I. Выявить склонность к кровоточивости или тромбообразованию (общая оценка).




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

 

Тема: Итоговое занятие №2.

 

ЦЕЛЬ: Провести оценку усвоения знаний по разделам «Типовые формы нарушения тканевого роста, опухоли», «Типовые формы патологии системы крови, системы гемостаза» и умения применить их на практике.

 

ЗАДАЧИ:

- расширить знания по этиологии, патогенезу и принципам патогенетической терапии патологических процессов, изучаемых в 1 семестре;

- в форме дискуссии обсудить и уточнить неявные моменты по пройденным темам.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: материал тем «Типовые формы нарушения тканевого роста, опухоли», «Типовые формы патологии системы крови», «Типовые формы патологии системы гемостаза».

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Применять полученные знания для патофизиологического анализа клинических и модельных ситуаций.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

- решение ситуационных задач по пройденным темам (3 задачи, по 1 из разных тем).

- обсуждение ответов по ситуационным задачам в форме дискуссии.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

 

Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:

1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.

2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.

3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации

- по цветовому показателю

- по величине эритроцитов

- по типу эритропоэза

- по регенераторной способности костного мозга

4). Указать дополнительные признаки.

5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.

 

Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием лейкоцитоза и лейкопении:

1. Оценить общее количество лейкоцитов, сделать заключение о наличии лейкоцитоза или лейкопении.

2. Определить вид лейкоцитоза или лейкопении по виду лейкоцитов, содержание которых в крови увеличено или снижено с указанием абсолютного или относительного характера данного изменения (нейтрофилез относительный и (или) абсолютный, нейтропения относительная и (или) абсолютная и т.д.).

3. Охарактеризовать вид сдвига ядра нейтрофилов и определить ИСЯ, сделать вывод о тяжести процесса.

4. Указать возможную этиология и патогенез данного нарушения.

5. Указать принципы патогенетической терапии.

 

Алгоритм разбора анализов крови при лейкозах:

1. Установить наличие лейкоза (по наличию бластных клеток в периферической крови).

2. Определить тип лейкоза по виду пролиферирующих клеток (миелолейкоз, лимфолейкоз и т.д.). Использовать цитохимические реакции («+» ШИК-реакция на гликоген в виде глыбок в лимфобластах и «+» реакция на миелопероксидазу в миелобластах).

3. Определить вид лейкоза по общему количеству лейкоцитов в периферической крови.

4. Определить острый лейкоз или хронический.

5. Дать характеристику изменениям со стороны красного и тромбоцитарного ростка (оценка анемии производится по всем признакам).

 

Алгоритм разбора гемостазиограммы:

I. Выявить склонность к кровоточивости или тромбообразованию (общая оценка).

- длительность кровотечения по Дуке.

- время свертывания по Ли-Уайту.

- АЧТВ;

- протромбиновое время.

- концентрация фибриногена.

II. Анализ активности тромбоцитарно-сосудистого механизма гемостаза.

- длительность кровотечения по Дуке;

- количество тромбоцитов;

- агрегация;

- проба жгута.

III. Анализ активности коагуляционного механизма гемостаза (по фазам).

1) Оценка активности коагулянтов I фазы.

- время свертывания по Ли-Уайту;

- АЧТВ.

2) Оценка активности коагулянтов II фазы.

- протромбиновое время

- МНО.

3) Оценка активности коагулянтов III фазы.

- концентрация фибриногена.

4) Оценка активности ретракции.

- индекс ретракции.

IV. Оценка активности антикоагулянтов.

1) Оценка активности антитромбиновой системы плазмы.

- тромбиновое время.

2) Оценка активности гепарина.

- время свободного гепарина.

3) Оценка активности ПДФ.

- содержание ПДФ.

V. Предполагаемая этиология и патогенез выявленных нарушений.

VI. Принципы терапии.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.

 

Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: