Пример задачи с разбором по алгоритму.




Методические указания

к практическому занятию

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

для студентов 3 курса

специальности 060101 Лечебное дело

 

ТЕМА: Типовые формы нарушений пищеварения в желудке и кишечнике. Язвенная болезнь.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах нарушений пищеварения и их связи с основными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

 

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию основных форм патологии пищеварительной системы;

- обучить методам патофизиологического разбора анализов желудочного сока и состояний, связанных с нарушениями функции пищеварительной системы;

- изучить роль нарушений пищеварительной системы в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: анатомию и физиологию пищеварительной системы.

После изучения темы: этиологию и патогенез нарушений пищеварительной функции желудка и кишечника.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать на животных типовые нарушения пищеварения, проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением пищеварительной функции желудка и кишечника.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: анатомическими навыками работы с лабораторными животными, основной терминологией по теме занятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Беседа по теме занятия по вопросам:

1). Общая этиология и патогенез расстройств пищеварительной системы. Роль пищи и питания в их возникновении; значение нейрогенных и гуморальных факторов.

2). Инфекционные процессы в пищеварительной системе. Патогенное влияние курения и злоупотребления алкоголем.

3). Нарушения слюноотделения, гипо- и гиперсаливация. Нарушения жевания, глотания.

4). Нарушения резервуарной, секреторной и моторной функций желудка. Количественные и качественные нарушения секреторной функции желудка. Типы патологической секреции. Гипо- и гиперкинетические состояния желудка.

5). Нарушения эвакуации желудочного содержимого: отрыжка, изжога, тошнота, рвота. Связь секреторных и моторных нарушений. Эндокринная функция желудка при патологии.

6). Острые и хронические гастриты. Хеликобактериоз и его значение в развитии гастритов и язвенной болезни.

7). Расстройства функций тонкого и толстого кишечника. Нарушения секреторной функции. Значение повреждения энтероцитов, панкреатической ахилии, ахолии; роль гастроинтестинальных гормонов.

8). Нарушения полостного и пристеночного пищеварения; нарушения всасывания. Нарушения моторики кишечника. Поносы, запоры, кишечная непроходимость.

9). Нарушения барьерной функции кишечника; кишечная аутоинтоксикация; колисепсис, дисбактериозы. Энтериты, колиты. Характеристика синдрома мальабсорбции. Роль наследственного дефицита дисахаридаз и глютеновой энтеропатии в нарушении функции тонкого кишечника.

10). Язвенная болезнь и симптоматические язвы желудка и 12-перстной кишки. Теории ульцерогенеза. Современные взгляды на этиологию и патогенез язвенной болезни. Принципы лечения.

11). Нарушения секреторной функции поджелудочной железы; острые и хронические панкреатиты.

 

3. Практическая работа.

Сделать лабораторную работу «Экспериментальная модель нарушения пристеночного пищеварения».

Цель: изучить изменение пристеночного пищеварения при разрушении ферментов слизистой кишечника под действием термического фактора.

Методика эксперимента: в 4 пробирки наливают по 1 мл 0.1%-ного р-ра крахмала. Первая пробирка является контрольной, во вторую добавляют 2-3 капли слюны (для демонстрации действия на крахмал амилазы слюны), в третью помещают отрезок тонкого кишечника крысы, тщательно отмытый водой; в четвертую - такой же отрезок, предварительно подвергнутый термической обработке (кипячение 10 минут). Термическая обработка ведет к разрушению ферментов.

Пробирки выдерживают 20-30 минут при комнатной температуре. Для оценки остаточного количества крахмала в каждую пробирку добавляют по 1 капле р-ра Люголя. По интенсивности синей окраски делают вывод о влиянии термического фактора на простеночное пищеварение в тонком кишечнике. Оценку производят по 4-х бальной системы в крестах.

Результаты:


Таблица 1. Степень расщепления крахмала.

Номер пробирки Интенсивность окраски раствора крахмала
   
   
   
   

Вывод:

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии

Алгоритм разбора анализов желудочного сока:

1). Оценить секреторную функцию желудка:

- по показателям объёма порций желудочного сока в динамике (натощак, базальная, стимулированная) установить, есть или нет нарушение секреции (гиперсекреция, гипосекреция).

- по показателям свободной HCl, общей кислотности, дебиту HCl установить, есть или нет нарушение кислотообразования (гиперацидное, нормацидное, гипоацидное, анацидное состояние, ахлоргидрия, ахилия).

2). Оценить эвакуаторную функцию желудка:

- по объёму содержимого натощак, установить, есть или нет нарушение эвакуации (нормальна, замедлена).

Задачи №1-4. Используя алгоритм, провести патофизиологический анализ желудочной секреции по показателям, приведенным в таблице 2. Используя данные ФГДС, по результатам выявленных нарушений, составить заключение.

1).Указать возможные причины и механизмы выявленных нарушений.

2).Указать возможные нарушения пищеварения в кишечнике.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача 1. Заключение: резкое нарушение секреторной функции, характеризующееся очень низкой секрецией, анацидностью, ахлоргидрией; ахилия; ускорение эвакуации. ФГС выявила атрофию слизистой. Обнаруженные нарушения, характерны для поздней стадии атрофического гастрита. Ахлоргидрия является одной из причин дефицита железа, на фоне ахилии нарушается переваривание в желудке белковой пищи. Возможно ухудшение кишечного пищеварения, чрезмерная активация моторики кишечника с возникновением гипосекреторных (ахилических) поносов. При недостаточности функции поджелудочной железы и желчевыводящих путей усиление процессов гниенияи брожения, дисбактериоз. Возможна непереносимость некоторых продуктов (яйцо, рыба, крабы), содержащих много белка(из-за нарушеня гидролиза белка и всасывания пептидов, что вызывает аллергию)

 


Таблица 2.

Порция Показатели Норма № задачи
       
Натощак Объем (мл) Не более 50 Нет      
Свободная НСl (ЕД) До 15 нет нет    
Общая кислотность(ЕД) 20-30 нет      
Базальная секреция Объем (мл) 50-100        
Свободная НСl (ЕД) 20-40   <10    
Дебит-час, (мг) 50-150        
Стимули-рованная секреция Объем (мл) 100-150        
Свободная НСl (ЕД) 50-70        
Дебит–час (мг) 200-400        
    Дополнительные исследования ФГС-атрофия слизистой. Реакция на молочную кислоту «-« ФГС-гипотрофия слизистой ФГС-метаплазия слизистой. Реакция на молочную кислоту «+« ФГДС в норме.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Дополнительная

1. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

2. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

 

 

Методические указания подготовлены:

ст. преподаватель Кушкова Н.Е. _______________

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры

№ 2 от 14 сентября 2012 г.

Зав. кафедрой: ____________________ А.П. Спицин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: