Виды оптовых торговых организаций и особенности управления ими




 

Структурная политика развития рынка торговых услуг связана с ориентацией на условно – бесструктурную двухконтурную схему организации оптовой торговли.

Концепция – определенный способ интерпретации, трактовка какого-либо явления, процесса для объяснения либо обоснования действий по реализации конструктивного замысла.

Внешний контур – отделение торговли от других отраслей экономики. Внешний контур обеспечивает устойчивость хозяйственных связей между отраслями и взаимосвязь торговли с другими отраслями.

Значение внешнего контура в организации продвижения материального потока: сформировать структуру каналов сбыта, обеспечить благоприятные условия для поставщиков из других отраслей.

Значение внешнего контура для внутренней торговли: защита и поддержка отечественного производителя, возможность выхода отечественного производителя на новые рынки и внешний рынок.

Внутренний контур – предприятия торговли, взаимодействующие между собой.

Для стран с развитой рыночной экономикой характерна двухуровневая (двухконтурная) концепция построения оптовой торговли.

Первый уровень (общенациональный) включает в себя федеральные (общенациональные) организации и предприятия оптовой торговли и разделяется на три типа: 1) самостоятельные оптовые организации; 2) предприятия крупных розничных структур; 3)оптовые предприятия перерабатывающей промышленности.

Цель первого уровня – сформировать необходимую структуру каналов сбыта крупных отечественных поставщиков, а также создать для российских производителей благоприятные условия выхода на зарубежные рынка либо выхода зарубежных поставщиков на российский рынок. Задачи первого уровня оптовой торговли: 1) защита и поддержка отечественных товаропроизводителей; 2) обеспечение гарантии и стабильности потребительского рынка страны.

Второй уровень (региональный) включает оптовые региональные организации и разделяется на два типа: зависимые и независимые поставщики. Зависимые оптовые организации делятся на сбытовые промышленные организации и структурные подразделения розничных организаций и объединений. Независимые организации – оптовики составляют 55-65%. Это специализированные и универсальные оптовые предприятия, посредники (предприятия-агенты, брокеры, 15-20%), организаторы (оптовые ярмарки, ярмарки-выставки, товарные биржи, аукционы, 25%), организаторы рынка (оптовые продовольственные рынки, склады гарантированного хранения, склады-отели, транспортные предприятия). Цель второго уровня – создать основу национальной оптовой системы. Задачи второго уровня: 1) обеспечение товарами региональных товарных рынков; 2) свободное формирование хозяйственных связей региональных оптовых структур.

Оптовые предприятия федерального уровня – закупают у одного или нескольких производственных предприятий всю партию или основную часть производимой продукции и продают ее оптовыми партиями по всей территории страны (н.: оптовая организация «АВТОВАЗ», скупившая все производимые заводом ВАЗ автомобили и продававшая их через свою сеть в России и за рубежом – ее сеть формирует опасность монополизма). Такое взаимодействие оптовой организации с заводом называют выходным в соответствии с ее главной функцией в товародвижении.

Выходные оптовые организации позволяют создать в зоне производства крупное, эффективно работающее складское предприятие, освободив от сбытовых функций производителей продукции. Торгово-закупочные оптовые предприятия организаций находятся в районах дислокации множества изготовителей продукции определенной товарной группы (н.: Московский регион – где они закупают текстиль на фабриках, производство которых сосредоточено в Москве, Нарофоминске, Иваново, а продают его по всей территории России).

Сеть оптовых организаций федерального уровня призвана быть стержнем внутриотраслевой структуры оптовой торговли и гарантировать ее стратегическую стабильность. Ее важная задача – создание необходимой структуры каналов товародвижении, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров.

Сеть федерального уровня реализует товары по всей территории страны. В нее включены организации, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местностей досрочного завоза. Они не только поддерживают развитие в сложившемся центре производства, но и способствуют развитию территориального разделения труда за счет внешнеэкономических и межрегиональных связей (н. ООО «Русь»).

Основной организационно-правовой формой таких организаций являются акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах (м.б. и гос.концерны).

 

Организации сети регионального уровня оптовой торговли закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых организаций федерального уровня и доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своего действия.

Главная задача – обеспечение товарами региональных рынков. В эту группу оптовых организаций могут включаться: 1) автономные оптовые структуры; 2) сбытовые подразделения промышленных предприятий; 3) оптовые структуры крупных розничных предприятий. Они функционируют преимущественно в виде хозяйственных товариществ, ООО и акционерных обществ (н.: ООО «ДП-ТРЕЙД», ООО «Агросэко», ЗАО «ПР Русь»).

На региональном уровне распространены различного рода объединения. Они могут формироваться как в виде сетевых оптовых торговых компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных сетей. Организации сети регионального уровня оптовой торговли поддерживают товарообмен между регионами, а также национальными сетями.

При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов:

- специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы;

- посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);

- организаторы оптового оборота (товарные биржи, ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки и т.п.).

Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их основной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок преимущественно крупных товаропроизводителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и в основном за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

Организаторы оптового оборота — товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки. Они — важный элемент оптовой инфраструктуры, и основной их задачей является создание условий для организации оптовой торговли. Но они не выступают в качестве субъектов оптовой торговой деятельности.

Всех оптовиков-посредников можно разбить на группы:

1. Оптовики-купцы с полным циклом обслуживания – предоставляют покупателям такие услуги, как хранение запасов, кредитование, доставка товаров, оказание содействия в области управления. Широкая товарная номенклатура, специализированный или смешанный асс-т.

Торговцы оптом – торгуют в основном с предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. По широте ассортимента выделяют: а) оптовики смешанного ассортимента (несколько ассортиментных групп); б) неширокого, насыщенного ассортимента (одной-двумя группами при значительно большей глубине, одежда, лекарства); в) узкоспециализированные оптовики (частью той или иной ассортиментной группы, н.: морепродукты, автозапчасти).

Дистрибуторы товаров промышленного назначения – продают товары преимущественно производителям, а не розничным торговцам. Могут заниматься исключительно материалами для ремонта и тех. обслуж. или оборудованием.

Оптовики – купцы подразделяются на:

- оптовиков смешанного ассортимента (несколько ассортиментных групп товаров);

- оптовики неширокого насыщенного ассортимента (1 или 2 ассортиментных группы с незначительной глубиной, н. «Одежда», «Лекарства»);

- узкоспециализированные оптовики, занятые лишь частью ассортиментной группы (н, автозапчасти).

2. Оптовики с ограниченным циклом – независимые коммерческие предприятия, приобретающие право собственности на все товары, с которыми имеют дело. Оказывают гораздо меньше услуг.

Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара – занимается ограниченным ассортиментом ходовых товаров, продает мелким розничным торговцам с немедленной оплатой. Покупатель сам вывозит товар.

Оптовик-коммивояжер – не только продает, но и сам доставляет товар покупателям. Занимается ограниченным ассортиментом продуктов кратковременного хранения, которые продает за наличный расчет.

Оптовик-организатор – работает в отраслях, для которых характерна бестарная перевозка грузов (уголь, лес, тяжелое оборудование). С момента принятия заказа и до момента завершения поставки оптовик-организатор принимает на себя право собственности на товар и весь связанный с этим риск.

Оптовик-консигнант – обслуживают бакалейно-гастрономические магазины и розничных торговцев лекарствами, предлагая в основном товары непищевого ассортимента. Он назначает цену на товары, следит за их свежестью, устраивает внутримагазинные экспозиции и ведет учет товарно-материальных запасов. Оптовик-консигнант торгует на условиях консигнации (сохраняет за собой право собственности на товар, а счета розничным торговцам выставляет лишь за то, что раскуплено потребителями)

С\х производственные кооперативы – находятся в коллективном владении входящих в их состав фермеров и занимаются производством с\х продукции для продажи на местных рынках.

Оптовик-посылторговец – рассылает каталоги на ювелирные изделия, косметику, пищевые деликатесы и прочие мелкие товары клиентам из сферы розничной торговли, промышленного производства и разного рода учреждениям.

3. Брокеры и агенты – не берут на себя права собственности на товар и выполняют лишь ограниченное число функций, взимая за свои услуги комиссионные вознаграждения от 2 до 6% с цены продажи (в ряде случаев 10 и даже 20%). Их основная функция – содействие купле-продаже.

Брокер – сводит покупателей с продавцом и помогает им договориться. Брокеру платит тот, кто привлек его. Он не держит запасов товаров, не принимает участия в финансировании сделок, не принимает на себя никакого риска. Н.: брокеры по операциям в пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые брокеры и брокеры по операциям с ценными бумагами.

Агент – представляют покупателя или продавца на более долговременной основе. Виды агентов: а) агенты производителей (самая многочисленная группа); б) полномочные агенты по сбыту (заключают с производителями договоры, получая право на сбыт всей выпускаемой тем или иным производителем продукции: каменный уголь, металл, текстиль); в) агенты по закупкам (оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары: закупка одежды для розничных магазинов); г) оптовики-комиссионеры (агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие сделки по их продаже).

4. Оптовые отделения и конторы производителей – операции осуществляются продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения независимых оптовых торговцев.

Сбытовые отделения и конторы – создаются производителями, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению запасами товаров, сбыту и его стимулированию. Они не хранят запасов товаров и работают в сфере текстильных и галантерейных товаров.

Закупочные конторы – создаются многими розничными торговцами, выполняют примерно те же функции, что брокеры и агенты, но являются структурным подразделением организации покупателя

5. Специализированные оптовики – имеются в ряде отраслей экономики.

Оптовики-скупщики с\х продуктов – скупают продукцию у фермеров и собирают ее в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности или крупным предприятиям торговли.

Оптовые нефтебазы – продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и деловым предприятиям.

Оптовики-аукционисты – играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения покупки осмотреть товар (н.: рынки пушнины, меха, табака, скота).

В соответствии с функциями оптовой торговли в оптовых предприятиях осуществляются два основных процесса: оптовая купля-продажа товаров и реальная их обработка на складах. Деятельность в первом процессе торговая, коммерческая. Во втором – технологическая. Поэтому в целом оперативная деятельность оптовых предприятий носит коммерческий и технологический характер. Оперативно-торговую, или коммерческую, деятельность предприятие ведет, руководствуясь своим уставом, соблюдая законность, наилучшим образом используя основные и оборотные средства, банковские кредиты и товарные ресурсы.

Несмотря на различия, все оптовые предприятия имеют общие черты в построении структуры аппарата. Так, управление осуществляется в порядке единоначалия управляющим, директором или заведующим. Ведущим звеном аппарата является торговая часть, организуемая чаще всего в виде торгового отдела, возглавляемого заместителем директора предприятия (коммерческим директором). Торговый отдел ведет всю работу по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, организует товародвижение, руководит складской и транспортно-экспедиционной деятельностью. Он подразделяется на сектора или секции, организующие торговлю товарами отдельных групп и наименований. Сектор (секция) возглавляется заведующим, имеет группы менеджеров или отдельных менеджеров, которые ведут работу с отдельными поставщиками или покупателями в зависимости от товарного профиля. Заведующие складами подчиняются непосредственно коммерческому директору.

Торговый отдел осуществляетвсе деятельность по оптовым закупкам и продажам товаров, организует процесс товародвижения.

Отдел маркетинга применяет маркетинговые решения по выбору целевого рынка, формированию на этой основе ассортимента товаров, комплекса оказания услуг, ценообразования, стимулирования сбыта, выбора места размещения складов организации.

Главный инженер осуществляет руководство оснащением технического и технологического оборудования, несет ответственность за бесперебойную работу механизмов и приспособлений. В его подчинении формируются специальные звенья: транспортных отдел, АХО, строительно – ремонтная группа.

Планово – экономический отдел (ПЭ) осуществляет сводное планирование, оперативный учет и статистическая отчетность.

Бухгалтерия ведет учет обязательств и распределение материальных и финансовых активов.

Юридический отдел участвует в подготовке договоров и ведет претензионные дела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: