Не универсальное средство,




а одно из средств.

Всегда ли развивающие игры действуют столь эффективно?

Увы, нет...

Пример: папа сделал сыну развивающие игры, регулярно с ним играет, соблюдает основные правила, руководит играми, а результатов нет.

Почему? Не было самостоятельности.

Игра - вовсе не эликсир талантливости, принимая который (в день по столовой ложке), можно достичь желательных результатов. Это только одно из средств развития способностей. Важно изменить стиль общения с ребёнком; не торопиться отгородить от трудностей; дать простор для исследований и Д.

2. Правила, которые надо соблюдать, чтобы игры осваивались успешно:

1) Радоваться успехам, но не захваливать (улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. Похвала не по заслугам может и повредить, особенно в старшем возрасте.).

2) Ни пресыщения, ни принуждения.

3) Самостоятельно – без подсказки!

А как быть с ошибками? (Не выполнять задания за ребёнка, не злоупотреблять замечаниями, подбадривать; лишь когда в первый раз знакомится, можно сделать замечания, отметить, что не так, чтоб был внимательнее, но затем лучше не отвлекать замечаниями, пусть развивается самоконтроль). Прежде чем указать на ошибку, пусть ребёнок поищет её сам, «выложится» до конца. Можно сказать об ошибке там, где её нет, пусть «докажет», что там всё «по чертежу», всё правильно. Можно специально построить что-то с ошибками, а потом вместе отыскать, даже устроить соревнование: кто больше их найдёт.

4) Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок.

Если ребёнок занят другими игрушками, с интересом играет, не надо тянуть заниматься с вами развивающими играми. Поиграли – убрать, чтобы игра была видна ребёнку, но первое время брать её, спросив у взрослого. Когда освоит, определит ей место, следит за порядком.

5) С какой игры начинать?

Поиграть вначале во всё самому. Выбрать, какому какая подойдёт. Не брать для начала трудные задания; они могут отпугнуть. Лучше начать с заведомо более легких. Учитывать характер и темперамент ребёнка. 1-3 года лучше начинать с игры «сложи узор» (найдите разного грани, научите открывать коробку, доставать кубик, закрывать коробку).

1-3 года – «Рамки и вкладыши Монтессори»; с 4 года – «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Точенки», «Внимание»; с 5 лет «Кирпичики», «КБСАМ»

6) По воле «Волн»

Сколько новых игр давать сразу? Как их вводить? Нет жёстких рекомендаций. Надо иметь в виду главную цель – успешное развитие малыша, рост его способностей и помнить, что игра должна приносить радость.

Неразумно, конечно, давать сразу много новых игр. Лучше вводить постепенно. Интерес к развивающим играм подчинён закону «волны»: малыши вспоминают сначала каждый день об игре, а потом всё реже и реже, пока, наконец, совсем не оставят, натолкнувшись на «непреодолимые» задания. Не надо настаивать на продолжении игры; ведь невозможно справиться со всеми заданиями за неделю. «Забывайте» игру вместе с малышом. В это время может подняться «на волне» другая игра. Периодическое «остывание» детей к своему увлечению – явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

Можно ли в один день играть подряд в 2 или 3 развивающих игры? Да, но чтобы 2 из них были уже малышу хорошо известны. И чтобы у него было настроение за них браться. Пусть ребенок играет, сколько хочет, и пусть ему никто не делает замечаний.

Когда в ходу несколько игр, то лучше, если они различны по своему характеру. В результате смены деятельности дети не знают ни усталости, ни скуки.

7) Метод «ледокола» или шаг назад, два шага вперёд.

Начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких, чтобы было удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и не справился. В следующий раз лучше опять начать не с трудного, а с лёгкого задания – так ледокол пробивает себе дорогу во льдах: отойдёт немного назад и снова вперёд.

Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как он

вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности.

Ну а если и метод "ледокола" не помогает, нужно обойти, пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда более трудных или оставить эту игру до нового увлечения.

А взрослые в таких трудных случаях должны похвалить ребенка за уже достигнутое, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачки.

8) С помощью сказки и без неё.

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, а для детей характерно образное мышление. Малышам нравится находить сходство

между игрушками и реальными вещами. Поэтому можно придумать образы: СУа1 «дорожки, посыпанные красным песком, жёлтые осенью, белые зимой; пройтись двумя пальцами «топ-топ», прокатиться на санках и т. п.

Здесь простор для творчества взрослых и детей. Названия к заданиям сразу не читать в книге; может ребёнок придумает свои.

В дальнейшем по мере освоения игры, происходит отход от сказки и выдумки, ребенка увлекает цель самой игры: добиться чего-то, сделать правильно, и надобность в сказке отпадает. И тогда одно только замечание вроде: "Ну, и тру-удная задачка сейчас попалась!" - сразу вызовет у ребенка желание поломать голову, но добиться победы.

9) Непринужденная обстановка.

Для любой игры необходима непринужденная, свободная обстановка, когда

все внимание сосредоточено на игре, а не на том, чтобы "сесть как следует", "не болтать ногами", "не вскакивать с места" и "не шуметь". Но ведь естественная потребность ребёнка – движение. Поэтому поиграл, подвигался, и снова за

игру. И не обязательно за стол, а можно на полу и лежа - как удобнее.

10) Когда игры себя исчерпают?

С обычными игрушками проще. А в развивающих играх – это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже когда он справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития:

а) Сокращение времени на выполнение заданий (от 30-40 мин. До 12-15 мин. С «Уникубом»). С этой целью можно вести график.

б) Собственное творчество: придумывание моделей, зарисовка для других детей своих моделей. Это наивысший результат.

Правила игры (памятка).

1. Игра должна приносить радость. Радуйтесь успеху – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть.

3. Развивающие игры -- игры творческие. Все задания дети должны делать

самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задания, прежде чем давать его детям, обязательно попробуйте выполнить сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Начинайте с посильных. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв на несколько дней начинайте с более легких заданий. Не торопите ребёнка!

7. Начать лучше с игры "Сложи узор" и "Рамки и вкладыши Монтессори".

8. Когда у ребенка остывает интерес к игре, "забывайте" её на месяц-два и даже больше.

9. Берегите игры. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте. Запретный плод сладок.

10. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру, давайте «имена» узорам, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей.

11. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.

13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже

освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте.

14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: