П.2.1. Определение конфликта.




Реферат: Психология конфликта

ПЛАН ВВЕДЕНИЕ..................................................... 1.ПСИХОЛОГИЯ................................................. 2.ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА.......................................... п.2.1. Определение конфликта................................. п.2.2.Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. п.2.3.Основные стадии протекания конфликта................... п.1.4.Структура конфликта.................................... 3.СПОСОБЫИ МЕТОДЫОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИЧИН КОНФЛИКТА.............. 4.УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ..................................... 5.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППЫ............... 6.УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ.. 7.ВЫВОДЫ..................................................... 8.ЛИТЕРАТУРА.................................................

ВВЕДЕНИЕ

Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Чувствонеудовлетворенности общением присуще людям, в жизни которых слишком часто и сизбыточной интенсивностью проявляются два важных феномена: столкновение иотчуждениеСтолкновение - это чаще всего описываемая и встречающаяся форма контактовмежду людьми. Проявления этой формы весьма многообразны. В одних случаяхстолкновение проявляется исключительно в борьбе, в попытках противниковобезоружить друг друга. Примером этого может быть ситуация, когда кого-топытаются дискредитировать с помощью интриг, преследований, ложных обвинений ит.п. Другие формы столкновения больше похожи на поединки боксеров илифехтовальщиков - главное, к чему стремятся партнеры, - это доказать своепреимущество над другим. Иногда основной целью является установлениегосподства над другими людьми, с тем чтобы подчинить их своим интересам илииспользовать их ради собственной выгоды.Среди различных форм столкновения можно найти и такие, которые содержатконструктивные и ценные начала как для участников столкновений, так и длядругих людей и даже целых сообществ. Конструктивные интеллектуальные споры,конфронтации разных позиций могут приносить определенную пользу иудовлетворение, могут помочь улучшить ситуацию в мире. Общения в форместолкновений являются результатом индивидуальных различий между людьми ивозникает тогда, когда поступки индивидов- участников одной ситуации имеютаналогичную направленность. Столкновение бывают следствием несовпаденияустановок, чувств, стремлений, целей, моделей поведения и способов мышления.В жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако вдействительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют налюдей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведенияв конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Если эти переживаниячрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепитьсяоборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуруличности и искажает характер мышления, поступков и чувствНегативные последствия страха, враждебности и чувства опасностираспространяются и на другие ситуации, участником которых становится данныйсубъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, котораяохватывает все более широкие области межличностных отношений. Например,человек, воспитанный в атмосфере страха и опасности, сам впоследствии можетстать источником этой атмосферы, воспитывая своих детей или руководяподчиненными. При этом он действует не вполне осознанно, не руководствуясьтак называемым злым умыслом. Он всего лишь воспроизводит некоторый стереотипмежличностных контактов, который когда-то в прошлом был закреплен на нем какчасть его личности.Оборонительная реакция в ответ на чувство страха и угрозы может появляться вразличных формах поведения. Иногда под влиянием страха человек стараетсястать “маленьким и незаметным”, чтобы не попадаться на глаза тем, ктоявляется для него источником угрозы. Нередко встречаются такие люди, которыекогда-то в прошлом избрали для себя подобный стиль реагирования и поведения иведут себя так, хотя изначального источника опасности уже не существует.Другой вид оборонительного поведения заключается в постоянной готовности кнападению, к уничтожению или обезвреживанию источника опасности. Часто длятого. Чтобы избежать потенциальной угрозы со стороны других людей, прибегаютк попыткам подчинить их своей власти или постоянно контролировать их. Такоеповедение не продиктовано злыми намерениями. Люди, часто поступающие подобнымобразом, заботятся исключительно о том, чтобы чувствовать себя уверенно ибезопасно.Еще одним способом справится с собственным чувством страха и надвигающейсяугрозы является овладение набором уловок, игр и манипуляций, с помощьюкоторых можно удерживать другого человека на безопасной дистанции. Постояннаяготовность к оборонительно- наступательным и манипуляциям требует сменыразличных “масок” и “костюмов”, которые должны обмануть противника. Однакочасто происходит так, что тот, кто слишком часто играет или притворяетсяперед другими людьми, сам перестает понимать, что в нем истинно и аутеично, ачто - искусственно.Иногда столкновение преобразуется в другую форму контактов, которую можноназвать отчуждением. Отчуждение может рассматриваться как конкретная формасамообороны в виде перемирия, часто связанная с ощущением собственногобессилия или усталости, наступающая в результате предшествующей борьбы.Отчуждение может быть характерно не только для отношений между людьми, малознающими друг друга и имеющими мало общих интересов, но и для отношений междутеми, кто объединен общей работой, совместной научной деятельностью,принадлежностью к одной семье или группе. Такте отношения отличаютсядистантностью, равнодушием или чувством отчужденности.Несколько более смягченной формой отчужденности является так называемаяконвенциональная корректность. Она основана на соблюдении некоторых жесткозаданных границ, в рамках которых следует удержать собственное поведение иповедение другого человека. Эти границы устанавливаются под влияниемконвенционных норм, присущих данной среде или в результате действия неписаныхзаконов при выполнении социальных ролей.Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек обладает личностнымикачествами, своими привычками и предубеждениями, которые с неизбежностьювлияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форместолкновений является результатом индивидуальных различий между людьми ивозникают тогда, когда поступки участников одной ситуации имеютантагонистическую направленность.

ПСИХОЛОГИЯ

Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История ее, какизучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения(интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские имедицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь вконце прошлого столетия, после того, как получила экспериментальную базу иестественнонаучную физиологическую основу.Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге Вундтомбыла открыта первая психологическая лаборатория.В чем же суть и особенности практической психологии?Различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практическойпсихологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором естьвсе: и личностная структура, и система психических процессов, свойств,функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своейдинамикой.Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должноопираться не только на отдельное предметное представление, которое есть впсихологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которуювключен этот реальный объект - человек.В центре внимания практической психологии должен стоять реальный живойчеловек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферужизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и наполненныйразличными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить.Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своихсложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций беззначительных нервно-психических напряжений.В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграциязнаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем,возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности.В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методыпрактической психологии и результат, к которому можно прийти, используярекомендации практической психологии.Практическая психология состоит из четырех частей:1) психология индивидуальности;2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;3) психология профессиональной деятельности;4) психология личной и обыденной жизни.Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с егонеповторимой индивидуальностью, который должен знать и понимать другогочеловека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповыеотношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с тем имеютсяопределенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знаниекоторых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальныхчасти практической психологии раскрывают возможности и способности поведениячеловека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной иобыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняягармония человека, как сам человек может способствовать ее развитию иукреплению психического здоровья.

ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА

п.2.1. Определение конфликта.

Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется как столкновениепротивоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельновзятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностныхотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательнымиэмоциональными переживаниями.Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельнымилюдьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами,мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. п.2.2.Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта взависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например,конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувствомслужебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и егозаместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностьюи организацией, в которую она входит; между организациями или группами одногоили различного статуса.Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовымисотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (междулюдьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которыхпредставлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные исмешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они такженаиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан порукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителярассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин.Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным.Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:· трудовым процессом;· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то естьих симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей,действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;· личностным своеобразием членов группы, например неумениемконтролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,некоммуникабельностью, бестактностью.Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу ихразрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагиваютпринципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов иразрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективныйуровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часторазрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другиенегативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работыгруппы или организации.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: