретизированы в Трудовом кодексе Республики Беларусь, а также в постановлениях, приказах, распоря­жениях государственных органов, министерств и ведомств.

Трудовой кодекс (ТК) определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников; предусматривает сис­тему государственного и общественного надзора и контроля за соблю­дением законодательства об охране труда; регламентирует деятель­ность службы охраны труда.

В Законе РБ «Об основах государственного социального стра­хования» от 31.01.1995 г. №3563-ХП в рамках общих вопросов страхо­вания граждан предусмотрены вопросы страхования их также от не­счастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. №2583-ХП (в редакции Закона от 23.05.2000 г. №397-3) направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факто­ров среды обитания на здоровье населения, устанавливает государст­венный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и ги­гиенических нормативов.

Закон РБ «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-3 устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в РБ.

Закон РБ «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г. №262-3 устанавливает правовые отношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм. Закон определяет норма­тивные документы по стандартизации: государственные стандарты РБ; государственные строительные нормы; государственные классифика­торы технико-экономической информации РБ; отраслевые нормативные


документы по стандартизации; стандарты предприятий; предусмат­ривает порядок их разработки, принятия и отмены.

Закон РБ «О пожарной безопасности» от 15.06.1993 г. №2403-ХП устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, государственными комитетами, концер­нами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также гражданами. Закон определяет право­вую основу и принципы организации пожарной безопасности.

Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов» от 10.01.2000 г. №363-3 определяет правовые, эконо­мические и социальные основы производственных объектов. Закон на­правлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

Коллективные договоры и соглашения регулируют трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и рабо­тающими у него работниками (гл. 35 ТК).

По сфере действия все нормы и правила по охране труда под­разделяются на единые и отраслевые.

Единые нормы и правила закрепляют одинаковые для всех от­раслей хозяйства требования охраны труда. К ним относятся Строи­тельные нормы и правила (СНиП), Санитарные правила и нормы (СанПиН), Правила устройства электроустановок (ПУЭ), Нормы ра­диационной безопасности (НРБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и др.

Отраслевые нормы и правила действуют в отдельной отрасли хозяйства и содержат требования по охране труда, специфические только для данной отрасли.

Типовые инструкции разрабатываются научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и другими институтами, предприятиями и т.д. по указанию соответствующих министерств.

Инструкции, разрабатываемые на каждом предприятии руко­водителями цехов, участков, отделений, в отличие от типовых, учиты­вают специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.

Система стандартов безопасности труда — комплекс взаи­мосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.001—82).

Основными задачами стандартизации являются: определение еди­ной системы показателей необходимого уровня надежности в зависимо­сти от назначения машин, механизмов, оборудования, станков и условий их применения; установление единых терминов и обозначений в облас­ти безопасности труда, создание системы стандартов безопасности труда.


Стандартизация — установление и применение правил с це­лью упорядочения деятельности в определенной области. Стандарти­зация вводится при участии всех заинтересованных сторон, в частно­сти, для достижения оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандарт — нормативно-технический документ, устанавли­вающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартиза­ции и утвержденный компетентным органом. ССБТ является состав­ной частью государственной системы стандартов.

Установлены следующие категории стандартов: ГОСТ— госу­дарственный стандарт; РСТ— республиканский стандарт; СТП — стандарт предприятия.

Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями и организациями государства.

Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли (например, строителей).

Стандарты предприятий обязательны только для предприятия, утвердившего их.

Стандарты, входящие в ССБТ, подразделяются на подсистемы, обозначаемые цифрами от 0 до 9.

Подсистема 0 — организационно-методические стандарты основ построения системы, устанавливающие цели, задачи, структуру ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, порядок внедрения и контро­ля за соблюдением стандартов.

Подсистема 1 — стандарты требований и норм по видам опас­ных и вредных производственных факторов, устанавливающие их пре­дельно допустимые значения, методы контроля и защиты работающих.

Подсистема 2 — стандарты требований безопасности к произ­водственному оборудованию.

Подсистема 3 — стандарты требований безопасности к произ­водственным процессам.

Подсистема 4 — стандарты требований к средствам защиты ра­ботающих (классификация средств защиты, методы их оценки и др.).

Подсистема 5 — стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям.

Подсистемы 6...9 являются резервными для дальнейшего раз­вития ССБТ.

Подсистемы 0, 2...5 могут быть государственными, отраслевы­ми и республиканскими, а подсистема 0— также и стандартами предприятий. Стандарты подсистемы 1 должны быть только государ­ственными.


21 Принята следующая структура обозначения стандартов ССБТ: XX XX X XXX XX

(

I— Последние две цифры года регистрации стандарта*
--------- Порядковый номер в подсистеме

1 Порядок подсистемы (0,1,2,...)

1-------------------- 12 - шифр госстандартов

1-------------------------- Индекс (ГОСТ, РСТ, СТН)

Пример: ГОСТ 12.4.089—86 ССБТ «Строительство. Пояса предохрани­тельные. Общие технические условия» расшифровывается следующим обра­зом: ГОСТ— индекс, обозначающий государственный стандарт; 12— шифр госстандартов; 4 — номер подсистемы, обозначающий требования к средствам защиты работающих; 089 — порядковый номер в подсистеме; 86 — последние две цифры года регистрации стандарта.

* С 2000 г. — четыре цифры, например ГОСТ 12.0.002—2003.

Государственные стандарты ССБТ разрабатывают по планам, утвержденным Государственным комитетом по стандартам, и согласо­вывают с Государственной инспекцией труда РБ, Минздравом РБ и в необходимых случаях — с органами государственного надзора.

Отраслевые и республиканские стандарты разрабатывают на основе государственных с учетом особенностей безопасности труда в отрасли, республике. Их проекты согласовывают с отраслевыми комите­тами профсоюзов, а также с органами Государственного санитарного надзора, а при необходимости — и с другими органами надзора.

Стандарты предприятий ССБТ разрабатывают на предпри­ятиях силами соответствующих специалистов, отделов, служб и согла­совывают с профсоюзным комитетом предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: