Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
к практическому занятию
по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»
Тема: Итоговое занятие №2.
ЦЕЛЬ: Провести оценку усвоения знаний по разделам «Типовые формы нарушения тканевого роста, опухоли», «Типовые формы патологии системы крови, системы гемостаза» и умения применить их на практике.
ЗАДАЧИ:
- расширить знания по этиологии, патогенезу и принципам патогенетической терапии патологических процессов, изучаемых в 1 семестре;
- в форме дискуссии обсудить и уточнить неявные моменты по пройденным темам.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: материал тем «Типовые формы нарушения тканевого роста, опухоли», «Типовые формы патологии системы крови», «Типовые формы патологии системы гемостаза».
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Применять полученные знания для патофизиологического анализа клинических и модельных ситуаций.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- решение ситуационных задач по пройденным темам (3 задачи, по 1 из разных тем).
- обсуждение ответов по ситуационным задачам в форме дискуссии.
Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса.
2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.
3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.
4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием анемий:
1). Определить наличие анемии по снижению Hb в крови.
2). Сочетается ли со снижением эритроцитов.
3). Охарактеризовать анемию по всем принципам классификации
- по цветовому показателю
- по величине эритроцитов
- по типу эритропоэза
- по регенераторной способности костного мозга
4). Указать дополнительные признаки.
5). Используя данные анамнеза, сделать заключение по этиологии и патогенезу анемии.
Алгоритм патофизиологического разбора ситуационных задач, связанных с развитием лейкоцитоза и лейкопении:
1. Оценить общее количество лейкоцитов, сделать заключение о наличии лейкоцитоза или лейкопении.
2. Определить вид лейкоцитоза или лейкопении по виду лейкоцитов, содержание которых в крови увеличено или снижено с указанием абсолютного или относительного характера данного изменения (нейтрофилез относительный и (или) абсолютный, нейтропения относительная и (или) абсолютная и т.д.).
3. Охарактеризовать вид сдвига ядра нейтрофилов и определить ИСЯ, сделать вывод о тяжести процесса.
4. Указать возможную этиология и патогенез данного нарушения.
5. Указать принципы патогенетической терапии.
Алгоритм разбора анализов крови при лейкозах:
1. Установить наличие лейкоза (по наличию бластных клеток в периферической крови).
2. Определить тип лейкоза по виду пролиферирующих клеток (миелолейкоз, лимфолейкоз и т.д.). Использовать цитохимические реакции («+» ШИК-реакция на гликоген в виде глыбок в лимфобластах и «+» реакция на миелопероксидазу в миелобластах).
3. Определить вид лейкоза по общему количеству лейкоцитов в периферической крови.
4. Определить острый лейкоз или хронический.
5. Дать характеристику изменениям со стороны красного и тромбоцитарного ростка (оценка анемии производится по всем признакам).
Алгоритм разбора гемостазиограммы:
I. Выявить склонность к кровоточивости или тромбообразованию (общая оценка).
- длительность кровотечения по Дуке.
- время свертывания по Ли-Уайту.
- АЧТВ;
- протромбиновое время.
- концентрация фибриногена.
II. Анализ активности тромбоцитарно-сосудистого механизма гемостаза.
- длительность кровотечения по Дуке;
- количество тромбоцитов;
- агрегация;
- проба жгута.
III. Анализ активности коагуляционного механизма гемостаза (по фазам).
1) Оценка активности коагулянтов I фазы.
- время свертывания по Ли-Уайту;
- АЧТВ.
2) Оценка активности коагулянтов II фазы.
- протромбиновое время
- МНО.
3) Оценка активности коагулянтов III фазы.
- концентрация фибриногена.
4) Оценка активности ретракции.
- индекс ретракции.
IV. Оценка активности антикоагулянтов.
1) Оценка активности антитромбиновой системы плазмы.
- тромбиновое время.
2) Оценка активности гепарина.
- время свободного гепарина.
3) Оценка активности ПДФ.
- содержание ПДФ.
V. Предполагаемая этиология и патогенез выявленных нарушений.
VI. Принципы терапии.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Дополнительная
1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
Методические указания подготовлены:
ст. преподаватель Колодкина Е.В._____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от «14» сентября 2012 г.
Зав. кафедрой: ___________________________ А.П. Спицин