ГБОУ ВПО Тверская ГМА
Минздравсоцразвития России
Кафедра анатомии
Ситуационные задачи по дисциплине «анатомия»
Для подготовки к рубежным занятиям и экзамену
На лечебном факультете
ТВЕРЬ-2012
Составители: член-кор. РАМН, проф. Баженов Д.В,
доц. Благонравова И.О. доц. Ступникова Е.А.
доц. Калиниченко В.М. ст.преп. Сергеев А.И.
доц. Блинова Н.В. асс. Шабанова И.Н.
доц. Медведева А.А. асс. Киселев Д.В.
доц. Гайдукова А.О.
Рецензенты: зав. кафедрой топографической анатомии
И оперативной хирургии ТГМА,
Доктор медицинских наук, профессор Г.Е. Цай
Зав.,кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии ТГМА,
Доцент, Т.В. Шинкаренко
Учебно – методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС
(протокол № ------- от -------- 2012г.).
Ситуационные задачи по дисциплине «анатомия» для подготовки к рубежным занятиям и экзамену для студентов лечебного факультета. [Текст] – Тверь.-2012 - * стр.
Аннотация. Пособие содержит ситуационные задачи для подготовки к рубежным занятиям и экзамену для студентов 1 го курса. Ситуационные задачи скомпонованы по разделам, которые соответствуют программе обучения на лечебном факультете, согласно ФГОС. Каждая ситуационная задача содержит её условие (краткое изложение практической – клинической ситуации), вопрос и эталон краткого ответа. Кроме этого, в каждой ситуационной задаче даны вопросы для собеседования, в процессе которого студент должен объяснить ход ее решения и обосновать ответ.
© ГБОУ ВПО Тверская ГМА
Минздравсоцразвития России, 2012
© Кафедра анатомии, 2012
Содержание
Предисловие. 3
Кости; система скелета. 3
Соединения; система соединений. 3
Мышцы; мышечная система. 3
Пищеварительная система. 3
Дыхательная система. 3
Мочевая система. 3
Мужская половая система. 3
Женская половая система. 3
Сердечно-сосудистая система. 3
Лимфоидная система. 3
Органы чувств. 3
Эндокринные железы.. 3
Библиографический список. 3
Предисловие
Одним из главных принципов современной анатомии является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета вместе с глубокими знаниями систематической (описательной) анатомии и ее ветвей – функциональной, возрастной анатомии и основ топографической анатомии способствует началу формирования уже у студентов I-II курсов клинического мышления.
Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических и рубежных занятиях, а также на третьем этапе экзамена по анатомии человека.
Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и эталон ответа (для самоконтроля).
Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи. При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах, муляжах, таблицах, схемах, а также показать свой уровень владения международной анатомической терминологией.
Критерии оценок решения ситуационных задач
«5»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.
«4»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, с единичными ошибками в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.
«3»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.
«2»: Ответ на вопрос дан (не) правильный. (Но) Объяснение хода ее решения (не) дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом), без умения схематических изображений и демонстраций на анатомических препаратах или с большим количеством ошибок, с незнанием латинских анатомических терминов или большим количеством ошибок в их использовании; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).
Кости; система скелета
Задача № 1
В результате травмы произошел вывих атланто-осевого сустава, что привело к повреждению спинного мозга.
Вопрос: Какая часть II шейного позвонка может травмировать спинной мозг при вывихе?
Собеседование по решению задачи: Позвонки: развитие, особенности строения в различных отделах позвоночника; соединения между позвонками. Атланто-затылочный сустав: строение, мышцы, производящие движения в нём.
Ответ на вопрос: Зуб II шейного позвонка.
Задача № 2
При профилактическом осмотре у школьника выявили изгиб позвоночника во фронтальной плоскости.
Вопрос: Назовите этот изгиб.
Собеседование по решению задачи: Позвоночный столб в целом: части; изгибы, их формирование. Мышцы, производящие движения позвоночного столба; их иннервация. Грудная клетка в целом, её индивидуальные, возрастные и типологические особенности.
Ответ на вопрос: Сколиоз.
Задача № 3
Во время автомобильной аварии больной получил травму грудной клетки.
Вопрос: Какие кости образуют грудную клетку?
Собеседование по решению задачи: Рёбра и грудина: развитие, строение. Соединение рёбер с позвонками и грудиной. Движения рёбер и мышцы, производящие эти движения; их кровоснабжение и иннервация.
Ответ на вопрос: Ребра, грудина, грудные позвонки.
Задача № 4
У больного перелом основания мозгового черепа.
Вопрос: Какие кости черепа могли быть повреждены?
Собеседование по решению задачи: Внутреннее основание черепа; ямки, их границы, стенки и кости, их образующие; отверстия, борозды, щели и их назначение.
Ответ на вопрос: Клиновидная, височные, затылочная кости.
Задача № 5
У больного перелом костей свода мозгового черепа.
Вопрос: Какие кости черепа могут быть повреждены?
Собеседование по решению задачи: Свод мозгового черепа: кости, его образующие, швы. Наружное основание мозгового черепа: кости, его образующие; отверстия и их назначения.
Ответ на вопрос: Чешуя лобной кости, теменные кости, затылочная чешуя, чешуйчатые части височных костей, большие крылья клиновидной кости.
Задача № 6
Во время операции по поводу ранения глаза выявлено повреждение верхней стенки глазницы.
Вопрос: Какие кости образуют верхнюю стенку глазницы?
Собеседование по решению задачи: Глазница: её стенки, отверстия, борозды, каналы, щели и их назначение.
Ответ на вопрос: Глазничная часть лобной кости, малые крылья клиновидной кости.
Задача № 7
Поступил больной с кровотечением из правого наружного слухового прохода.
Вопрос: Какая кость черепа повреждена?
Собеседование по решению задачи: Височная кость: части, отверстия, каналы, борозды, расщелины и их назначение.
Ответ на вопрос: Правая височная кость.
Задача № 8
У больного с абсцессом (гнойным воспалением) височной области со временем появились жалобы на затрудненное и болезненное открывание рта.
Вопрос: Почему при воспалении височной области процесс может распространяться на жевательные мышцы?
Собеседование по решению задачи: Височная, подвисочная и крыловидно-небная ямки: их стенки, содержимое, сообщения (отверстия, каналы, щели и их назначения).
Ответ на вопрос: Височная ямка через пространство под скуловой дугой сообщается с подвисочной ямкой, где располагаются жевательные мышцы, действующие на височно-нижнечелюстной сустав.
Задача № 9
В клинику поступил больной с жалобами на боли при жевании.
Вопрос: Какой сустав вовлечен в патологический процесс?
Собеседование по решению задачи: Височно-нижнечелюстной сустав: строение; мышцы, действующие на этот сустав, их кровоснабжение.
Ответ на вопрос: Височно-нижнечелюстной сустав.