Вылечат духовные средства




 

N полечить медицинскими средствами можно. Только это едва ли поможет. Потому что здесь духовные причины. Первая, что он принял неправую сторону матери, а потому неправильно смущался. И думаю, что он за это подвергся наказанию. А может быть, есть еще одна или две причины духовные...

И потому для него всего лучше чистосердечная исповедь и вразумление духовное. Скорбные искушения во всяком случае полезны...

Положись на волю Божию

 

В последнем письме... сказала, что боишься болезни рака в груди. И всякая болезнь тяжела, тем более болезнь рака; но делать нечего, покориться этому следует. Бог лучше нас знает, кому какая пригодна болезнь для очищения страстей и согрешений. Не напрасно святой Ефрем пишет: “боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни”.

Сама знаешь, что болезнь эта большей частью происходит от тревожного состояния души, но по немощи и давней привычке не можешь удержаться от таких мыслей. Сама явно видишь, что враг под благовидными предлогами искушает тебя такими помышлениями; но под теми же предлогами не можешь не увлекаться этими мыслями, и по характеру твоему, и по особенному взгляду на вещи.

Заметив и познав это искушение вражие, чаще молись Господу Богу, чтобы устроил о тебе полезное и спасительное по воле Своей святой и простил бы тебе невольные ошибки, если действительно это ошибки. Ты не выше Ефрема Сирина, который зазрел Василия Великого, что он был пышно одет, идя на служение в церковь, но скоро был обличен и вразумлен. Молись и ты с верой и смирением Господу Богу, чтобы Он... тебя вразумил и успокоил <...>

Иное дело о подвижнической жизни думать и рассуждать, и иное — самой жизнью это испытывать. <...>

По немощи нашей телесной и душевной полезнее нам смиряться и покоряться тому, как дело идет по обстоятельствам, нас окружающим.

 

Болящему другу

 

Ты жалуешься на свои болезни, ты скорбишь, дорогой мой, и у меня, грешного, ищешь утешения и подкрепления своей страждущей душе... Друг мой! Что я, многонемощный, могу сказать тебе в утешение лучше того, чем утешал себя в немощах первоверховный апостол Христов Павел: “когда я немощен, тогда силен” (2Kop.12.10). Сам Господь сказал ему, когда он жаловался на свои немощи: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи” (2Кор.12,9). Почему и хвалился он своими немощами и только немощами: “собою же не похвалюсь, говорит, разве только немощами моими” (2Кор.12,5). Взирай на пример великого апостола, и Господь укрепит тебя Своей всесильной благодатью! А я вместо своего слова грешного предлагаю тебе благодатное слово святоотеческое.

Это целая переписка одного святого подвижника, преподобного Варсонофия Великого с болящим старцем — иноком Андреем. Этот старец просил Авву помолиться о немощах его, и вот преподобный Варсонофий пишет ему: “Предоставь Богу заботиться о тебе, возложи на Него все свои попечения, и Он устроит все, что до тебя касается, как Ему угодно. Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов. Мы имеем Владыку сострадательного, милостивого, человеколюбивого и простирающего руку грешнику до последнего его издыхания. Прилепись Ему, и Он устроит все лучше, нежели мы просим или думаем”.

 

К душевной пользе

 

А что здоровье твое стало трухляво: нечего делать, надо потерпеть; посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной.

Кто болезнь телесную принимает и переносит, как должно, о том сказано, что сколько внешний человек тлеет, столько внутренний обновляется А мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся.

Апостол о себе говорит: егда немоществую, тогда силен есмь; а с нами бывает более так: немощствует тело, немоществует и душа.

Но и в немощи нашей помянет нас Господь, если понудимся, как сможем, смиряться.

 

Терпи немощи с благодарением

 

Бог не требует от больного подвигов телесных, только терпения со смирением и благодарения.

 

* * *

 

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью — это происходит от гордости. “А гнев мужа, по слову святого апостола Иакова, правды Божия не соделовает”.

 

 

* * *

 

Пришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят — не могу класть поклоны, и это меня смущает”. О. Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: "сыне, даждь ми сердце", а не ноги”.

 

Пост в жизни болящего

 

Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя и по болезни, не должно презирать или насиловать совесть свою.

Скоромная пища не может исцелить вас от болезни; и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.

Вот я вам высказал свое мнение, как разумею; а вы избирайте для себя полезнейшее.

 

* * *

 

Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69-м апостольском правиле разрешается елей в среду и пяток, и даже некоторым на Страстной седмице, с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы не телоубийцы, а страстоубийцы.

Преподобный Исаак Сирии пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два, тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени и вкушал более обычной порции.

Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми, к тому же и нездоровье привязывается к вам. Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением.

Ежели в душевных недостатках приемлется покаяние, смирением растворенное, то в телесных немощах покаяние и самоукорение еще более имеют место. Преподобный Лествичник приводит слова “ни постихся, ни бдех, ни на земли возлегах, но смирихся и спасе мя Господь”. Начните, помолившись Богу, вкушать пищу в пост с елеем. Если же нужда потребует, по нездоровью вашему, большего, то в виде лекарства можете употреблять и большее. Представьте со смирением немощь вашу Господеви, и силен Он устроить все во благое.

Во время приготовления (к Святым Тайнам) нужно несколько дней употреблять без елея, но только советую вам придумывать пищу попитательнее, сухих плодов и подобного по желудку вашему, чтобы вы были способны к службам (если это возможно) и присматривать за детьми и в доме.

 

* * *

 

<...> Пишете, что в прошедший Успенский пост, по совету моему, говели и приобщились Святых Тайн и что исполнение этого христианского долга оживило и подкрепило вас. Слава Богу! И в наступивший Рождественский пост опять советую, подготовившись, приступить к... Божественному и спасительному Таинству. По заповеди церковной православные христиане должны приобщаться Святых Тайн во все четыре поста, а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же советовал бы я приобщаться, кроме постов, и в большие промежутки, как, например, между Успенским и Рождественским постом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: