Критерии оценок решения ситуационных задач




ГБОУ ВПО Тверская ГМА

Минздравсоцразвития России

Кафедра анатомии

Ситуационные задачи по дисциплине «анатомия»

Для подготовки к рубежным занятиям и экзамену

На лечебном факультете

 

ТВЕРЬ-2012


Составители: член-кор. РАМН, проф. Баженов Д.В,

доц. Благонравова И.О. доц. Ступникова Е.А.

доц. Калиниченко В.М. ст.преп. Сергеев А.И.

доц. Блинова Н.В. асс. Шабанова И.Н.

доц. Медведева А.А. асс. Киселев Д.В.

доц. Гайдукова А.О.

Рецензенты: зав. кафедрой топографической анатомии

И оперативной хирургии ТГМА,

Доктор медицинских наук, профессор Г.Е. Цай

 

Зав.,кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии ТГМА,

Доцент, Т.В. Шинкаренко

Учебно – методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС

(протокол № ------- от -------- 2012г.).

Ситуационные задачи по дисциплине «анатомия» для подготовки к рубежным занятиям и экзамену для студентов лечебного факультета. [Текст] – Тверь.-2012 - * стр.

Аннотация. Пособие содержит ситуационные задачи для подготовки к рубежным занятиям и экзамену для студентов 1 го курса. Ситуационные задачи скомпонованы по разделам, которые соответствуют программе обучения на лечебном факультете, согласно ФГОС. Каждая ситуационная задача содержит её условие (краткое изложение практической – клинической ситуации), вопрос и эталон краткого ответа. Кроме этого, в каждой ситуационной задаче даны вопросы для собеседования, в процессе которого студент должен объяснить ход ее решения и обосновать ответ.

© ГБОУ ВПО Тверская ГМА

Минздравсоцразвития России, 2012

© Кафедра анатомии, 2012

 

Содержание

Предисловие. 3

Кости; система скелета. 3

Соединения; система соединений. 3

Мышцы; мышечная система. 3

Пищеварительная система. 3

Дыхательная система. 3

Мочевая система. 3

Мужская половая система. 3

Женская половая система. 3

Сердечно-сосудистая система. 3

Лимфоидная система. 3

Органы чувств. 3

Эндокринные железы.. 3

Библиографический список. 3

 


Предисловие

 

Одним из главных принципов современной анатомии является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета вместе с глубокими знаниями систематической (описательной) анатомии и ее ветвей – функциональной, возрастной анатомии и основ топографической анатомии способствует началу формирования уже у студентов I-II курсов клинического мышления.

Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических и рубежных занятиях, а также на третьем этапе экзамена по анатомии человека.

Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и эталон ответа (для самоконтроля).

Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи. При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах, муляжах, таблицах, схемах, а также показать свой уровень владения международной анатомической терминологией.

Критерии оценок решения ситуационных задач

«5»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

 

«4»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, с единичными ошибками в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

«3»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

«2»: Ответ на вопрос дан (не) правильный. (Но) Объяснение хода ее решения (не) дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом), без умения схематических изображений и демонстраций на анатомических препаратах или с большим количеством ошибок, с незнанием латинских анатомических терминов или большим количеством ошибок в их использовании; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).


Кости; система скелета

 

Задача № 1

В результате травмы произошел вывих атланто-осевого сустава, что привело к повреждению спинного мозга.

Вопрос: Какая часть II шейного позвонка может травмировать спинной мозг при вывихе?

Собеседование по решению задачи: Позвонки: развитие, особенности строения в различных отделах позвоночника; соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав: строение, мышцы, производящие движения в нём.

Ответ на вопрос: Зуб II шейного позвонка.

Задача № 2

При профилактическом осмотре у школьника выявили изгиб позвоночника во фронтальной плоскости.

Вопрос: Назовите этот изгиб.

Собеседование по решению задачи: Позвоночный столб в целом: части; изгибы, их формирование. Мышцы, производящие движения позвоночного столба; их иннервация. Грудная клетка в целом, её индивидуальные, возрастные и типологические особенности.

Ответ на вопрос: Сколиоз.

Задача № 3

Во время автомобильной аварии больной получил травму грудной клетки.

Вопрос: Какие кости образуют грудную клетку?

Собеседование по решению задачи: Рёбра и грудина: развитие, строение. Соединение рёбер с позвонками и грудиной. Движения рёбер и мышцы, производящие эти движения; их кровоснабжение и иннервация.

Ответ на вопрос: Ребра, грудина, грудные позвонки.

Задача № 4

У больного перелом основания мозгового черепа.

Вопрос: Какие кости черепа могли быть повреждены?

Собеседование по решению задачи: Внутреннее основание черепа; ямки, их границы, стенки и кости, их образующие; отверстия, борозды, щели и их назначение.

Ответ на вопрос: Клиновидная, височные, затылочная кости.

Задача № 5

У больного перелом костей свода мозгового черепа.

Вопрос: Какие кости черепа могут быть повреждены?

Собеседование по решению задачи: Свод мозгового черепа: кости, его образующие, швы. Наружное основание мозгового черепа: кости, его образующие; отверстия и их назначения.

Ответ на вопрос: Чешуя лобной кости, теменные кости, затылочная чешуя, чешуйчатые части височных костей, большие крылья клиновидной кости.

Задача № 6

Во время операции по поводу ранения глаза выявлено повреждение верхней стенки глазницы.

Вопрос: Какие кости образуют верхнюю стенку глазницы?

Собеседование по решению задачи: Глазница: её стенки, отверстия, борозды, каналы, щели и их назначение.

Ответ на вопрос: Глазничная часть лобной кости, малые крылья клиновидной кости.


Задача № 7

Поступил больной с кровотечением из правого наружного слухового прохода.

Вопрос: Какая кость черепа повреждена?

Собеседование по решению задачи: Височная кость: части, отверстия, каналы, борозды, расщелины и их назначение.

Ответ на вопрос: Правая височная кость.

 

Задача № 8

У больного с абсцессом (гнойным воспалением) височной области со временем появились жалобы на затрудненное и болезненное открывание рта.

Вопрос: Почему при воспалении височной области процесс может распространяться на жевательные мышцы?

Собеседование по решению задачи: Височная, подвисочная и крыловидно-небная ямки: их стенки, содержимое, сообщения (отверстия, каналы, щели и их назначения).

Ответ на вопрос: Височная ямка через пространство под скуловой дугой сообщается с подвисочной ямкой, где располагаются жевательные мышцы, действующие на височно-нижнечелюстной сустав.

 

Задача № 9

В клинику поступил больной с жалобами на боли при жевании.

Вопрос: Какой сустав вовлечен в патологический процесс?

Собеседование по решению задачи: Височно-нижнечелюстной сустав: строение; мышцы, действующие на этот сустав, их кровоснабжение.

Ответ на вопрос: Височно-нижнечелюстной сустав.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: