Структура потребления алкоголя




Москва 2016

Рынок алкоголя в России — одна из ведущих отраслей экономики страны по объемам и уровню привлекательности для предпринимателей. Занимает лидирующую позицию среди других секторов пищевой промышленности. Является важным источником поступления денег в госбюджет, поскольку большая часть отечественного и ввозимого из-за рубежа алкоголя акцизная, что обеспечивает получение дополнительных доходов от любых видов продукции, реализуемой на территории РФ.

Алкогольный рынок условно делят на 3 сегмента:

  • класс premium;
  • factorybrands (заводские бренды);
  • baseproducts (самые дешевые продуты — недорогая водка и большая часть сортов пива).

Виды алкогольной продукции, представленной на рынке России

В зависимости от содержания этанола алкогольные напитки делятся на:

  • крепкие (3-65 % об.) — коньяк, водка, ром, виски;
  • средние (9-30 % об.) — вина, ликеры;
  • слабые (1,5-8 % об.) — винные напитки, пиво, коктейли.

По наличию и продолжительности выдержки напитки делятся на три группы:

  • без выдержки — водка;
  • с непродолжительной выдержкой (до одного месяца) — ликероводочная продукция (ликеры, настойки, наливки, аперитивы);
  • с длительной выдержкой (от трех месяцев до десяти лет и более) — вино, виски, коньяк, ром, джин.

Современное состояние рынка алкоголя в России

Нынешнее состояние рынка алкогольной продукции России определяют экономическая ситуация и тенденции во всем мире. Причинами этого является не только импортпродукции из-за рубежа, но и общемировая тенденция сотрудничества рынков отдельных государств и создания глобальных региональных рынков.

Алкогольные напитки являются востребованным и рентабельным товаром, что делает его производство экономически выгодным. Но появление новых крупных игроков на российском рынке в ближайшее время не ожидается. Скорее, действующие производители расширяют свой ассортимент, начиная осваивать «смежные» направления. Основными игроками являются раскрученные бренды, а небольшие региональные производители большого влияния на рынке не имеют.

Каждый из ведущих производителей имеет собственную сеть дистрибьюции, что значительно упрощает организацию сбыта продукции. Этому способствует изменение торговой системы в России — маленькие магазины, киоски, рынки и оптовые склады вытесняют сети супермаркетов. Это заставило производителей изменить формат реализации и продвижения товара (нанимать торговых агентов, мерчендайзеров, и др.).

В 2015 году продолжился рост реализации слабоалкогольной продукции (пива и коктейлей) и сокращение доли крепких напитков (коньяков и водки). Также наблюдается повышение спроса на дорогие элитные напитки (виски, ром).

Тенденции и проблемы алкогольного рынка РФ

К основным тенденциям рынка алкогольной продукции относятся:

  • восстановление объема рынка легальных ликероводочных изделий;
  • начало формирования рынка отечественных брендов;
  • восстановление баланса импортной и российской продукции;
  • повышение минимальной стоимости некоторых групп крепкого алкоголя;
  • постепенное уменьшение роли импортной водки;
  • наиболее перспективным направлением развития алкогольных предприятий есть образование групп многопрофильных (водка, вино, коньяк) заводов в регионах;
  • одновременный рост потребленя дорогостоящих алкогольных напитков и продукции в сегменте дешевой водки;
  • российский рынок продолжает оставаться наиболее дорогим в Европе по производству легального дешевого алкоголя;
  • расширение ассортимента отечественных производителей (присоединение компаний по выпуску продукции других видов, изготовление новых алкогольных напитков на собственных предприятиях).

Несмотря на предпринимаемые меры по регулированию рынка алкогольных напитков, он имеет такие проблемы:

  • недопустимо высокий уровень нелегального товара — 40-50%;
  • большое количество административных барьеров, тенденция к их возрастанию с нарушением единого экономического пространства РФ;
  • высокая степень предложения и спроса на суррогаты спиртных напитков;
  • недобросовестная конкуренция и незащищенность операторов рынка;
  • высокий уровень коррупционности и криминализации рынка (неуплата около 50% акцизов и прочих налогов).

Структура потребления алкоголя

Потребление алкоголя в 2015 году практически в два раза замедлило свое падение в сравнении с 2014 годом: за первые три квартала продажи упали на 7% (в 2014 году — на 13 %).

Наибольшее значение в приостановке спада спроса на алкогольную продукцию имеет водка: за год уровень сокращения продаж снизился с 16 до 6 %. Этому поспособствовало уменьшение минимальной розничной стоимости бутылки объемом 0,5 л до 185 рублей, благодаря чему люди стали чаще употреблять легальную, а не фальсифицированную продукцию.

Продажи коньяка отечественного производства также сокращаются медленнее — на 5 % в сравнении с 8 % в 2014 году.

По большинству импортных алкогольных напитков зафиксировано падение продаж на 10-20 %. Хотя в 2014 году на такой же процентный показатель был прирост потребления. На сокращение повлияло увеличение цен, вызванное экономической нестабильностью в России и ростом курса валют. Негативнее всего это отразилось на продажах виски: они сократились на 14%. Более уверенную позицию на алкогольном рынке занимает ром. Причина — часто проводящиеся яркие промоакции от производителей. Однако и в этом направлении спрос упал: рост продаж сократился с 25-30 до 3 %.

 

Объем продаж игристых вин российских производителей увеличился на 2,5 %, а зарубежных изготовителей сократился на 10%. Однако эти данные были получены до начала высокого сезона (зимние праздники) и после его завершения могли измениться. Наибольшее сокращение наблюдается не в низком или премиальном ценовом сегменте, а в среднем.

В 2015 году было употреблено 590 млн. л вина. Это единственный вид алкогольных напитков, доля потребления которых выросла за год — на 3 %.

В других направлениях было снижение доли потребления в сравнении с 2014 годом: игристых вин употреблено 245 млн. л (меньше на 7 %), коньяка 110 млн. л (на 5 %), водки 865 млн. л (на 7,5 %), пива 8800 млн. л (на 2,5 %), пивных напитков (порошковых) 534 млн. л (на 5 %).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: