Как партнеру по коммуникации именно Вам очень важно понять, что другой человек понимает вашу речь гораздо хуже, чем вам может казаться.




Подобные недоразумения в коммуникации напрямую влияют на способность людей с аутизмом участвовать в социальных ситуациях и других повседневных делах.

Что надо знать о визуальной поддержке

Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Мы можем называть ее визуальными инструментами или стратегиями. Очень важно понять, что визуальные стратегии могут быть использованы для достижения самых разных целей. Они помогают ученикам лучше понять, что именно происходит в их жизни. Визуальные инструменты помогают дошкольникам усваивать новые навыки. Они предоставляют поддержку ученикам как младших, так и старших классов, если им нужно справиться с переменами или разобраться в сложных социальных событиях. Визуальные инструменты предоставляют информацию, поддерживают запоминание и способствуют организации мышления. Взрослым людям нужны визуальные инструменты для достижения независимости и расширения своих “жизненных” возможностей.

Визуальные списки на зеркале в спальне – на них изображены последовательности того, как правильно одеваться, как готовиться ко сну и о чем важно не забыть, прежде чем выйти из дома.

Предпочтение визуальной информации

Мы все пользуемся визуальными инструментами для того, чтобы стать лучше организованными. Наши ученики с нарушениями коммуникации и обучения могут использовать те же инструменты, что и мы, за исключением того, что они нуждаются в большей визуальной поддержке. Именно поэтому мы создаем для них специальные инструменты расписание на день, выбор, предоставление какой-либо информации, инструкции, правила, обучение навыкам, поддержка в социальных ситуациях и т. д.

Есть масса возможностей для использования визуальных инструментов в помощи людям с РАС любого возраста для достижения большей независимости и личного успеха. Фотографии, линейные рисунки, компьютерные картинки, изображения из журналов, наклейки с продуктов, знаки, логотипы, реальные предметы и письменный язык – всё это можно использовать для улучшения коммуникации. Визуальные стратегии – это не просто маленькие картинки. Всё, что вы ВИДИТЕ, можно превратить в инструмент для коммуникации. Цель – использовать такую визуальную поддержку, которая понятна нашим ученикам.

На настоящий момент мы переживаем настоящий “бэби-бум” компьютерных приложений для таких устройств как IPhone или IPad, что во много раз увеличило наши возможности в визуальной поддержке. Кроме того, у нас появилось видео – очень мощный альтернативный канал для визуального обучения.

Но ведь визуальная поддержка – это только для маленьких детей, да?

Однозначно НЕТ. Это одно из самых распространенных заблуждений в отношении визуальных стратегий. Визуальная поддержка подходит людям любого возраста. Визуальные инструменты для подростков и взрослых могут выглядеть иначе, чем те, которые мы используем в общении с маленькими детьми, или их цели могут сильно отличаться. Однако они могут быть полезны и взрослым по тем же причинам, по которым они полезны детям.

Хороший пример – расписания и календари. Они предоставляют информацию о том, что происходит в жизни ученика, и помогают ему подготовиться к переменам или предвосхитить дальнейшие события. Подобная информация важна в любом возрасте. Однако важно понять, что визуальное расписание – это всего лишь один из инструментов в гигантской коробке средств визуальной поддержки, которые помогают добиватья успеха людям любого возраста.

Пример визуального расписания из предметов для ребенка, который пока не умеет соотносить картинку и предмет.

Модификация визуальной поддержки по мере взросления ребенка

Некоторые люди признают важность визуальной поддержки для маленьких детей, но их беспокоит применение этого метода у старших. Они могут спросить: «Когда мы начнем отучать его от визуалки?» или «Разве он не будет выглядеть как инвалид, если будет продолжать пользоваться этим?» Другими словами, эти люди видят пользу от визуальной поддержки, но всё равно считают её нежелательной, если ребенок взрослеет.

На такие вопросы очень сложно дать ответ. Возможно, следует задать другой вопрос: «Каким образом можно изменить визуальную поддержку, чтобы она осталась полезной ученику любого возраста?» Перед нами не стоит цель отказа от визуальной поддержки вместо этого мы должны модифицировать инструменты таким образом, чтобы они сохранили свою пользу и соответствовали изменившимся потребностям.

Вот один пример. Поход в магазин – типичное семейное занятие. Артуру, например, 4 года, и в кармане у него есть маленькая карточка с картинкой, которую мама дала ему прежде чем отправиться в продуктовый магазин. Она говорит, что в конце похода он получит печенье. Когда мама с Артуром подходят к прилавку с печеньем, мама помогает ему вынуть картинку с печеньем из кармана. Она говорит, чтобы он выбрал коробку с печеньем и положил её в корзину для покупок. Эта стратегия помогает Артуру контролировать свое поведение в магазине, потому что он знает, что в конце концов он получит награду.

Лизе двенадцать лет. Она использует список покупок с картинками, чтобы помочь своей маме найти в магазине нужные продукты и положить их в корзину.

Том – взрослый человек, и он сам покупает продукты в магазине. Готовит Том свой список покупок на IPhone. (Кстати, вы знали, что для этого есть специальное приложение?) Список покупок в телефоне помогает ему самостоятельно справляться с этой задачей.

Другие способы использовать визуальные инструменты в любом возрасте

Люди могут гораздо лучше понимать различные ситуации и учиться, если при этом используется визуальная поддержка. Её использование зависит от конкретной цели, а не от возраста человека. Вот несколько примеров использования таких стратегий.

Индивидуальная визуальная поддержка с помощью текста-напоминания в экспериментальном АВА-классе в Москве. Проект поддерживается фондом “Выход”. Фото: страница проекта в Facebook.

Следование инструкциям

Предоставление визуальных инструкций может быть очень эффективным в любом возрасте. Вот что пишет одна мама:

“Я была на одной из ваших конференций по визуальным стратегиям. Ваша презентация была просто потрясающей. Через несколько дней после посещения конференции я была на грани нервного срыва. Проблема была в том, что я никак не могла заставить моего сына с синдромом Аспергера надеть пижаму до того как пойти спать. Я была раздражена, потому что я ведь «говорю» ему (да, я знаю) снова и снова и снова надеть пижаму. Эта ситуация продолжалась очень долго (годами), и я уже от нее устала. И тут я вспомнила вашу конференцию и поняла, что проблема была не в нём, а во мне. Я просто говорила, а он не так устроен. Вместо того чтобы раздражаться, я написала карточку «Надень пижаму СЕЙЧАС!» и спокойно дала ему её. К моему изумлению, у него округлились глаза, он встал и сказал: «Ладно». Он тут же надел пижаму. После того как я отошла от полного шока, я написала новую карточку: «Спасибо. Я люблю тебя». В ответ он широко мне улыбнулся. Я не всегда вспоминаю об использовании визуальной поддержки, но как же все меняется, когда я ею пользуюсь! Мишель, мама.”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: