Культура как нормы поведения




Неопозитивизм

Одним из распространенных фил. течений в XIX веке был позитивизм. Позитивизм в своем становлении прошел два этапа. Первый охватывает 30–40-е годы XIX века и связан с фил. школой его основопол. О. Конта. Вторая истор.форма позитивизма представлена махизмом и эмпириокритицизмом (Э. Мах (1838–1916), Р. Авенариус (1843-1896).

Неопозитивизм, таким образом, представляет 3 этап и являет себя в различн. вариантах: логич.позитивизм, фил. Лингвист. анализа или лингвист. фил. и т. д. По большому счету, история неопозитивизма – это история смены разл.способов анализа языка, идущая от логики к семантике, а от нее – к лингвист. анализу.

Осн. задача фил. состоит в логич. анализе языка науки. В качестве средств такого анализа предлагается использовать математ.логику и аксиоматич.метод. В отношении науки фил.призвана осуществить не разбор тех или иных конкретн.научн. теорий, а выполнить логич. анализ языка теории (совокупности готового знания).

Философия науки

Стремительные темпы развития науки, эволюция ее методов выдвинули немало проблем, решение которых не могло быть получено без привлечения фил.. Это проблемы уточнения предмета наук, истинности знания, детерминизма и причинности, взаимосвязи прибора и наблюдателя, возможности предсказания результатов эксперимента и другие методологич. аспекты познания структуры материальн.мира.

Представилели: Карл Поппер, Т. Кун. Широкую известность получила его книга “Стр-ра научн. революций”, в кот. рассмотрены важные проблемы науки.

Философская антропология

Первая половина XX века прошла под знаком поворота западной фил. к человеку. Множество фил. концепций, так или иначе затрагивающих проблему человека, образуют сферу философии, именуемую фил. антропологией. Осн. смысл этого термина отражает нацеленность фил. мысли на углубленное познание чел. природы, выявление жизнен. проблем и возможн. чел..

В 70-х годах происходит переосмысление проблематики фил. антропологии, продиктованное стремлением расширить конкретно-научную базу фил.-антропологич. объяснения чел.. Предпринимается попытка на новом уровне преодолеть рамки естественнонаучного анализа чел. природы и привлечь для ее рассмотрения науки о духе и культуре, то есть речь идет о “новой антропологии”. Фил.-религиозная антропол.рассматривает чел.как верующее существо, строящее свою жизнь в прямой завис. от хар-ра отнош. с Богом, с трансцендентным Божеств. началом (Г. Э. Хенгстенберг, Ф. Хаммер).

Экзистенциализм(философия существования)

Экзистенциализм – своеобразная фил., не умещающаяся в рамки традиц. представлений. Ее специфичность обусловлена особым интересом к так называемым индивид. смысло-жизненным вопросам, первое место среди которых занимают проблемы чел. существования, судьбы личности в совр. мире. В рамках самих же вопросов внимание экзистенциалистов направлено на осмысление вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и долгу, наконец, к смерти. Лишь в той мере, насколько эти вопросы соприкасались с проблематикой науки, морали, религии, фил. истории, последние представляли интерес для экзистенциалистов.

Персонализм

Персонализм (от латинского – личность) – теистическое направление современной фил.. Само название свидетельствует о признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности – Бога.

Прагматизм

Прагматизм – одно из влиятельных фил. теч.XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греч. слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют фил. дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единств.критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм восприним. как одна из форм некой житейской фил.. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существ. признаков прагматизма. Истоки прагматизма лежат в немецкой фил., в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше.

23.Истоки и основные этапы развития философской мысли Украины.

Философские идеи в культуре Киевской Руси.

Истоки укр.фил.культуры следует искать в культуре Киевской Руси (9-13 в.). Именно в эпоху Киевской Руси закладываются основы укр. нац. хар-ра и менталитета. Осн.чертами укр. типа мышления исследователи считают:

1. индивидуализм, который неразрывен с идеей равенства, уважением к другому человеку, его свободе и неприятием деспотизма в какой бы то ни было форме;

2. поиск правды, смысла человеческой жизни в отличие от западноевропейской ориентации на абстрактным поиск истины;

3. выраженное поэтическое восприятие действительности, приоритет "сердца" над "разумом".

Специфика укр. фил. обусловлена "срединным положением" наших земель между Востоком и Западом, Европой и Азией. Напомним, что по Днепру проходил один из важнейших в то время торговых путей "из варяг в греки". Подобное расположение на перекрёстке различн. культ. традиций обусловило открытость формирующегося укр. этноса различным религиозным, эстетическим и мировоззренческим влияниям, которые уже в культуре Киевской Руси были трансформированы в единое и самобытное целое.

Фил. мотивы прослеживаются во многих литературных произведениях эпохи Киевской Руси. В своей летописи Нестор размышляет над преемственностью истории, роли божественного проведения в судьбах народов и государств, причинах войн и междоусобиц. Размышляет о мировой истории в своём "Слове о законе и благодати" киевский митрополит Илларион. По его мнению, история является воплощением бытия, выраженного в движении все новых и новых нардов к благодатному христианскому откровению. Илларион отстаивал принципы гармонии во взаимоотношениях небесного и земного, дух. и телесного.

Философское знание в братских школах и Киево-Могилянской академии.

Начиная с 14 века происходит активное формирование укр. культ. традиции. В условиях борьбы с монголо-татарским игом и противостояния наступлению католицизма с Запада, происходит консолидация укр. этноса. В этих условиях, в укр. городах возникают православные организации - братства, ставящие своей целью сохранение нац. образоват. и культурной традиции.
Объединение Литвы и Польши в Речь Посполитую => Критикуя наступление католицизма на укр. земли, писатели-полемисты попутно поднимали многочисленные фил. вопросы, такие как проблема соотношения Бога и мира (Иван Вишенский), проблема самопознания как морального самосовершенствования и реализации себя в "умном делании"(Исайя Копинский), рассмотрение человека как активного и творческого начала общественной жизни (Герасим и Мелетий Смотрицкие).

В 17 веке центром укр. фил. становится созданный в 1632 году по инициативе Киевского митрополита Петра Могилы Киево-Могилянский коллегиум, впоследствии реорганизованный в Академию. Фил. преподаётся в этом учебном заведении в качестве самостоятельной дисциплины. Изменяется и предметное поле фил.- она переориентируется с богословских вопросов на проблемы познания природы и человека. То есть, можно утверждать, что благодаря деят. преподавателей Киево-Могилянской академии существенно усиливается западноевропейское влияние на укр. фил.В сферу научных интересов профессоров этого заведения входят фил. учения Макиавелли, Галилея, Френсиса Бекона, Декарта, Спинозы, Лейбница. То есть, преподавание фил. велось на совр.фил. материале в соответствии со сложившимися в Европе традициями. Крупнейшими представителями фил.школы Киево-Могилянской академии были Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Иннокентий Гизель, Григорий Щербацкий.

Григорий Сковорода. Жизнь и учение.

Крупнейшим укр. фил. 18 века, и, наверное, одним из наиболее самобытных и глубоких славянских мыслителей всех времён, был Григорий Сковорода. Значит. часть своей жизни Сковорода провёл в странствиях, излагая жителям укр. городов и сёл своё учение и подтверждая это учение собств. жизнью. Не случайно, Сковороду называют часто "укр. Сократом".

В основе фил. Сковороды лежит учение о двух природах: видимой и невидимой, внешней и внутр., сотворенной и божественной. Для Сковороды значимой является невидимая, внутренняя, божественная сущность бытия. Только постигая её чел. может открыть смысл жизни и обрести подлинное счастье, "мир душевный".

Важное место в учении Сковороды занимает концепция трёх миров: 1) макрокосмос или окружающий мир; 2) микрокосмос или внутр. мир человека; и 3) символич.мир, воплощен. в Священном Писании, которое помогает открывать универсальные смыслы и даёт подлинные знания. Оптимальн. путём познания для Сковороды является самопознание, поэтому вслед за Сократом он исповедует принцип: "Познай самого себя".

Сковорода настаивал на том, что каждый человек предрасположен к определ. виду деят-ти. В соответствии с этим учением о сродном труде, главн.задача педагога - помочь чел. открыть эту предрасположенность, найти своё жизненное призвание. Реализация этого призвания позволяет чел. реализовать смысл собств. жизни.

Украинская философия 19-20 века.

В начале 19 века происходит так называемое Слобожанское возрождение, для которого характерен значительный интерес к украинскому фольклору, истории, культуре. Центром этого возрождения стал созданный в 1804 году Харьковский университет. Значительным событием интеллектуальной и культурной жизни на Украине стало открытие в 1834 году Киевского университета.
В это время формируется укр. фил.традиция с ярко выраженным нац. вектором. Одним из её представителей был первый ректор Киевского университета Михайло Максимович - автор интересной фил. концепции понимания природы как произведения искусства, каждая часть кот. свидетельствует о божественном целом.

Влияние концепт. подходов Максимовича испытал на себе выдающийся укр. историк и писатель, один из основателей и главн. идеологов Кирилло-Мефодиевского братства Николай Костомаров. Историческим идеалом общественно-гос. устройства для Костомарова были Киевская Русь и Запорожская Сечь, ставшие наиболее чистым воплощением укр. духа. В основу истор. развития, по мнению Костомарова, должны быть положены два принципа: любовь к человеку и любовь к Богу.

Для развития укр. фил. важное значение имеет творчество выдающихся укр. писателей и поэтов. Н. Гоголь, Леся Украинка, И. Франко, М. Коцюбинський, Панас Мирный и другие писатели в своих произвед. Художеств. методами пытались осмыслить бытие укр. народа, специфику его культуры и менталитета, место в системе мир. культуры. Особенно важным в данной связи является жизнь и творчество Т. Шевченко, ибо именно ему удалось наиболее аутентично выразить специфику украинского миропонимания, надежды и чаяния нашего народа, его противореч. и не всегда благосклон. судьбу.

Крупнейш. представителем академич.укр. фил. 19 века был оригинальный мыслитель и историк фил. Памфил Юркевич. Фил. учение Юркевича называют "фил.сердца", поэтому он фактически продолжает линию Г.Сковороды. Именно фил. даёт человеку единое и целостное мировосприятие, направляя его к вечному и божественному. В основе представлений Юркевича о божественном лежит учение об идеях Платона.

Интересная модель развития естеств. и человеч. истории была создана выдающимся укр.мыслителем, первым президентом Укр. академии наук Вл. Вернадским. Вернадский с оптимизмом смотрел на перспективы развития чел. цивилизации и был уверен, что чел-во, благодаря воплощенному в науке разуму, преодолеет все трудности и создаст гармоничную модель мироздания.

Большая часть 20 века - это время господства марксизма в укр. фил.. Догматическое отношение к этому течению, а также периодические репрессии коммунист. режима, направленные против нац.интеллигенции, существенно ограничивали фил. потенциал укр.общества. В то же время, за советский период укр. истории существенно повысился уровень грамотности укр.народа и была создана мощная система органов высшего образования. Фил., как идеологическая наука, стала обязательным предметом в высшей школе. Правда, излагалось преимущественно марксистско-ленинское понимание фил. и свободомыслие безжалостно каралось.

Достаточно динамично развивается украинская философия в настоящее время. Среди её крупнейших представителей можно назвать Сергея Крымского. Вышла в 2000 году книга Сергея Крымского "Фил. как путь человечности и надежды". "Смысл жизни очень прост: он в том, чтобы сделать счастливым хотя бы одного человека, сформировать свой внут. мир и дать сказаться через него миру внешнему," - отметил Сергей

24.Основные направления и типологические характеристики Украинской философии.

Киевская Русь – точка отсчёта(9-10вв)

«Поучение Владимира Мономаха»

Громадная полит. тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом

Проблемы идеи национальности, нац.гордости, национальный идеи, идеи развития и сохранения самобытной украинской культуры, патриотизма, защиты родной земли,

25.Понятие метафизики и диалектики.

Диалектика означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Сегодня можно выделить 3 ее истор. формы – стихийн. диалектику древних, идеалистич. диалектику нем. классич.фил. и материалистич. диал. современности.

Стихийная диал. древних в наиболее ясной форме была выражена в фил. др. Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в пост. процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собств. противоположность.

Ряд диалектич. проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматр. диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противопол. мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалект. логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

В утверждении диал. взгляда на мир большую роль сыграла идеалистич. диал.нем. классич. фил. (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистич.диал. достигла в фил. системе Гегеля. Под диал. Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении осн. вопроса фил. и не могла быть до конца последовательной. По Гегелю, развитие окр. мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистич. «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей истор. формой диал. явилась ее марксистская модель – материалистич.диал. современности. Исследуя и материалист. перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диал. не только отличную от гегелевской, но и прямо противопол. ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диал. стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистич. оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диал. характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диал.а - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.

Диал. рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длит. развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Важнейшим принципом диал. является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов.

Антиподом диал. является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та метата физика - буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля - А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреч. мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.

В совр. обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:

1. Фил. как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Осн. ее категории -- это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.

2. Особая фил. наука - онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в совр. зап. фил..

3. Фил.способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная, существенная черта метафизики -- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире -- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

1. Старая метафизика - была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, фил. истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);

д) как движение, из которого изымается его сущность -- противоречие;

е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.

Виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности - бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

К ним следует добавить софистику и эклектику, которые зародились еще в др. Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».

26, 27.Исторические формы диалектики и ее принципы. Законы и категории

Термин диалектика возник еще в древности. Автор – Сократ. Смысл понятия менялся со временем. В древности диал. понималась как способ нахождения истины, как искусство точно и адекватно определять вещи. В новое время диал. подвергается критике и приобретает негативное истолкование. Диал. начала восприниматься как бесплодное истолкование. Так продолжалось до 18-19 веков. В философии Канта термин диал. приобрел позитивный характер. Гегель в своих трудах тоже реабилитировал диалектику. Гегель разработал диалектический метод, его основные принципы: Диал. выступает как учение о единстве мира и месте человека, функционирования всеобщих законов его развития. Вместе с материалистической диалектикой существует негативная диал. (Одорн), антологическая, экзистенциальная диал. В тих концепциях абсолютизируются фрагменты развития реальности. Одорн делает упор на процессы отрицания, считая, что человеку нужно критическое отношение к реальности. В современной диалектике различают:

I. Объективная диал. – все формы связи в реальн.

II. Субъективная диал. – отражение объективной диал. в сознании чел.

а. Стихийная форма: нет худа без добра.

б. Теоретическая форма.

Исторические формы диалектики:

1. Античной фил.: диал., для кот. характерно понимание мира как живого организма.

2. Немецкой класс. Фил. (Гегель считал, что субъектом развития является мировой разум, мировая идея).

3. Материалистич. диал. Маркса и Энгельса.

Диал., как целостная теоретическая сист.включает в себя: принципы, концепции, категории, законы.

1. Принцип – основополагающая идея мировоззрения. (а. Принцип единства мира., б. Принцип развития.). Эти принципы отражены в определении диалектики.

2. Концепция – основопалогающая идея, которая развернута в систему утверждений.

Две главные концепции диалектики: (А. Концепция всеобщей связи – концепция детерминизма., Б. Концепция развития.).

3. Категория – основа суждения.

Категории диал. - общие понятия, отраж. наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что фил. категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его историч. развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях фил. знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В соврем. диал. к базовым категориям относят:

· Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутр. связях и управл. ими, основание всех форм их внешн. проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

· Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

· Единичность - категория, выражающая относит. обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфич. особенностями, составляющими их неповторим. качествен. и количествен. определённость.

· Случайность - такой тип связи, кот.обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

· Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутр. основой и совокупн. существ. условий их возникновения и развития.

· Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Закон – определ. форма связи между явлениями, кот. хар-ся постоянством повторяемостью. В реальности мы выделяем вещи, свойства и отношения. Отношения имеют следующие формы: отношения относит. изолированности; отношения связи: постоян. зависимости, -дискретного действия.

Законы диалектики: 1) З.ед-ва и борьбы противоположностей, 2) З. перехода количественных изменений в качествен.;3)З.отрицания отрицания (двойного отрицания).

28.Онтология как философское учение о бытии.

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Фил. с глуб. древности билась над этой проблемой. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, сост. из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. Бытие отождествляется иногда с сознанием.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

· Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

· Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

· Есть только небытие (Чанышев).

Бытие: 1) природное: а) первая природа (без человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);

2) человеческое бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);

3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).

Аспекты бытия:

1. Вещи.

2. Свойства.

3. Отношения.

 

29.Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в фил. и науке.

Мир является материальным. Он сост. из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.

От фил. понятия материи нужно отличать естественнонаучные и соц. представления о ее видах, стр-ре и свойствах. Фил. понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физ., хим., биологич., соц. свойства. Материя - это объективн. мир в целом, а не то, из чего он состоит.

Всеобщими атрибутами и осн. способами существования материи явл. движение, простр-во и время.

Пространст-во и время- это всеобщие формы существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Стр-ра и св-ва движущейся материи определяют структуру и св-ва простр-ва и времени. Простр-во и время зависят не только от материи, но и друг от друга.

Простр-во - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.

Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:

– объективность и независимость от сознания чел.;

– их абсолютность как атрибутов материи;

– неразрывная связь друг с другом и движением;

– единство прерывн. и непрерывн. в их структуре;

– зависимость от процессов развития и стр-ных изменений в материальн. системах;

– количеств. и качеств. бесконечность.

Существование любого материал. объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую хар-ку бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физ., хим., биолог. и соц. движение материи. Совр.наука открыла новые уровни орг-ции материи и обнаружила новые формы движения.

З0.Философское понятие природы.

Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окруж. нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь матер. мир, за исключением общества, как совокупн. естеств. условий его существования.

Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом фил.осмысления.

Так, древнегреч.фил. базировалась на превалирующем значении природн. начала. Знаменитые фил. (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообр. деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над чел., а ее "творения" считались эталоном совершенства. Идеал чел. жизни мыслился ими только в гармонии с природой.

В шир. смысле слова природа – весь мир в целом, как бесконечно многообразие его конкр. проявлений.

Средневек. христианская фил.утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Чел., развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху -Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира, Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные фил. часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то фил. Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг "Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем -- современными "зелеными", борющимися за сохранение окр. среды).

1. Эпоха Античности. П – связь с др. греч. термином филос. – органич. произрастание, рост и выросшее в процессе дан. роста. Это понятие исследовал Аристотель, кот. определил природу, как внутр. присущий вещам принцип придававший им определенность.

2. Эпоха нового времени. – П – натура – используется в смысле мир, порядок, вселенная. П. – рассмотрение ее статуса как объекта естествознания, кот.могло исследовать, изучить, понять, подчинить себе.

31.Учение о человеке в структуре философского знания.

В ф. выделяются следующие стратегии (концепции) в осмыслении проблемы человека:

1. Натурализаторская, где чел.понимается как элемент природы, подчиненный ее законам, и, поэтому не имеющий в своих хар-ках ничего того, что было бы не возможно и в других природных образованиях. Поэтому человек здесь рассматривается па аналогии с животным.

2. Экзистенциализм, где утверждают, что чел. – это особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое, исходя из индивидуального опыта и судьбы.

3. Рационалистическая, где утверждается, что сущностной особенностью чел. является наличие у него разума и сознания, т.к. в отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планирование в соответствии с получ. знаниями свои действия. Поэтому, разум – это то начало, посредством кот. наиболее радикально преодолевается естественное природное в человеке.

4. Социологизаторская, которую наиболее четко сформулировал Маркс,сказав о том,что сущность чел, есть совокупность всех обществ. отношений. Поэтому человеч.прир. формируется обществом и меняется с изменением истор. ситуации.

32.Проблема антропогенеза(происхождения человека) в философии и науке

В основе научных представлений об антропогенезе лежит гипотеза происхождения чел. от высокоразв.обезьян, впервые подробно разработанная и аргументированная англ. естествоиспытателем Чарльзом Дарвином. Она получила название симиальной гипотезы. После её обнародования в 1871 году было получено множество новых данных, свидетельствующих как в её пользу, так и против неё.

1) Эволюционная теория

Эволюц.я теория предполагает, что чел.произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естственного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археолог., биолог., генетических, культ., психологич. и других.

2) Теория творения (креационизм).

Дан. теория утв., что чел. сотворен Богом, богами или божеств. силой из ничего или из какого-либо небиологич. материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет бьолее др. египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей док-в. Тем не менее, выдвигаются различн. док-ва этой теории, важнейшее из кот. - сходство мифов и легенд разн. народов, повествующих о сотворении чел.

Совр. теология привлекает для док-ва теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюц. теории.

Нек. течения современной теологии сближают креационизм с эволюц. теории, полагая, что чел.произошел от обезьяны путем постепен. видоизменения, но не в результате естеств. отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной пограммой.

3) Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деят-тью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение чел. разумн. метод. генной инжен.;

в) созд. первых людей гомункулярным способом;

г) управл. эволюц.развит. земн. жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюц. развит.земной жизни и разума по программе, изнач. заложенной внеземным сверхразумом.

Сущ. и иные в разной мере фантастич. гипотезы антропогенеза, связан. с теорией внешнего вмешательства.

4) Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерн. для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникнов. гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значит. расхождений с эволюц. теорией. Однако ТПА признает существов. определ. программы разв. жизни и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: