В современной практике выделяют 2 концепции регулирования экономических отношений.




Регулирование деятельности торговых организаций оптовой и розничной торговли на федеральном уровне, уровне субъектов и органов местного самоуправления

 

Субъект государственного регулирования торговли – государство, общественные организации, законодательные органы. Объект - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования (торговые организации). Предмет – торгово-предпринимательская деятельность по продвижению товаров от изготовителей в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и иных хозяйственных целей.

В современной практике выделяют 2 концепции регулирования экономических отношений.

1. Монетаристская – минимальное участие государства в регулировании рыночных отношений.

2. Институциональная (кейнсианская) –необходимость участия государства в регулировании.

Рынок – это система экономических отношений в области обмена результатами деятельности ее участников в форме купли-продажи. Рынок представлен взаимодействием спроса и предложения, которые влияют друг на друга. Результатом взаимодействия является установление цены на товар (услугу).

Цель государственного регулирования – установление баланса между спросом и предложением. Направления воздействия: регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную и налоговую системы; разработка системы приоритетных целевых программ для экономики в целом и по ее отдельным отраслям; установление социальных, гуманитарных и экономических норм; нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги.

Конкретные цели на макроуровне: развитие рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы. На микроуровне: экономические, социальные и экологические.

Задача регулирования – поддержание стабильности внутреннего рынка и обеспечение его социальной направленности (стоимость массы предлагаемых товаров и услуг = платежеспособному спросу у всех).

Стратегические задачи регулирования – создание условий, позволяющих:

- обеспечить единство экономического пространства на территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;

- исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и местного самоуправления

- ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;

- определить роль федеральных органов, органов субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;

- обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров;

- обеспечить гласность в разработке, принятии мер, доступность информации в области регулирования;

- сформировать условия для развития торговой деятельности (видов, форм и форматов).

Задачи регулирования:

· на федеральном уровне: применение общефедеральных правил и норм, таможенных, валютных и финансовых инструментов; квотирование, нормирование, формирование единой политики; стандартизация и сертификация; поддержание стабильности внутреннего рынка; обеспечение социальной направленности; установление правил продажи; разработка отраслевых индикативных программ, балансовые расчеты;

· на региональном уровне: формирование региональной торговой политики; реализация общих принципов налогообложения; установление нормативно-правовой базы (нормативы, регламенты и порядок их применения); конкретизация применения общефедеральных правил; поддержание местных товаропроизводителей; поддержание социального развития на территории;

· на муниципальном уровне: непосредственная организация, координация, исполнение функций государственного регулирования торговли.

Гос. регулирование торговли осуществляется на 3-х уровнях: федеральном (Президент РФ, 2-х палатный законодательный орган РФ (верхняя СФ и нижняя ГД), Минпромторг РФ, Минэкономразвития РФ, Минфин РФ, ЦБ РФ, ФНС РФ, ФТС РФ, ФАС РФ, МВД, Прокуратура РФ, Торгово-промышленная палата), региональный уровень - субъектов РФ (Департамент (комитет) потребительского рынка и услуг, региональные отделения ТПП) – от 28.12. 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», муниципальный уровень - органы местного самоуправления (администрация городских округов и сельских поселений через отделы и службы по организации торговли и потребительского рынка – условия для обеспечения жителей муницип. образ. услугами в сфере торговли).

Государственное регулирование торг. деят-ти основывается на положении Конституции РФ ( принятая всенародном голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

Основными методами гос. регулирования являются: 1) указы Президента РФ («О свободе торговли»); 2) административно-правовые методы (ГК 1- сделки (от 30.11.1994 N 51-ФЗ) и 4 ч.- интеллектуальная собственность (от 18.12.2006 г. N 230 -ФЗ с учетом изменений от 11.02.2013 г.), КоАП (от 30.12. 2001 г. N 195 – ФЗ с учетом изменений от 14.06.2012 г.), ТК (от 21.12. 2001 г. N 51-ФЗ с учетом изменений от 05.04. 2013 г.), ФЗ «Об основах регулирования государственной деятельности в РФ» (от 28.12. 2009 г. N 381 – ФЗ с учетом изменений от 30.12.2012 г.), «О развитии малого и среднего предпринимательства» (от 24.07.2007 г. N 209 – ФЗ с учетом изменений от 06.12.2011 г.), «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 N 2300-1 с учетом изменений от 28.07.2012 г.), «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (от 22.11.1995 г. N 171 – ФЗ с учетом изменений от 30.12.2012 г.) и т.д.; 3) постановления Правительства РФ («Концепция развития торговли на период до 2020 г.», Правила торговли - правила продажи отдельных видов товаров (постановление от 19.01.1998 г. N 55 с учетом последний изменений от 27.01.2009 г. - Часть 2. Особенности продажи продовольственных товаров; Часть 19. Особенности продажи алкогольной продукции), стратегия развития внутренней торговли РФ на 2010-2015г); 4) финансово-экономические методы (налоги, льготы, кредиты, дотации, внедрение программ: программа развития нанотехнологий – руководит. А. Чубайс); 5) технические методы (ГОСТы, РОСТы, СНИПы, СанПиНы, нормы, сертификаты на соответствие продукции и услуг); 6) социальные методы (установление минимальной з/п, пособия, защита интересов населения и отдельных соц групп).

Методы административного регулирования относятся к неэкономическим, которые применяются органами государственного управления для обеспечения регулирующего воздействия норм административного права на общественные отношения между государством, его органами, гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (нормы административно – принудительного права).

Конкретные цели регулирования: развитие рыночных отношений в торговле; формирование целостной системы торгового обслуживания населения; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей устойчивый экономический рост.

На микроуровне предприятий цели: экономические: увеличение прибыли, рентабельности, снижение издержек; социальные: стабильность в коллективе, социально-психологический климат; экологические.

ФЗ «Об основах регулирования государственной деятельности в РФ» от 28.12. 2009 г. N 381 – ФЗ с учетом изменений от 30.12.2012 г:

Настоящий ФЗ регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Цель: развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

Методы государственного регулирования торговой деятельности:

1) установления требований к ее организации и осуществлению;

2) антимонопольного регулирования в этой области;

3) информационного обеспечения в этой области;

4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Принципы государственного регулирования:

· признание необходимости централизации определенного комплекса организационно-экономических функций;

· четкое разграничение макро- и микроуровней в этом процессе;

· разделение функций между двумя уровнями системы государственного регулирования;

· вмешательство государства в торговую сферу допустимо и оправдано лишь с целью устранения негативных тенденций развития потребительского рынка;

· любое административное воздействие власти на систему отраслевого развития возможно только в форме нормативно-правового регламентирования;

· равенство всех субъектов хозяйственной деятельности перед законом.

Проблемы в отрасли:

· дисбаланс в отрасли – соотношение развития оптового и розничного звена;

· дисбаланс в отрасли – соотношение развития городской и сельской розничной торговли;

· дисбаланс магазинных и внемагазинных форм торгового обслуживания;

· дисбаланс в отрасли – соотношение сетевой и несетевой торговли.

Цели отраслевого развития:

· обеспечение доступности потребительского рынка средствами отраслевого развития;

· обеспечение цивилизованных форм организации торговой деятельности (соблюдение Правил торговли);

· обеспечение пропорциональности развития отраслевых сегментов (опт и розница);

· обеспечение оптимального участия торговли в создании ВВП страны (торговля является бюджетнообразующей отраслью).

 

 


Данные цели можно рассматривать как индикаторы отраслевого развития (суммарный показатель), использование которых составляет содержание индикативного управления внутренней торговлей. Индикативное управление - это управление, в основе которого лежит исследование значений индикаторов экономических показателей предприятия.

Индикаторы реагирования:

· соотношение площади (объема) складов оптовой торговли на 1 млн руб. розничного оборота;

· доля сетевых предприятий в оптовой и розничной торговле в их общем числе;

· доля убыточных предприятий в общей численности предприятий;

· показатель абсолютных структурных сдвигов.

Индикаторы развития:

· обеспеченность населения торговой площадью на 1 000 жителей (увеличение обеспеченности торговыми площадями до среднеевропейского уровня – около 1500 кв.м. на 1000 жителей, преимущественно путем ввода площадей для торговых предприятий небольшого формата и сбалансированного их распределения по городу);

· обеспеченность торговой площадью в городе и на селе;

· доля крупных и средних предприятий в общем розничном обороте;

· доля малых предприятий в общей численности предприятий.

Индикаторы состояния:

· охват розничным оборотом покупательных фондов населения;

· доля импорта в общем объеме реализации;

· критерий прогрессивности отраслевой структуры.

«О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 с учетом изменений от 28.07.2012 г. регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия качеству и требованиям безопасности. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены, замены товара.

Правила продажи разработаны в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

В соответствии с ГОСТ Р 51303 – 99 «Торговля. Термины и определения» под торговым обслуживанием понимается деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги. Согласно данному стандарту под продавцом понимается организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи, под покупателем юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.Главным направлением развития малого предпринимательства в торговле в настоящее время и в перспективе является значительное повышение торгового обслуживания покупателей, что имеет большое социально – экономическое значение. С социальной стороны, со стороны обслуживания населения деятельность малого предпринимательства в торговле рассматривается как удовлетворение потребностей населения в определенных предметах потребления в обмен на эквивалентное количество денежных средств и как особая целенаправленная деятельность работников торговли по организации процесса купли – продажи в наиболее удобных для покупателей условиях, содействующая более полному удовлетворению конкретных потребностей покупателя. В развитии малого предпринимательства в торговле и обслуживании населения выявляются проблемы поиска эффективных методов торгового обслуживания, улучшения режима работы торговых организаций, дальнейшего повышения уровня обслуживания населения, сокращение затрат времени на приобретение товаров. В этих условиях вполне естественным становится желание покупателей приобрести необходимый товар или услугу в удобное для покупателя время, в удобном месте, в нужном ассортименте, нужного качества и необходимого количества.

Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли:

 

1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;

 

2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

 

3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности;

 

4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Муниципальный уровень (административные методы): непосредственная организация, координация и исполнение функций государственного регулирования торговли. Обеспечивает создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле; оказывают избирательную поддержку торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке; контролирует деятельность всех участников торгового оборота; регулирует рациональное размещение и режим работы торговых объектов по территории муниципального образования. Активную деятельность по этим вопросам осуществляют отделы торговли и потребительского рынка административных округов.

На муниципальном уровне (экономические методы) – регулируются цены и тарифы на продукцию муниципальных предприятий и учреждений (цены на лекарства, тарифы на тепловую и электроэнергию, услуги ЖКХ). Регулирование цен и тарифов на товары и услуги организаций возможно в качестве условия выполнения ими муниципального заказа, установления предельных торговых надбавок на социально значимые виды продовольствия и даже предельных цен (н., на хлеб).

На муниципальном уровне применяются налоговые льготы не только по местным налогам (на имущество, транспортный, на землю, на доходы физических лиц, экологические сборы), но и по долям федеральных (на прибыль) и региональных налогов (ЕНВД) и сборов, предоставление отсрочек по налоговым платежам и налоговых кредитов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: