Рекомендации по организации работы в технике пластилинография




Методические рекомендации к выполнению сюжетной работы

В технике пластилинографии

Дерезюк Анастасия Михайловна,

Преподаватель художественного отделения

Лепка из пластилина – традиционный вид изобразительной деятельности, который давно и успешно используется в работе с детьми младшего, дошкольного, школьного возраста.

Предлагаемая методика называется «Пластилиновая картина», техника пластилинография. Эту методику можно использовать для развития творческих способностей, мелкой моторики, а также использовать пластилин в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. При работе с пластилином руки должны быть теплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение, развивается и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

Совокупность этих факторов позволяет рекомендовать эту методику не только как развивающую, но и как коррекционную – для проведения реабилитационных занятий с детьми после травм или дефектом рук.

Основными целями и задачами обучения учащихся данной технике являются:

Цель - выполнение декоративно-прикладной работы в технике «Пластилиновая картина».

Задачи:

· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;

· развитие мелкой моторики;

· ознакомление с окружающим миром;

· развитие эмоциональной сферы ребенка и фантазии.

В процессе обучения учащихся пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ученикам радость общения, познания труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

А чтобы ученики лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и, развитию детского воображения, художественного и пространственного мышления, будит фантазию, побуждает учащихся к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Практика показала, что целесообразно начинать изучение этой техники на основе небольших, сюжетных картин. Ознакомить учащихся с последовательностью работы в пластилинографии, отработать основные приёмы, довести работу до законченного, цельного произведения - эти задачи лучше реализовывать на маленьком формате. А так же, нужно познакомить учеников с организацией рабочего места, с материалами и инструментами.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография

Освещение. В связи с тем, что данная работа связана с цветоразличением, рабочее место ученика должно быть хорошо освещено. Свет должен быть естественным, падать равномерно и не давать бликов на рабочую плоскость.

Одежда. Обязательным атрибутом в данном виде деятельности является фартук или халат и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели можно использовать рукава от старого свитера или гольфы с отрезанной носочной частью, они одеваются резинкой в сторону запястья. Эта спецодежда позволит не испачкаться пластилином в процессе работы.

Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой учащихся. Ребёнок не должен низко наклоняться над столом. Поскольку при близком рассматривании теряется восприятие цельности работы. Ученики начинают дробить, мельчить детали сюжетной картины. А так же, идет нагрузка на позвоночник, ученик быстро устает, испытывает боль и напряжение в области шейных позвонков. Обязательно нужно проводить физкультминутки.

Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность стола накрывают, для того чтобы она оставалась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, лучше использовать прямоугольник из светлого линолеума, или полиэтилен.

Коробка с пластилином должна оставаться чистой, красивой и аккуратной на протяжении всего процесса выполнения сюжетной картины. Для этого пластилин отрезают ножом или стеком, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особенно следует следить, чтобы пластилин не падал на пол.

В конце каждого занятия необходимо уделить достаточно времени для наведения порядка. Поверхность стола, покрытая линолеумом легко очищается ножом или стеком для пластилина. Для достижения идеальной чистоты рабочего места, всё можно протереть тряпочкой смоченной в растительном масле. После чего протирается бумажной салфеткой. Руки протираются тряпкой в растительном масле. Излишки масла смываются мылом и теплой водой.

Материалы и инструменты

Пластилин. В настоящее время существует большое разнообразие пластилина по качеству и цветовой гамме. Качеству пластилина надо уделить особое внимание. Некоторые виды пластилина очень мягкие и от этого плохо держат заднюю форму, некоторые, наоборот, очень твёрдые – с ним трудно работать, пальцы быстро устают, времени затрачивается на работу больше, учащиеся не получают удовлетворения от работы. Учитывая опыт работы с данным материалом, для пластилиновых картин, я рекомендую использовать «Гамма» (производство г. Москва), он достаточно пластичный, мягкий и податливый для выполнения мелких деталей.

Инструменты. Для освоения приёмов лепки пластилином необходимо заготовить инструменты, которые помогут ученику с успехом справиться с поставленными задачами: Деревянная или пластиковая дощечка - в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. Это набор стеков и пластмассовых ножей, разной конфигурации и размера, для нарезки, обработки пластилиновой массы (стеки – это небольшие пластмассовые или деревянные ножички для вырезания, выравнивания и деталировки изображаемых предметов); Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал); Различные зубчатые колесики, многогранники, трубочки и др. приспособления - для придания поверхности определенной структуры; Пластиковые медицинские или кондитерские шприцы - для выдавливания пластичной массы; Канцелярский нож для резки картона; Копировальная бумага, для перевода рисунка на поверхность картона; Эскиз будущей картины, выполненный в масштабе картона; Простой карандаш; Пластмассовая и металлическая линейка длиной 40 см; Лак для волос «Прелесть», для лакирования готовой картины; Флакончик с растительным маслом для облегчения очистки рук и поверхности от налипания пластилина; Хлопчатобумажная ткань или бумажные салфетки для вытирания рук и рабочего места.

Картонная основа для сюжетной картины. Лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок, имеющий внутри гофрированный слой. Такой картон не изгибается, а при надавливании немного амортизирует под пальцами, это создает определённый комфорт при намазывании пластилина. Формат картона лучше брать с учётом будущего паспарту и рамы. Припуски на паспарту делать по традиционным канонам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: