Приёмы анализа текста с логической стороны




ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ

Принципы и методы редактирования при подготовке материалов печати,радио и ТВ

При подготовке текстов ред-р использует общепринятые правила и методы анализа и правки авт.оригинала. Но есть неск. отличий в условиях,подготовке материала,возмож-х ред-ой обработки разл. его фрагментов и требованиях к окончательному варианту. 2 типа передач:

-в прямом эфире

-в записи

В прямом эфире ведущему составляют примерный перечень вопросов к гостям эфира. Ред-р готовит творч. досье на приглашенного и напрявляет передачу в определенное русло.

В прямом эфире может быть подготовлена тока подводка. На время эфира ред-р находится на связи с ведущим,дает необходимые советы, корректирует содержание.в интерактивных передачах ред-р анализирует отклики аудитории и наиболее интересные из них передает ведущему.Ведет хронометраж,следит за эфирным временем. После эфирный контроль.

В записи ред-р может откорректировать речь приглашенных во время предварительной беседы. заранее подготовить монолог. Можно заменить прямую речь косвенной, сделать монтаж и пр.

Различие в редактировании писем и устной речи в стилистическим требованиям к самим предложениям. Основа письм.текста-письменный лит.язык. В основе устного текста-разговорный литературный язык. Длина предложений не более 1,5 машинописных строк,не приняты причастные,деепричастные обороты. Стоит учитывать тембр голоса,интонацию,шумовой фон…

Логические основы редактирования текста

Логика изложения

Логичность, т. е. следование законам правильного мышления, присуща нормальному человеческому сознанию, и мыслить, не нарушая этих законов, можно, не изучив курса логики. Но для литератора-профессионала, журналиста, редактора быть логичным в общепринятом, житейском смысле этого слова недостаточно. Для него логика должна стать тонким и совершенным инстру­ментом, которым надо уметь владеть.

Воспитать в себе способность профессионально оценивать текст с логической стороны важно для каждого журналиста. Далеко не все способны выявлять существенные черты предметов, включать их в категории, выполнять сложные мыслительные операции, абст­рагируясь от практического опыта. И тем не менее научиться это­му необходимо. Журналисту следует чётко представлять роль ло­гических связей в тексте, владеть приёмами и методами логичес­кого анализа. У него должен быть выработан рефлекс на нарушение логической нормы. Однако надо сразу сказать, что простое следо­вание законам и правилам формальной логики в этом случае ещё далеко не всё. Литературный текст – явление сложное, и логичес­кие связи в нём всегда имеют в своей основе глубокие и серьёз­ные причины гносеологического характера. В представлении жур­налиста логика мысли и логика событий и фактов существуют как нерасторжимое единство. Кроме того, логика изложения прин­ципиально отличается от формальной логики тем, какое значение придается способам выражения мысли.

Знание логики всегда вменялось в обязанность пишущих. По­чётное место занимали рекомендации из области этой науки в «Риторике» Ломоносова. Старинные руководства по риторике и теории словесности утверждали, что без знания логики сочине­ние не будет иметь связного течения мыслей, и мы не в сос­тоянии будем различать с точностью истины от заблуждения.

В наши дни практическое приложение этой фундаментальной науки привлекает активное внимание исследователей текста. Тра­диционный подход к проблеме – выявление возможных наруше­ний правил логики применительно к различным мыслительным операциям, отражённым в тексте. 2 Информатика рассматривает логические ошибки текста как разновидность информационных помех. На закономерности, выведенные логикой, опираются линг­висты, анализируя синтаксические связи (логический синтаксис). В результате сближения логических и синтаксических критериев оценки текста возникло понятие «логико-стилистические ошибки». Плеонастические конструкции, отношения рода и вида, точность словоупотребления, обширный круг вопросов, связанных с разра­боткой и употреблением терминов, – таков далеко не полный пе­речень тем, входящих в этот раздел практической стилистики.

Приёмы анализа текста с логической стороны

Логический анализ текста необходим на всех стадиях работы над литературным произведением, необходим автору, критику, редактору. 1 Анализировать текст, построенный логически правиль­но, обычно легко. Он всегда ясен по своей форме. Когда же логи­ческая строгость текста нарушена, его форма неизбежно неясна, высказать о нём суждение затруднительно. Ограничиться же констатацией, что мысль выражена здесь нечётко, мы не можем: от редактора требуется точное и обоснованное суждение.

Как и всякий анализ, логический анализ текста основан на мысленном делении его на части и на исследовании связей меж­ду этими частями, между смысловыми единицами текста и затекстовой действительностью и имеет два уровня: исследование ло­гики высказываний (оцениваются связи между высказываниями) и логики имён (оцениваются связи между именам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: