Примерная тематика курсовых работ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа, являясь итогом изучения курса «Методика преподавания профессиональных дисциплин», должна свидетельствовать об освоении студентом всего комплекса теоретических знаний, умений и навыков для успешной самостоятельной педагогической работы, продемонстрировав умения свободно ориентироваться в теории и практике хорового исполнительства, знания основ общей и музыкальной педагогики и психологии.

Основная задача при выполнении работы - научиться изучать, анализировать и использовать специальную методическую литературу, практический педагогический опыт, выдвигать теоретические положения и убедительно их аргументировать, давать конкретные практические рекомендации. Курсовая работа рассматривается как важнейший этап формирования профессиональных и научно-исследовательских навыков, должна показать уровень общеобразовательной подготовки, степень самостоятельности мышления.

Основные требования к написанию курсовой работы

Курсовая работа есть краткое изложение содержания книги, учения, научной концепции, проблемы (в печатном виде, либо в форме доклада, сообщения). Она может включать в себя комментарии, анализ прочитанного.

В обязанности студента входят оценка значимости высказанных автором мыслей, выявление практической актуальности и ценности отдельных положений и рекомендаций, сравнение позиций отдельных авторов по конкретному вопросу.

Кроме того, в курсовой вполне могут быть изложены и проанализированы собственные наблюдения, исследования, эксперименты, практический опыт автора, его старших товарищей и коллег. Правомочны курсовые работы, в которых обобщаются принципы и методы работы ведущих педагогов-хормейстеров данного учебного заведения, либо по месту прохождения практики (особенно для студентов-заочников).

Курсовая, посвященная вопросам методики работы с хором имеет несомненную ценность, поскольку демонстрирует широкий комплекс исполнительско-методических знаний, необходимых в работе. Они могут освещать и общепедагогические, в частности воспитательные проблемы.

При работе над курсовой студенты, как правило, испытывают следующие затруднения:

- недостаточное умение вести исследовательскую работу в области

исполнительства;

- отсутствие навыков научного музыкально-исполнительского мышления;

- неумение анализировать и обобщать прочитанный материал, отделив

главное от второстепенного;

- неумение письменно излагать свои мысли в сфере своей специальности.

Поэтому в ходе работы над курсовой студент осваивает, по существу, новый для него вид профессиональной деятельности - научно-исследовательский, предполагающий владение письменной речью, основами методологии, а также навыками работы с компьютером, библиографией и правилами оформления своего научного труда. Такой вид работы способствует развитию логического мышления, поскольку требует ясности и лаконичности формулировок, терминологической точности и достоверности профессиональных определений, четкой последовательности в изложении материала.

Примерная тематика курсовых работ

Определение и формирование темы - начальный и вместе с тем один из самых ответственных моментов работы над курсовой. Тема должна быть близкой студенту, чтобы работа над ней могла его по-настоящему увлечь, тогда научное исследование превратится в творческий процесс, который позволит студенту почувствовать вкус к исследовательской работе в области своей специальности (что имеет немаловажное значение для его последующей деятельности).

Тематика курсовых работ может быть из различных областей хорового исполнительства:

- эволюция хорового образования;

- становление дирижирования как науки;

- специфика воспитания дирижера;

- о деятельности выдающихся дирижеров;

- методические принципы работы с хором и прочее.

1. Национальные школы дирижирования.

2. Становление и развитие русской дирижерской школы.

3. Специфика работы дирижера оперного театра.

4. Система музыкального образования в России. Проблемы. Перспективы.

5. Воспитание творческой индивидуальности дирижера.

6. Исполнительская палитра дирижера.

7. Значение ауфтакта в дирижировании.

8. Вокальное воспитание и обучение хорового коллектива.

9. Особенности работы над современными хоровыми партитурами.

10. Подготовка дирижера к концертному выступлению.

11. Выразительные возможности дирижирования.

12. Работа дирижера над крупной формой (на конкретной партитуре).

13.Самостоятельная работа дирижера над партитурой и этапы её разучивания и исполнения.

14.Особенности дирижерской профессии и дирижерской педагогики.

15. Дирижирование как средство музыкального воспитания руководителя и коллектива.

16. Истоки и становление дирижерско-хорового образования

17. Пути развития дирижерской-хоровой специализации.

18. Специфика работы над полифонической партитурой.

19 Ступени развития личности дирижера.

 

Основные этапы работы.

1. Выбор темы и изучение её в общем виде. Тема выбирается заранее, в процессе изучения методики, после предварительного ознакомления с перечнем предложенных в Приложении №1 тем и с последующей консультацией преподавателя по специальности (руководителя работы). В выборе темы студенту необходимо проявить самостоятельность в соответствии со своими профессиональными интересами и склонностями. Общее представление о теме курсовой работы помогут получить соответствующие разделы учебных пособий и основная литература по теме.

2. Определение хронологических рамок библиографического поиска в соответствии с особенностями темы, поставленными целями и задачами.

3. Выявление источников поиска информации по теме исследования. Предварительно составляется список источников, которые предстоит проработать для выявления специальной литературы. Основным источником для составления библиографии являются специальные библиографические справочники и каталоги библиотек. К числу главных из них относятся:

1) Издания Информационного центра по проблемам культуры и искусства Российской государственной библиотеки – прежде всего регулярно выпускаемый указатель «Библиографическая информация. Музыка» (24 выпуска в год). В них содержатся сведения о всех новых изданиях (книги, статьи) по вопросам музыки, музыкального исполнительства и образования, изданных в России на русском языке, а также – о публикациях на иностранных языках, поступивших в главные библиотеки России.

2) Специализированные ретроспективные аннотированные указатели «Советская литература о музыке» и «Зарубежная литература о музыке» (реферативный справочник). В них содержатся данные об изданной литературе за прошедшие годы (об отечественных изданиях – с 1917 года).

3) Отдельные справочные издания и списки, выпускаемые вузами, крупными библиотеками, методическими кабинетами.

4) Каталоги (систематические и алфавитные) библиотеки ЧГАКИ, Челябинской областной научной библиотеки.

5) Важным источником также являются периодические музыкальные издания, прежде всего журналы «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», в которых публикуются материалы по вопросам исполнительства и музыкального образования, рецензии на новые произведения и концерты крупных музыкантов. В последних номерах журналов приводятся перечни всех материалов, опубликованных в истекшем году.

4. Составление рабочей картотеки. Рабочая картотека включает библиографическую информацию о всех документах по теме исследования, выявленных студентом. В ходе подготовки дипломного реферата карточки с библиографическими описаниями могут быть сгруппированы сначала в алфавитный перечень авторов и заглавий, затем – по главам. Целесообразно на карточках рабочей картотеки проставить шифры книг (это облегчит в дальнейшем заказ изданий в библиотеке), а также другие рабочие пометки. По мере ознакомления с выявленными материалами часто выясняется, что некоторые публикации не представляют интереса (содержат вторичный материал, устарели и т.д.) Не следует спешить исключать их из картотеки – лучше сделать соответствующую пометку. Окончательный отбор источников для включения в список использованной литературы обычно проводится после написания текста дипломного реферата.

5. Изучение литературы. Изучение выявленных публикаций целесообразно начинать с материалов, освещающих проблему в целом. Это поможет увидеть изучаемую тему во всей ее глубине и многоаспектности, а в дальнейшем определить структуру курсовой работы. В ходе изучения литературы конспекты, рабочие записи следует делать таким образом, чтобы в дальнейшем легко было точно и грамотно оформить ссылку на ту или иную цитату. Наряду с методической литературой необходим тщательный отбор музыкальных произведений, используемых в качестве исполнительского анализа либо примеров. Они должны отличатся разнообразием стилей, направлений, эпох, жанров.

6. Проведение исследования. Этот этап работы по своему содержанию, форме и срокам проведения всецело зависит от темы исследования. Чаще всего уже на самом начале работы студент, консультируясь с преподавателем, продумывает цели и задачи исследования, определяет исследовательский инструментарий и базу проведения исследования.

7. Уточнение структуры курсовой работы. Предварительно составленный план, на данном этапе уточняется, детализируется и соотносится с имеющимся материалом. Поскольку структурирование – процесс сложный и ответственный, уточненный вариант плана должен быть согласован с научным руководителем. Более подробно об основных структурных элементах курсовой работы – смотри соответствующий раздел данных «Методических рекомендаций».

8. Написание текста курсовой работы. Процесс написания курсовой, даже при наличии хорошо разработанного плана и достаточной ясности содержания – непростое дело. Излагая материал письменно, очень важно последовательно развивать мысль, чтобы в тексте не было скачков, неподготовленных ответвлений, топтания на месте, когда одно и то же повторяется разными словами. Каждое соображение должно быть высказано точно и ясно. А для этого необходимо, чтобы в тексте не было длинных, запутанных предложений, нанизывание причастных и деепричастных оборотов, частого (особенно в пределах одного абзаца и даже предложения) повторения одних и тех же слов, кроме, разумеется, случаев, когда это вызвано спецификой излагаемого содержания. Писать следует, по возможности, простыми, но завершенными по мысли предложениями. Желательно избегать большого количества прилагательных, относящихся к одному существительному (особенно синонимичных по значению), наслоения одинаковых падежей, (чаще всего родительных), лишних синтаксических конструкций, всего, что может затруднять чтение и восприятие содержание реферата. Вместе с тем надо иметь в виду, что чрезмерная лаконичность и конкретная форма изложения мыслей свойственна, скорее, стилю инструкций, нежели исследовательскому труду. Каждая мысль и каждое положение должны быть убедительно обоснованы и подтверждены характерным примером, умозаключением, ссылкой на определенный источник или конкретный факт или опыт. Тогда содержание курсовой делается убедительным: читая его, становится ясным, что студент хорошо изучил поставленную проблему и владеет излагаемым материалом. В конце работы желательно сформулировать обобщающие выводы. Они могут быть краткими или развернутыми в зависимости от темы и характера разработки.

Любая курсовая работа базируется на документах, поэтому студент не только может, но и должен прибегать к цитированию. В цитировании следует знать меру и соблюдать определенный такт. Цитатами надо пользоваться только тогда, когда действительно нельзя обойтись без авторитетного мнения специалиста. При этом следует обязательно сослаться на источник. Цитату можно изложить собственными словами, если при этом не нарушается целостность изложения и не искажается авторская мысль. Ссылка на источник в этом случае также необходима.

Часто студент приводит противоположные суждения и мнения, принадлежащие разным авторам. Разумеется, надо изложить позиции оппонентов, но при этом не забывать сформулировать и аргументировать собственную точку зрения.

9. Редактирование текста курсовой работы. Прежде чем передать работу на чтение научному руководителю, студенту следует отредактировать ее самостоятельно: перечитать весь текст, проверить его с точки зрения убедительности приводимых доказательств, логичности изложения материала, наличия повторов, правильности литературного стиля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: