Картина 0. Вводная часть.




Женя Кокшарова

serpantinom@gmail.com

 

 

Только хорошее, или Давай поженимся

пьеса в 6 картинах (плюс вводная часть) и 4 эпизодах

 

 

Действующие лица:

Полина — по паспорту 30 лет.

Голос Полины — озвучивает мысли Полины вслух, иногда старше 30, иногда младше.

Кирилл - 27 лет, брат Полины. Мальчик-зайчик.

Надежда, тетя Надя — полвека живет, родительница Полины и Кирилла.

 

Эпизодические лица:

Галина — приятельница Надежды.

Петя — около 30 лет, друг семьи.

Охранник кафе — около 60 лет.

Девушки 1, 2, 3 — 20-30 лет.

Волков — около 50ти лет.

Мужчины похожие на Волкова — разных лет.

 

Все события (кроме эпизодов) происходят в привокзальном кафе. Но не таком, в котором слонялись бы маргинальные личности, типа маршрутчика с перегаром, кассирши-царевны и уборщицы — в душе ранимая балерина. А новое, сетевое кафе. Их по городу несколько и совсем недавно открыли при железнодорожном вокзале. Имеется охранник-хохмач. Теперь совсем не страшно, что кто-то пристанет с разговорами о вечности и не отвяжется, таких тут уже нет. Тут дела ни до кого нет. Разве что охраннику. Вечер. Все столики заняты. Большинство молодежью. Галдят. За одним из столиков у окна сидит Полина. Миловидная, хорошенькая девушка. В темных очках, хотя за окном зима и темно. Одета во всё черное. К ней подходят с подносом женщина и парень. На подносе картофель-фри, огромная лохань куриных ножек гриль, три стакана чая. Может быть ещё какая-то мелочь.

 

 

Картина 0. Вводная часть.

 

Надежда. Я не п о няла, Поля, чего попу плющим, давай с подноса хватай клади на стол.

Полина. Зачем вы это? Я не буду. Почему вы не спросили, что я хочу?

Кирилл. (садится за стол) Помоги матери.

 

Полина начинает переставлять с подноса на стол еду.

 

Полина. Ну почему вы не спросили?! Я не могу есть эту гадость.

Надежда. Может и не можешь. А мы решили, что седня будешь.

Полина. Вы же знаете, я не люблю такое.

Надежда. Такое-сякое ты ела как милая пока не увлеклась рациональным питанием в своем мегаполисе. А теперь она “такое” не ест. Что ты не можешь? Жевать или пережевывать?

 

Надежда наконец-таки уселась за стол. Начинает есть.

 

Полина. Мам, нельзя есть столько насыщенных жиров, особенно вечером. Можно только бел о к. Куриную грудку отварную, рыбку несоленую с клетчаткой…

Кирилл. С котяткой? (смеется)

Полина. (возмущено) Тебе б только поржать. Посмотри на себя, булка с изюмом, ещё пару месяцев на своей пекарне и в штаны свои мучные не сможешь помещаться…

Кирилл. Поля, мы понимаем пользу правильного и сбалансированное питания. (аккуратно откусывает куриную ножку) Но не передергивай. С твоим метаболизмом ты спокойно можешь позволить себе есть любую еду. Даже на ночь. И чем тебе эта лытка не белок? Очки сними. Никто тебя тут не узнает.

Полина. (снимая очки) Хватит зудеть под ухо, а?! Я свой метаболизм два года разгоняла, после маминых щей. Тебе бы тоже посоветовала.

Кирилл. Жуй уже или сразу начнешь вещать о том, что произошло?

Полина. Голова трещит от тебя, хлебный король…

Надежда. Спасибо сын, за мать заступился. (Полине) А ты сильно то не выпендривайся уже. П о няла? Ешь. Мы уже уяснили кто у нас тут со снарядом в голове. Вот она у тебя и трещит. Молчи и ешь.

 

На некоторое время возникла тишина. Полина нехотя, но начинает есть фаст-фуд. На заднем фоне регулярно объявляются приходящие и уходящие поезда. За столиками сменяются люди. Одни выходят, другие входят. А Полина всё жуёт. Полина жуёт достаточно быстро, торопится. Мысли путаются в её голове и неожиданно они принимают вид чего-то осязаемого.

 

Голос Полины. Вы извините, что я, жуя с вами говорю… Я спешу, у меня не так много времени... Сейчас мать поест и снова на меня переключится… А я б хотела… начать этот разговор… Думала монолог какой рассказать о том, как я делаю свою мать несчастной. Что вместо счастливых посиделок всякий редкий раз, когда я приезжаю, у нас очередные семейные разборки. Но вот так как сейчас… будет нагляднее. Я постараюсь покороче. Понимаю, что вы люди занятые, я сама, как и вы, очень занятой человек. Время — деньги, а денег нет на пустое взбивание воздуха. Так что... Мы по-быстрому… Начну с того, что, по моим наблюдениям, каждое моё редкое общение с родными заканчивается конкретным таким разговором, скандалом это не назвать, но простой болтовней тоже… Этот разговор обычно состоит из шести стадий. Они хорошо всем знакомы. Их можно называть как угодно, главное, что суть не меняется и говорим мы об одном и том же. Не буду называть их все сразу, а то придется держать их в голове, да и должна быть хоть какая-то загадка в моем рассказе… Ещё ни разу мне не удавалось перескочить хотя бы одну стадию. И что самое смешное, я же понимаю, что иду на поводу ситуации и все равно повторяется одно и тоже. Волшебство? Магия? Да черт его знает...

 

Пауза. Полина, Кирилл, мама по-прежнему едят.

 

 

Картина 1. Негодование.

 

Надежда (жуя, Полине). Ты лучше объясни, как получиться такое могло? Всё могу понять. Я жизнь знаю, полвека живу. Но мне нужно знать, как получиться такое могло?

 

Полина молчит, ест. Кирилл ест, смотрит то на мать, то на Полину.

 

Голос Полины. Итак, первая стадия - негодование. А я не знаю, как так получается. По мнению своих родных я всегда косячу. Я - ходячий косяк. Только я делаю ошибки, совершаю промахи и проступки. У вас так бывает? Вот у меня всегда и постоянно. Как там говорят, в семье не без урода. Этот урод — я. А самое поганое, что я реально косячу. Не знаю что там с моей кармой, но аура у меня не важная, я притягиваю одни сплошные неприятности. Но за 30 лет, я научилась не реагировать на них. Принимаю как данность, и естественно, это немного выводит из себя мою семью.

 

Надежда. Не молчи, говори. Я же вправе получить хоть какое-то объяснение? Почему ты не сказала, что летишь не на самолете, а едешь на поезде?

Полина (заканчивая поглощение пищи). Ты хотела, наверное, сказать, едешь поездом?

Надежда. Ты меня ещё исправлять будешь?

Полина (вытирает руки салфеткой). Я же сказала уже, что тупо ошиблась. (берёт новую салфетку, делает бумажные усы и придерживая верхней губой и носом усы, пытается говорить) Что не понятного, мам?

Надежда. (выдергивает бумажные усы у Полины, комкает и кидает на стол) Ошиблась? Нет, это не тупо ошибка, это самый настоящий обман... Я ж попросила тебя посмотреть на билеты и ты, глядя в билеты, мне протарабанила что у тебя самолет в 19-45. Са-мо-лет. Было такое?

Полина. Было.

Надежда. Ну?

 

Молчание.

 

Ну?

 

Молчание.

 

Я слушаю.

 

Молчание.

 

Я жду ответа.

 

Молчание. Молчание. Смотрят друг на друга. Полина вроде бы собирается что-то сказать, но не решается. Снова решается и снова передумывает. Теребит в руках новые салфетки, строит из них что-то, собирает оригами и снова что-то делает.

 

Надежда. Мне нужен ответ. Зачем было это?

Голос Полины. Моя мама проработала на заводе 30 лет. Может чуть больше, может чуть меньше. Но, прошу заметить. Всю свою жизнь она проработала в одном и том месте. Пережила всех своих бывших начальников и сослуживцев. Сейчас в её подчинение несколько десяток человек. И она знает, что такое добиваться ответа во что бы то ни стало. Ей уже давно пора на пенсию. Работа на вредном производстве. Но она не уходит. 30 лет на одном заводе и, наверное, это не конец. Я ничего не хочу этим сказать. Просто говорю о том, что мамонты ещё живы. И они настолько сильны и закалены духом, что другие мамонты вымирают. Сейчас я попытаюсь воспользоваться моментом и сразу перейти к последней стадии — к стадии прощения.

Полина. Мам, ты же мне молчать сказала.

Кирилл. Ответь что-нибудь вразумительное.

Голос Полины. Если бы мы были вдвоем, возможно, шансов перейти к последней стадии было больше. Но всё же я попытаюсь.

Полина. Ну это… прости меня, мам.

Надежда. (вскидывает руками) Конечно! Не, ну, конечно. Что мне ещё остается! Конечно, я тебя прощу… Но мне нужно понять тебя. Мне нужно понять, что прощать. Почему ты так поступила, почему?

Полина. Мам, ну прости, прости, прости, прости… Что ты все заладила почему да почему. Вот так и всё. Прости!

Надежда. Почему ты сразу не сказала что у тебя билеты на поезд? Что тебе мешало? Зачем всё это?

 

Полина. Я думала, вы меня выкинете в аэропорту и сразу уедите… вам же ещё возвращаться, думала, что вы не останетесь чтобы не ехать на машине ночью...

Кирилл. Я что старпер, чтобы бояться темноты? Конечно, по темноте ехать сложнее, нужно иметь сноровку, опыт. Тем более у нас с освещением беда. Но у меня всё в порядке со зрением. Проверял в прошлом месяце. Единица...

Голос Полины. Именно об этом я говорю. Третий иногда бывает лишним. Всегда есть кто-то кто начинает подливать масло в огонь. И этот третий часто имеет идеальную репутацию в отличие от вашей.

Надежда. Мы ехали сюда два часа чтобы просто выкинуть тебя у аэропорта? А что нам не пойти провожать? Мы видимся раз в два года. Мы же не ты, мечтала от нас отвязаться побыстрее. Я просто не понимаю… Почему это произошло? Неужели сложно говорить правду?

Полина. Так получилось, ма.

Надежда. Как так? Ты дай мне понять как? Почему ты так сделала?

Полина. (начинает делать из салфетки самолет) Так вышло случайно. Я хотела купить билеты на самолет. Но когда поехала в аэропорт, то их уже не было. (ломает самолет, делает вагон) Купила на поезд. (показывает по воздуху парящий вагон, смеется)

Кирилл. Ты в каком веке живёшь? Уже всё давно можно купить через Интернет. Тебе показать какие кнопки жать?..

Полина. ( Кириллу ) Может сегодня без суфлера?

Надежда. Тебе ехать теперь сутки. Столько времени зря!

Полина. Почему зря… Я люблю поезда… Самолеты мне уже приелись. У меня есть чем заняться в дороге, как раз закончу монтировать новый ролик...

Голос Полины. Естественно я знаю, что билеты можно купить через Интернет. Но наша мама-то об этом если и знает, то может забыть! А этот идеальный мальчик-зайчик как обычно самый умный. Не, ну вы понимаете, о чем я говорю? Третий тут явно лишний. Сколько бы ни было треугольников, на ринге всегда остаётся двое!

Надежда. Ну и что дальше-то? Почему не сказала, что не самолетом уезжаешь. Зачем скрыла?

Полина. Купила. Забыла сказать, что на поезд купила. Вот и всё. Тупо забыла, мам… Ничего не скрывала.

Надежда. Я не п о няла, ты хочешь сказать ты тупая? А я-то думала ты у меня девушка умная, с высшим образованием! Ты знаешь, что мне стоило отпроситься сегодня? Мне пришлось лепешкой стать, чтобы уйти пораньше, в обед. Пришла пораньше домой, тебе с собой пайку приготовить…

Полина. (вздыхает) Я ж не просила...

Надежда....На 2 часа раньше выехали! Могли бы «Давай поженимся» посмотреть, позже выехать, а теперь сиди тут (оглядывается)... кукуй. Мне ведь не за нас обидно. Мы то что, останемся, нам никуда рваться не нужно. Как-нибудь перебьемся. Мне за тебя страшно. Понимаешь? За тебя страшно. Ты же всегда такая. Что-нибудь сделаешь. Без логики, без мысли о дальше. Что, куда, как? Тебе не важно, что будет потом, главное сейчас оторваться, как следует.

Голос Полины. Вот об этом я и говорила. Я — ошиблась. Я ни о ком и ни о чем не думаю. Чудовище, одним словом.

Надежда. (гладит по голове Кирилла) Посмотри на брата. Как он живет... А он младше тебя, но посмотри на него, почему ты не можешь хотя бы с ним советоваться?

Полина. Чего мне с ним советоваться, в чём... Я сама знаю как надо.

Надежда. Ещё когда учился, пошел работать пекарем. Все смеялись над ним, что парень хочет кулинарному делу обучиться. Зато что? Пекарня своя. Работает много, да, но он поднимается. Понимаешь? Город весь кормит. От хлеба народ никогда не откажется. От меня переехал, я конечно против была. Но не гоже парню в 27 лет с матерью жить. Ничего, привыкла…

Полина. А что ж он с Петром живет?..

Надежда....Ты давно уехала и ему нужно свою жизнь начинать. Может и женится быстрее. Что ты про Петра говоришь? Повтори. Не п о няла вопроса.

Полина. Проехали, мама. (резко все сделанные фигуры из салфеток собирает и комкает).

 

Мимо проходивший охранник-хохмач, выхватывает из рук Полины одну уцелевшую фигуру из салфетки в виде самолета, вертит её в руках, перед собой, приговаривая одну и ту же фразу разными интонациями. Идет по залу, неся в руках самолетик перед собой, посетители по-разному реагируют на происходящее:

Что моё, то моё, а что не моё посмотрим чьим будет!

Что моё, то моё, а что не моё посмотрим чьим будет!

Что моё, то моё, а что не моё посмотрим чьим будет!

 

Картина 2. Наезд.

Голос Полины. Казалось бы, тема исчерпана. Можно остановиться. Но мы-то знаем, что это только начало и переходим ко второй стадии - стадия наезда. Это как плюс и минус перетекающий в бесконечность. Это может продолжаться вечно. Я, естественно со знаком минус. Мой брат, со знаком плюс.

Надежда. А ты? Ведь всю жизнь таскаться по разным городам невозможно. С места на место. Как перелетная птичка. Ведь это должно когда-то кончиться, дочка?

 

Кирилл собирает скомканные салфетки на поднос. Убирает остатки от еды, тарелки, кружки.

 

Кирилл. Мама не начинай ты этот разговор. Оставьте друг друга в покое. Она же говорит, знает как надо.

Надежда. А я начну. Не останавливай меня. Должна же я уже всё высказать! Сколько можно молчать. Как приехала наша королева - всё только и думаю, как бы не спросить что лишнего, как бы слова не перековеркать. На цыпочках хожу. Боюсь утром разбудить королеву. До обеда спишь! Но как можно так много спать? У себя ты тоже столько спишь?

 

Кирилл встаёт, уносит поднос. Берет на кассе новые салфетки, шутит с кассиршами. Возвращается. Полина продолжает делать оригами из новых салфеток.

 

Надежда. У себя ты тоже столько спишь?

Полина. Нет. Я ж у вас только и отсыпаюсь. Люблю поспать после пробежки, у меня же отпуск, в конце-то концов! Да и что ещё делать, в вашем городишке.

Надежда (передразнивая). “В вашем городишке…” Давно ли он стал наш? Тридцать тыщ население, городишко ей. Ты тут родилась. Не зря говорят. Где родился там и сгодился. Вернулась бы уже. Вышла замуж, внуков мне родила. Может вся твоя дурость ушла бы...

Полина. Вот именно, только дуры и выходят замуж в моем возрасте.

Надежда. Дуры? Тебе сколько лет, ты помнишь? Тебе 30! Тридцать! Когда ты будешь думать о будущем?!

 

Мимо снова проходит охранник-хохмач, самолет по-прежнему у него в руках, тараторит очередную присказку. Долго не задерживается, проходит дальше, повторяя фразу и меняя интонацию:

Настоящее всегда чревато будущим!

Настоящее всегда чревато будущим!

Настоящее всегда чревато будущим!

 

Надежда (смотрит вслед охраннику, тише). Тебе тридцать лет! Я уже успела и тебя, и брата твоего родить в твоем возрасте. Дура была? Может быть. Но я и работала, и училась, все успевала. Папа ваш умер, остались мы с вами. Но я не сдалась. Я грызла эту жизнь. Пробивалась. А как иначе? Что было бы если я сдалась? И металась из стороны в сторону? Где бы сейчас были мы? Для чего я билась? Чтобы ты поехала учиться, выучилась, вернулась в свой город. Устроилась на работу. Вышла замуж удачно и родила детей. Примитивно? Ну ты извини. В твоем случае только это и поможет.

Полина. (разбирает салфетку, кладет себе на лицо, придерживая руками) Сколько можно мама эту древнюю схему жизни рассказывать. Киря, ну поумничай теперь то, а… Ты то у нас супер современный перец.

Кирилл. Мама, я понимаю и тебя, и Полину. Нам очень повезло с тобой что ты не сдалась и сделала всё что могла для нас. Но возможно, что у тебя и выбора не было. А Поля что. У неё нет ещё семеро по лавкам. Она ищет себя. Она творческая личность, ей нужно другое. Не дом и грязная посуда, а ножницы и салон Волкова. Ей нужно пространство, свобода. Вон… она руки не знает куда деть, все салфетки кафе переведет на свою фантазию… (берет мать за руки) Возможно когда-нибудь всё произойдет как ты хочешь, просто нужно ещё немного времени…

Надежда. Сынок, ты меня не подведи. Ты такой у нас правильный… Иногда вот думаю кто из вас старше… На тебя моя последняя надежда.

 

Полина опрокидывает голову на кресло с салфеткой на лице. Кирилл обнимает мать.

 

Голос Полины. Я готова капитулировать и выкинуть белый флаг, лишь бы всё остановилось именно на этом моменте. Я готова со всем согласиться и принять свою никчемность для матери. Но… Эти люди не убиваемы.

Надежда. (Кириллу) Всё и всех понимаешь… Но время идёт. Ей тридцать, тебе почти. Когда же вы будете растить и воспитывать детей?

Кирилл. Мам, время на это найдется. Просто пока у нас так. А что будет завтра, не будем загадывать.

Надежда. Вчера Галю встретила, нашу бывшую соседку по старой квартире.

 

Кирилл и Полина смотрят на мать.

 

Эпизод 1 из жизни Надежды.

Надежда встречает где-то между рынком и домом старую приятельницу Галину. Обе женщины с сумками до земли, из которых торчат продукты. Галина довольно тучная женщина с тяжелым дыханием.

Галина. Ой, Надюшечка, сколько лет сколько зим.

Надежда. Привет, да, давненько не виделись…

Галина. Ну рассказывай, как дела, как живешь? Я тут, видишь, с рынка иду, внучатам фруктов набрала. Сладостей. Пойду побалую детей старшего сына... Лерочке 2 года и Мишечке 5 лет. Так быстро растут. Только успеваем одежду новую покупать, так быстро растут… Но ничего, папка, сын наш, ты ж знаешь, начальник большой. Не жалеет денег на них. Два раза в год обязательно море… да, детям море, солнце очень нужны… Жене шубу купил, машину новую. Ну а что, хоть невестка мне и не нравится, но двое детей родила, а это очень важно. Материнский капитал! Это семья. Ячейка общества… А тут ещё новость узнали... младшая наша дочь близнецами беременна. Помнишь её, да? Светочка, зайка наша. Да, вот такой сюрприз, двойня. Она же у нас закончила финансы, гордость наша. Полгода назад замуж вышла за лейтенанта. Как в той песне Аллегровой… (поет) «Мальчик молодооой, все хотят потанцевать с тобооой...» Мы же хотели, чтобы она постарше мужа себе искала. Чтобы обеспечил её и нас. Чтобы денежки умела мужа считать. Но ничего. Вот уже беременная. На четвертом месяце. Так что все правильно. Не по залету замуж вышла, нет. По настоящей любви! Вот теперь и им готовиться вкусности покупать. Но ничего, вытянем… (вздыхает) Всех поднимем. И так сейчас бегаю туда-сюда, как заводная. Лечусь, да, Наденька. Диабет, да... Лишний вес, никуда от него не деться. Если хорошо живешь - готовься к диабету. (Недовольно осматривает Надежду) А ты худенькая, тебе такое не грозит. Теперь у меня два раза в год, весной и осенью капельницы, курс таблеток — всё бесплатно. Государство помогает. Врач-то у нас молодой, но грамотный... Все по полочкам рассказал, не могу отказаться от вредностей, но два раза в год, говорю же, профилактика у меня. Весной снова, а уже нужно будет на дачу ехать, саженцы вести. Но все как обычно, полную машину нагрузим и перевезут меня на дачу. Буду там сидеть, сторожить. А то воры какие пошли. Даже зелень воруют. Слышала? (вздыхает) Да что ты там могла слышать… Ты же не общительная. Откуда тебе что слышать, да, Наденька. Никогда не позвонишь, ничего не расскажешь. А мы вот как живем, друг за друга держимся, все друг другу доверяем. С Олькой общаюсь, всё про неё знаю. С Люсей общаюсь, ой, что у неё происходит!.. А вот из тебя никогда слово не вытянешь. А твои-то, твои-то как? Внуки-то есть у тебя? (зазвонил мобильный Галины) Ой, ну ладно, Наденька, побежала я, ждут меня мои. Когда ещё увидимся. Опять ты ничего не рассказала…

Галина исчезла.

Темно.

 

Полина. Мам, тебе надо было рассказать, что у Кири-то новая тестомешалка. Ну что ты растерялась?

 

Полина и Кирилл смеются. Надежда молчит.

 

 

Картина 3. Поиски тайн.

Полина продолжает собирать из бумажных салфеток всё что придёт в голову.

 

Голос Полины. Если капнуть глубже, я, конечно, понимаю свою мать. Понимаю, что она хочет до меня донести, на что сетует. Она хочет видеть меня такой, какие окружают её люди. Чтобы я была как все. Как все, нормальные люди. Но о том, что такое норма, я думаю, мне не стоит начинать рассуждать. Мама никогда не видела отца и прожила не в полной семье. Та же история и у нас. У неё был один маршрут дом-работа, работа-дом. А дома её ждали два голодных рта, которым она отдавала всё, что у неё было. Вместо устройства своей жизни, она думала только о нас и нашем будущем. И я даже где-то жалею, что не могу оправдать её надежд.

Надежда. (Полине) А ты слышала про Свету Наготкову, свою одноклассницу?

Полина. Что именно?

Надежда. Она замуж вышла. Пополнела, а то как у тебя одни кости были. На человека стала похожа. Свадьба пышная была.

Полина. Ну и ладно. Рада за неё.

Надежда. А что рада. Свадьба гремела три дня. Говорят, кучу денег потратили.

Полина. На папиной машине и в маминых трусах? (вертит в руках что-то похожее на бумажные трусы)

Надежда. Не п о няла, о чем это ты?

Кирилл. Поля хочет спросить, свадьба была в кредит?

Надежда. (Полине) А тебе что, жалко?

Полина. Да мне все равно. (рвет бумажные трусы).

Надежда. Пусть и в кредит. Зато все знают какая свадьба была. Фотограф был. Говорит, фотографии только через год будут. Но в одноклассниках уже много кто выложил с бубнилки. Лайков много собрали. Приглашали кого-то из Москвы выступать, с шоу Голос. Забыла, как его… как же его звать… ну этот…

Полина. Да ладно, не вспоминай, не важно это всё.

Надежда. А что не важно... Ну как его… Ты знаешь может его… Звезда...

Полина. Да ладно, мам. Я с этими звездами общаюсь каждый день. (лепит бумажную звезду на лоб, улыбается матери).

Надежда. А где ты общаешься? Хоть бы одну фотографию показала.

Полина. А чего показывать. Ты не веришь мне что ли?

Надежда. Верю, не верю - какая разница. Никто не знает, чем ты там занимаешься. Ничего не рассказываешь, не показываешь… Тайна прям какая-то.

Полина. Что значит, никто не знает. Я просто не ору о том кого знаю. Зачем мне это?

Надежда. Вот именно, зачем тебе это всё, если ты этим пользоваться не умеешь.

Полина. Я не понимаю, о чем ты говоришь.

Надежда. Всегда такая, ничего не понимаешь, как маленькая. Фотки бы в одноклассники выставляла со звездами. Надо показывать, что ты ст о ишь. Ради чего все это.

Полина. Что это?

Надежда. Венец безбрачия!

Полина. (вздыхая) Господи, мама, да что же ты все не сдаешься!

Надежда. Поля, а чем тебе Петя не подходит? Кирилл давно с ним дружит, проверенный парень.

Полина. Мама, ну я прошу не начинай меня опять ко всем сватать...

Надежда. А может ты из этих… чайлдфри[1]?

Полина. У меня пока другие приоритеты. У меня почти все из окружения не замужем и не женаты. И вообще, в Европе люди давно женятся и рожают детей после 30ти и позже. Живут же как-то. Не вымерли ещё, мам, ну?

Надежда. В Европе? Ты мне давай ещё про Америку начни говорить. Чертовы капиталистические страны… Нашла на кого ровняться. Посмотри, что там сейчас происходит! У этих, со снарядом в голове, скоро многоженство будет в порядке вещей.

 

Пауза.

 

Надежда. (смотрит в сторону окна) Знаешь, я так надеялась на тебя. Когда ты заканчивала высшее, ты сказала что тебе надо ещё немного поучиться. Попросила денег. Сначала пошла учиться стричь, ну думаю, пригодится. Потом поехала в Италию, на курсы к какому-то стилисту... Потом… я даже уже не помню чему ты там ещё училась… устроилась к Волкову. Я тебе всегда поддерживала, помогала с деньгами...

Голос Полины. В любой непонятной ситуации мама умеет переходить к теме денег. Тема денег — одна из ключевых в наших разговорах. Начинается подсчет сколько в меня вложено, сколько мне помогали и что получили взамен. Естественно взамен, ничего. Я как инвестиция себя не оправдываю.

Полина. Мама, ну я же вернула все деньги.

Надежда. (смотрит на Полину) А я даже не о них. Ты помнишь, что ты мне обещала? Помнишь?

Полина. Ну?

Надежда. Ты же каждый раз говорила, что ещё немного и вернешься, откроешь свою цирюльню.

Полина. Стричь мне теперь мало. А для большего я пока могу себя применить только ближе к столице... Не все так просто, мама.

Надежда. А что проще? Что тебе этот Волков. Сколько можно ему в рот смотреть?

Полина. Ты не понимаешь, о чем ты говоришь. Он лучший в своем деле. Мне очень повезло что… что он меня вообще взял к себе. Что я могу теперь с ним работать.

Надежда. Дочка, ну что это за жизнь то такая? Ездить по городам и весям? Вы же даже не артисты! Это же не стабильно.

Полина. Мама, мы имиджмейкеры. Мы зарабатываем обучением, мастер-классами, нас приглашают проводить семинары по стилю и образу в разные города и страны. Я на это могу жить. Плюс у меня есть свой видео-канал, веду влог[2]… (делает из салфетки видеокамеру)

Надежда. Что ведешь?

Полина. Влог, мам. Видео снимаю. (бумажной видеокамерой показывает процесс съемки) Рассказываю на широкую аудиторию как найти свои плюсы во внешности и преобразовать себя с помощью простых действий.

Надежда. (с удивление) И это кому-то интересно? Что за детский сад…

Кирилл. Мама, на её канале больше ста тысяч подписчиков… Это в три раза больше населения нашего города...

Полина. … ну и не все же измеряется количеством детей и лишними килограммами… Есть ряд людей для кого выглядеть хорошо также важно, как и быть успешным. И от своей деятельности, я получаю огрооомное удовольствие, а не как обычно тут у вас принято... дожить до пенсии и умереть на даче запнувшись об тяпку…

Надежда. (сплевывает через плечо и три раза стучит об деревянный стол) Поль, а может у вас давно любовь с Волковым? А ты нам не говоришь? Полина?

Полина. Ма… успокойся. Я и Волков? О чем ты?

Надежда. Ну да, ну да, он же дружит с организмами своего пола… Не, ну я-то что. Я жизнь знаю, полвека живу. С людьми работаю, разными людьми. Это, конечно, для меня не до конца понятно, но с этим я знакома... Был у меня один гаврик из «этих», как твой Волков. Большой такой, крепкий. Наладчик аппаратов. Мне сразу сказали, что он из «этих» когда только на работу устраивался, но брать мне некого было. К тому же он не пил, а наладчик, который не пьет на вес золота. Сколько рук то пообрубалось у других алкашей, сколько бы их не проверял… А он хорошо работал. Ничего не скажу. Но был одинок. Не было у нас больше “особенных” в городе. Так один и умер. Моё мнение такое... эти люди добровольно обрекают себя на одиночество…

 

Мимо проходит охранник-хохмач, перед охранником идет посетитель с подносом. Все столики заняты, посетитель ищет к кому бы присесть. Охранник ходит за ним, повторяет одну и ту же фразу, пока тот не найдет свободное место, как обычно, меняя интонацию:

Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами!

Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами!

Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами!

Посетитель долго думает где ему сесть, у свободного столика, но у WC, или ближе к окну, но с кем-то. Выбрал, что с кем-то сидеть ему будем комфортнее. Охранник ухмыляется.

…бараны пасутся стадами.

 

Кирилл. Покурю выйду.

 

Кирилл встает, берёт куртку.

Надежда. Ты ж не куришь, сын!

 

Кирилл подмигивает матери, молча уходит. Пауза.

 

Надежда. А у Волкова твоего, есть личная жизнь?

Полина. Мам… давай без этого вот, а?

Надежда. Ладно, ладно. Не наше это дело. Пусть сами со своими организмами разбираются. Наше дело маленькое. Но может быть всё-таки там есть хоть какой-то шанс?

Полина. Мама, нет!

Надежда. Ладно, ладно (пауза) Всё равно я не понимаю, сколько можно с ним возиться.

 

Эпизод 2 из воображения Надежды.

Студия красоты. Полина в черной рабочей одежде на корточках, трёт пол тряпкой. Основательно, перетирает одно и тоже место несколько раз. В зал входит Волков, манерный мужчина средних лет. Волосы зачесаны назад, обильно смазаны гелем. Подходит к Полине, нервно топает ножкой.

Волков. (тянет слова) Полиина! Сколько раз говориить, что нужноо мыть пол, когда никого нет в салонее!

Полина. Сергей Юрьевич, но сейчас никого же нет.

Волков. Чтоо значиит никогоо! А я! А я! А я тебе кто?

Полина. Последняя буква в алфавите.

Волков. Чтооо?

Полина. Когда ещё мыть пол если не сейчас?

Волков. Когда я сплююуу, например! (подходит к зеркалу, любуется собой, прихорашивается как может) Зеркалаа не забудь натереть…

Полина. Слушаюсь, мой господин.

Волков. И этооо. Сходи ко мне домооой, я на комоде у выходаа оставиил портмонее. Там мои документыы и карточкии все. Принесии и побыстрее, пожалуйстаа. Пошевеливайсяа. Чтоо ж ты такаяя не спешнаая, а? Что делааать тобой такоой..

 

Кирилл возвращается.

 

Кирилл. Мам, ты чего зависла? У вас сеанс гипноза? Маам?

Надежда. (приходит в себя)...Да знаю я как там у вас всё устроено. Я полвека живу, жизнь знаю… (Полине) Ты лучше скажи, почему у тебя вся одежда черная? Ты же ими дже йкер.

Голос Полины. Стадия поиска тайн обычно самая основательная. На этой стадии ищутся мои скелеты в шкафу. А если их нет, то их нужно обязательно придумать и вытащить из шкафа. И желательно, скелет должен быть потолще и пожирнее, мама долго любит пережевывать косточки моего скелета. Прежде чем ехать домой, я очень тщательно подхожу к подбору гардероба. Беру максимально яркую одежду, достаю золото, которое покупала мне мама за все годы моего существования и которое, я храню чтобы показывать ей его. Вы можете сказать, что у меня слишком много комплексов на сей счет... Да, мне 30ть, и я должна победить своих тараканов... Но чтобы избегать хотя бы часть разговоров о своей жизни, я старалась хотя бы соответствовать внешне её представлению об идеальной дочери. А в этот раз, решила, что буду собой. А действительно, какой я им идж ейкер, если сама прикидываюсь кем-то, а не собой. Сколько можно!?

 

Полина. (твердо) Я, мама — имиджмейкер.

Надежда. Разве вам не полагается ярко одеваться и привлекать внимание к себе?

Полина. (спокойно и с расстановкой) Чтобы привлекать внимание не обязательно одеваться во все цвета радуги.

Надежда. Ты это обо мне сейчас так?

Полина. Не только о тебе. Черный цвет в одежде - это классика, мам. Этот цвет никогда не выходит из моды. Если не знаешь что надеть и хочешь при этом хорошо выглядеть, то выбирай черный цвет. Не прогадаешь.

Надежда. Классика… (смеется) Ахаха, у нас на похоронах оказывается все по моде одеты. Во, дают!

Полина. Ты хоть знаешь сколько такая одежда стоит? Твоей годовой зарплаты не хватит.

Надежда. (с удивлением) За что это не хватит? За эти траурные тряпки? Тебя дурят, наверное…

Полина. Ты просто ничего в этом не понимаешь.

Кирилл. Матери не груби.

Полина. А ты чего уши развесил?

Надежда. Когда ты с братом нормально будешь разговаривать. Когда-то только он у тебя останется. Не стыдно тебе? Я понимаю теперь почему у тебя ни семьи, ни детей. Тебе доверять никого нельзя на воспитание. Как собака гавкаешь только на всех. Почему вы как чужие друг другу?

Кирилл. У нас просто разные вкусы.

Полина. (с ухмылкой) Я бы сказала, как раз таки, что вкусы у нас одни и те же.

 

Охранник-хохмач разгуливая вальяжно по кафе, говорит в пространство, останавливается, молчит и будто слушает от пространства ответ, затем снова начинает идти аккуратно, медленно, всматривается в пространство, слушает его, останавливается, молчит, затем снова идет и говорит:

Лучше быть умным и иногда тупить, чем быть тупым и постоянно умничать!

Лучше быть умным и иногда тупить, чем быть тупым и постоянно умничать!

Лучше быть умным и иногда тупить, чем быть тупым и постоянно умничать!

 

Картина 4. Катастрофа.

Столики пустеют, становится тише. Основные вечерние поезда разъехались. Полина смотрит на бумажные часы из салфеток, вздыхает. Снова что-то делает из салфеток.

 

Надежда. (разглядывает Полину) Всё равно не понимаю тебя. Выглядишь скучно, золото не носишь, не красишься.

Полина. У меня под натурэль макияж, мам. Суть его чтобы макияж не был заметен, будто не красилась, но на самом деле он есть. Такая хитрость.

Надежда. Под моль в общем… Какие шмели на моль полетят? Не понимаю...

Полина. (сначала спокойно, но при каждой фразе градус напряжения повышается, нервно теребит салфетки) Не нужно меня понимать мама, прими меня просто такой какая я есть... Я устала приезжать домой и подготавливаться за полгода к приезду. Покупать разноцветные вещи и золото, чтобы понравится тебе и нашим родственникам... Я люблю минимализм... Я ношу хоть и черную, но дорогую одежду. Я не люблю золото, и вообще драгоценности. И я не хочу себя заставлять их носить. Да, я делаю хвостик на голове и это не по-старушечьи, как ты говоришь, мама. Потому что волосы, убранные наверх открывают мои скулы, а когда выпадает пара прядей, это смягчает черты моего лица и смотрится довольно мило. (пауза) Я не хочу квартиру в ипотеку и машину в кредит, мама! Я хочу жить в разных городах и ездить на такси. У меня нет серьезных отношений, но я мама от этого не страдаю, понимаешь?.. Мне не плохо от моего одиночества... После пребывания у вас, я всегда начинаю сомневаться в себе. Я и так не отличалась большой уверенностью... Ведь я мама, никогда не умела ничего особенного в своей жизни. Училась в школе на тройки. Еле школу закончила. Спасибо тебе, что помогла финансово и отправила учиться... Но ты помнишь, сколько мне слез стоило тебя уговорить меня отпустить?.. Ты даже этого не помнишь. (пауза) С горем пополам я поступила в вуз, мне даже было все равно куда поступать. Не знаю какими силами ты меня запихнула в лесотехнический. Но слава богу, ума хватило, параллельно где-то ещё учиться. Я, мама, помогаю людям раскрыться. Это искусство мама, делать людей красивыми и самими собой. Многие люди не могут быть собой во многом из-за того что им навязаны чьи-то, чужие стандарты, они не могут за всем этим обличаем увидеть себя. Не могут открыть свой потенциал... А я мама, я сейчас помогаю людям. Я безумно горжусь своей работой, своим трудом. Когда у людей появляется свой облик, у них меняется жизнь, мама!.. Мне нравится работать по 16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: