Методы православного воспитания




Н.В. Маслов,

доктор педагогических наук,

президент Фонда святого благоверного

князя Александра Невского

МЕТОДЫПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Православная педагогика на протяжении длительной истории своего существования разработала разнообразные методы, часть из которых используется современной системой образования.

Обобщая эти методы, святитель Филарет Московский сказал кратко: «Наставляй добродушно, обличай кротко и мирно, наказывай умеренно и с сожалением».

МЕТОД НАСТАВЛЕНИЯ (НАУЧЕНИЯ)

Этот метод состоит в том, что дети слышат от своих воспитателей определенные правила деятельности.

В первых христианских и дореволюционных русских школах детей наставляли, опираясь на Священное Писание, творения святых отцов и наставления подвижников благочестия.

МЕТОД ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ

Предостережение - это наставление, обращающее внимание детей на недостоинство и вредные последствия некоторых действий. Этот метод основан на учете возрастных особенностей детей и исходит из того, что дети неопытны, опрометчивы и любопытны, к тому же нежны и слабы. То, что не наносит ущерба взрослому, может быть весьма вредным и опасным для ребенка. Удалить от детей все вредоносное невозможно. Поэтому необходимо, чтобы дети постепенно сами привыкли различать вредное и опасное от хорошего и доброго.

Православная педагогика выдвигает ряд требований к предостережению.

- Предостережение должно быть умеренным. Им нужно пользоваться только там, где оно оказывается необходимым.

- Необходимо избегать всякого преувеличения. Если дети рано или поздно распознают обман, они перестанут верить наставникам и родителям.

- Предостерегая, надо «применяться» к внутренней расположенности детей, к тому, что не все на разных детей производит одинаковое впечатление. Лучше объяснять с помощью примеров. Особенно предостережение действует на воспитанника, если ему указывают на его собственный опыт.

- Предостережения всегда должны быть ласковыми, с благоразумным применением к обстоятельствам. Такие предостережения дети принимают охотно.

- Предостережения не должны выходить за рамки опыта детей. Если что-то вредно для них, но детям незнакомо, необходимо предостерегать их от этой опасности только в общих выражениях.

МЕТОД ОГРАЖДЕНИЯ ОТ СОБЛАЗНОВ

Соблазны препятствуют духовному совершенствованию человека. «Соблазн бывает или учением, или жизнью», — говорится в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

Соблазн возбуждается через зрение и слух. Дурной пример родителей, педагогов, взрослых является причиной бедственного состояния детей. Главное средство к избежанию соблазнов — ограждение от них детей.

МЕТОД ПРИМЕРА

Ограждая детское сердце от соблазнов, родители и воспитатели используют особые средства для насаждения и укоренения в нем добродетелей. Первым из них после устного и письменного наставления является пример благочестия, который показывают в своей жизни воспитатели. «Лучше можно научить дитя примером, нежели словами», — пишет блаженный Иероним. При этом нужно помнить, что дурные примеры производят на ребенка более сильное воздействие, чем примеры добрые.

Православная педагогика говорит о необходимости обращения к примерам жизни великих людей, прежде всего святых.

Имея перед собой высочайший образец — жизнь Господа Иисуса Христа, православный педагог стремится подражать Ему. Могучая действенность этого нравственного примера, в свою очередь, привлекает учеников и также побуждает их к подражанию.

МЕТОД ПРИСПОСОБЛЕНИЯ (К ЛИЧНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ, ВРЕМЕНИ, ВОЗРАСТУ, СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА)

Метод приспособления (сообразности) хорошо известен современным педагогам.

По замечанию святого Иоанна Златоуста, само наставление для «первого возраста» должно быть кратким, ибо «нежные умы» не могут усвоить пространного учения. В дальнейшем, по мере взросления ребенка, также необходимо сообразовываться с его возрастными и личными особенностями, приспосабливать педагогические воздействия к времени, месту, обстоятельствам воспитания.

МЕТОД ВОЗДЕРЖАНИЯ (ОГРАНИЧЕНИЯ)

Этот метод вытекает из необходимости уметь подчинить низшее—высшему, тело—духу.

Для достижения этого детей приучают к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питье. По мнению святых отцов, невоздержанность является причиной не только физических расстройств и болезней, но и душевных болезней.

Для детского возраста необходимы «особые распоряжения» относительно не только количества и качества пищи, но и времени сна и бодрствования.

Чтобы помочь детям упорядочить беспорядочные движения сердца и воображения, их с малых лет приучают к трудолюбию.

МЕТОД НАГРАДЫ

Для того чтобы детей не только удерживать от плохих поступков, но и побуждать их к точному исполнению своих обязанностей, употребляются награды.

За всякий труд педагог должен уметь поблагодарить ученика, утешить и ободрить его выражением своей признательности.

Чрезмерные похвалы и награды могут причинить вред ученику, привести к развитию гордости. Кроме того, педагогу следует опасаться, чтобы награды не получили значение цели, руководящей поступками ученика. Одобрение — высокая награда, доверие родителей и воспитателей — высочайшая.

МЕТОД УГРОЗЫ(НАКАЗАНИЯ)

Святые отцы говорят, что воспитывать должна одна любовь, а любовь требует не только ласковости, но и строгости.

Святой Киприан Карфагенский отмечает, что любовь в воспитании должна быть разумной, она должна не покрывать пороки учеников, но искоренять их.

Православная педагогика предъявляет ряд требований к применению наказания.

- Наказание не должно быть опрометчивым. Кто наказывает часто и без крайней нужды, тот делает наказания недейственными.

- Наказания необходимы тогда, когда воспитанник нарушает нравственные нормы, когда словесным вразумлением нельзя призвать воспитанника к порядку.

- В наказании необходима мера благоразумной строгости.

- Наказание не должно вредить здоровью, подавлять в воспитаннике чувство стыда и чести, возбуждать какое-либо вредное чувство (например, презрение, жестокосердие и др.).

- Наказание должно быть сообразно с намерением и свойствами провинившегося.

- Степень наказания необходимо определять по тому, каким оно должно быть, чтобы произвести желаемое действие. Поэтому маловажные, но обратившиеся в привычку проступки иногда требуют более сильного наказания, чем проступок, который воспитанник совершил нечаянно — был вовлечен в него обстоятельствами вопреки своему расположению.

- При выборе наказания нужно учитывать личные качества провинившегося, его физическое состояние, темперамент, возраст, пол, звание, чувствительность и прежнее с ним обращение.

- Необходимо предусматривать, какое впечатление произведет наказание также и на товарищей наказываемого. Проступок, оставленный без наказания, бывает причиной другого проступка. Угроза наказания удерживает человека. Наказание — это предостережение для него.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫВОЗДЕЙСТВИЯ

В православной педагогике им уделяется особое место. «Слова есть видимое обнаружение ума». Педагог должен говорить благоразумно и обдумывать каждое свое слово. В беседах нельзя допускать оскорбительных и соблазнительных слов, злоречия, осуждения, непристойных шуток. Речь педагога должна быть краткой, ясной, одушевленной, благовременной. Она должна покорять истиной.

ФОРМЫОБУЧЕНИЯ

В православной педагогике существуют следующие формы обучения истинам веры и другим наукам, способствующие усилению воспитательной направленности процесса обучения: акроаматическая (повествовательная), эротематическая (вопросо-ответная), катехизическая, эвристическая, диалогическая.

Акроаматическая (от греческого слова «слушаю») форма, она же повествовательная, состоит в том, что учитель сообщает ученикам учебный материал в повествовательной форме, а ученики слушают и воспринимают сообщаемое. Эта форма необходима при сообщении таких сведений, которые не могут быть усвоены никакими наводящими вопросами. Акроаматическая форма обучения уместна в самом начале занятий, когда ученики совсем не знают преподаваемого предмета.

ЭРОТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Название этой формы обучения происходит от греческого слова «спрашиваю». Это есть вопросно-ответная форма преподавания. Учитель ведет обучение посредством вопросов и ответов. Эротематическая форма преподавания имеет, в свою очередь, три особые формы: катехизическую, эвристическую и диалогическую.

Название катехизической формы происходит от греческого слова «катехизис» («оглашение звуками»; «изустное наставление»). Катехизическая форма, содействуя более легкому и прочному усвоению преподаваемого, не вызывает самодеятельности в учениках, потому что они в этом случае только слушают и воспринимают преподаваемое или, хотя и дают ответы, но из готового, сообщенного им ранее материала.

Эвристическая форма преподавания (от греческого слова «нахожу», «отыскиваю», «открываю»)— тоже вопросно-ответная форма. При этой форме обучения учитель не дает ученикам готовых сведений, но при помощи учителя они сами трудятся над их приобретением.

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Эта форма преподавания (от греческого слова «разговариваю») — разговорная. Она предполагает живую беседу учителя с учениками, когда учитель спрашивает учеников и последние, со своей стороны, обращаются к учителю со своими вопросами.

Эротематическая форма обучения во всех своих разновидностях более всего подходит к младшему возрасту и с успехом может быть используема в начальном обучении.

Определяясь главным образом степенью развития учащихся, форма преподавания зависит также от самого предмета обучения.

СРЕДСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

О назначении средств воспитания педагогу следует знать слова глинского иеромонаха Порфирия (Левашова): «Богатые средства воспитания должны противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силы духа настолько, насколько это требуется для служения государству и обществу».

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, раскрывая святоотеческое видение успешности воспитания, обращается непосредственно к педагогам:

«И в нынешнее время, и в прошедшее только те люди успешно совершили свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви, подчиняясь ее руководству. Вот вам полезное замечание, все современные педагоги! Наук-то у нас много, а дела выходит мало, у юношей наших в голове много, а в сердце мало, мало, а часто — увы! — нет ничего! Жизнь-то не соответствует образованию и науке».

Таким образом, чтобы совершенствоваться, иметь добродетели, «нужно жить жизнью Церкви, усваивать ее многовековой опыт».

С точки зрения субъектов воспитания, для успешности процесса воспитания необходимо взаимодействие Церкви, государства и общества.

История православной педагогики свидетельствует о том, что условием успешности православного воспитания является правильное духовное руководство. «Никто не может сам научиться человеческим наукам, накупив всевозможных книг, тем более невозможно научиться науке духовной, которая называется наукой наук».

Православная педагогика выделяет в качестве условия успешности воспитания ряд основополагающих качеств, специальных навыков педагога. Она выдвигает ряд требований к нему:

а) главнейшим и непременным условием успешности воспитательного воздействия является высокая нравственность учителя, его добрая жизнь.

Следовательно, чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному, высокому и прекрасному, учителя должны сами иметь высокую нравственность. Учитель должен быть нравственно выше учеников.

б) учитель должен быть профессионалом, прекрасно знающим преподаваемые предметы.

в) проявлять доброжелательность, любовь к ученикам и рассудительность.

Способность сострадательно и духовно любить воспитанников необходима каждому педагогу.

Педагог должен любить не только хороших, послушных учеников, но и тех, кто плохо себя ведет, плохо учится. Однако любовь эта должна быть разумной: она должна не покрывать недостатки учеников, но искоренять их.

Рассудительность увеличивает силу педагогического воздействия. Она побуждает учителя к знанию своих учеников, условий их существования и воспитания, уровня и характера их умственного и нравственного развития, их внутреннего расположения, душевных нужд и др.

Педагог должен быть осторожным в своих беседах с учащимися, чтобы не повредить им, должен соблюдать в словах меру и порядок— уметь вовремя молчать и кстати говорить.

г) Кроме того, учителю необходимо быть благоразумным, справедливым, мужественным и воздержанным. Мужество педагога — это нравственная крепость духа.

д) Всякому педагогу необходима мудрость, большая чуткость и наблюдательность при руководстве учениками с различными характерами, способностями.

Юный возраст особенно зависим от внешних впечатлений. Поэтому так важно, чтобы учитель проявлял истинное радушие, имел дружелюбное лицо, благородный внешний облик и манеру поведения.

Учитывая вышесказанное, очевидно, что успешность процесса воспитания обусловливается, прежде всего, таким фактором, как воспитание самих воспитателей. Источник: Журнал "Глинские чтения" июль-август 2007 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: