Детский мир» - царство игрушек, на все вкусы.




Б. Никитин

 

 

Развивающие игры

План

1) Что такое развивающие игры

2) Как играть с детьми. Правила, которые надо соблюдать, чтобы игра осваивалась успешно.

3) Описание развивающих игр.

Детский мир» - царство игрушек, на все вкусы.

Купили новую игрушку – радость, но проходит 0,5 часа, 1 час, день, два и она уже брошена, уже не интересна. Кто тут виноват?

- Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества.

Игра – основная форма Д. ребёнка, именно игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Вы думаете, что вы покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!

Все виды человеческой Д. включают в себя и исполнительский и творческий компонент.

Перед родителями, воспитателями, школой стоит задача: добиться того, чтобы каждого вырастить здоровым, крепким человеком, но ещё обязательно думающим, инициативным, способным на творческий подход к делу.

Все должны стать творцами? Да! А нельзя ли научиться выращивать таланты? Во всех крупнейших странах мирно ведутся научные и практические поиски в этом направлении. Биологи считают, что «среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно работают лишь 15-20%».

Психологи признают, что «человеческий мозг несёт в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность – это не отклонение, а аномалия человеческого ума, напротив, высшая полнота его проявления». Оказывается, природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой Д.! По жизни мы видим совсем иное.

Может быть правы те, кто говорит: «Умным надо родиться!» Но генетики утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передаётся путём воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением.

А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учёбе те ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития. В результате многочисленных исследований в разных странах пришли к выводу – от рождения до 3-х лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его способности. Значит, первые годы жизни – самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от окружающих ребёнка взрослых.

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придаёт особого значения условиям его развития. Какая разница, считают они, раньше или позднее начнёт играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда будет читать и считать. Зачем торопиться? Придёт время – научится.

Речь:1 год – лопотание; 2 – фразы; от 2 до 5 лет (К. Чуковский) – каждый ребёнок гениальный лингвист. Но это относится только к нормально развивающимся детям.

Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к диким животным (волкам, медведям, обезьянам) и вырастали среди них. Если ребёнка находили в 6-7 лет, его уже никакими средствами не могли сделать человеком. Оказывается возможность развиваться не остаётся неизменной! После рождения вместе с ростом ребёнка мозг его дозревает и становится способным к функционированию, это время и есть самое лучшее для начала развития всего многообразия человеческих способностей.

Но развиваться начинают только те способности, для формирования которых создаются условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт его развитие.

Но если жизнь ребёнка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать), то в таких условиях замедляется его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Современные исследования на молекулярном уровне подтверждают, что мозг на ранних стадиях своего развития требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Если нейроны лишены стимулирующей "учебной" среды, они уже не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений мозга. Лишив ребенка своевременного и полноценного воспитания и обучения в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на громадные затраты сил и времени на развитие способностей в будущем.

Итак, первое условие успешного развития способностей - раннее начало.

Но как "нащупать» оптимальный срок, то время начала развития, когда совершенствование идет и легко, и быстро, и наиболее продуктивно для будущего?

Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ребёнком. Просто говорят со дня его рождения. Проходит 5, 10 месяцев - произносит первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, стимулировали его.

В семье музыкантов, художников ребёнок рано видит, слушает, приобщается, пробует рано свои силы в данном виде Д. – развивает соответствующие способности.

А что если и в развитии других способностей поступить подобным образом:

насколько возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой

отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую

Д. и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Это второе важное условие эффективного развития способностей.

Третье важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, кот. требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей Д. человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе тренерами.

Можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать 4-ое важное условие: ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе Д., в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребёнка, его интерес, эмоциональный подъём служат надёжной гарантией того, что даже большие напряжения ума пойдут малышу на пользу.

Но предоставленная ребёнку свобода не только не исключает, а, наоборот, предлагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – 5-ое немаловажное условие развития творческих способностей. Самое сложное – не превратить свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. «Помоги мне сделать самому» - девиз м-педагогики.

Формула К. Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, никому еще не известные". Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта. Наша задача - помочь ребенку встать на этот путь. И одним из эффективных средств этого является игра.

* * *

Что покупают из игрушек девочкам?

Что - мальчикам? (Конструкторы – 7 лет).

Почему у ребёнка много игрушек, он ими не играет? Чаще потому что игрушка себя «исчерпала», исчез элемент новизны. Дать задачу для ума, длительную интеллектуальную нагрузку может не всякая игрушка. В этом отношении намного лучше строительные материалы, пирамидки, мозаика и пр. Эти игры дольше

"служат" детям, не надоедают им, так как обладают большой вариативностью,

разнообразием комбинаций. Но развивающие возможности этих игрушек

ограниченны: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не

требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребенка. Как же быть? Нужны игры нового типа, игры, моделирующие творческий процесс.

Такими играми нового типа и являются развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно: их цель – развитие ребёнка.

Для этих игр характерны следующие особенности:

- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с

помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из

"конструктора-механика" и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в

виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной

инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи

информации.

- Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа

математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков,

кирпичиков, деталей "конструктора" - видимых и осязаемых вещей. Это

позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять

точность выполнения задания.

- Задачи расположены в порядке возрастания сложности и имеют очень

широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3-летнему до непосильных

иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих

лет.

- Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти

вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие

способности.

- В развивающих играх (главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой Д. - самостоятельно и по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

1) развивающие игры могут дать пищу для развития творческих

способностей самого различного возраста;

2) их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие

развитие способностей;

3) поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка",

ребенок развивается наиболее успешно;

4) развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему

содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают

атмосферу свободного и радостного творчества;

5) играя в эти игры с детьми, взрослые (родители, воспитатели) незаметно для себя приобретают очень важное умение -- держать себя в руках, не мешать ребенку

самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение находить ошибки и недостатки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: